03:45:36 Пятница, 26 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Пудовкин Всеволод Илларионович

Энциклопедия

Пудовкин Всеволод Илларионович (28.02.1893, Пенза — 30.06.1953, Дуболты, Латвия) — российский кинорежиссер, сценарист, актер, теоретик кино. Народный артист СССР (1948).

Его отец происходил из крестьян с. Шукша Пензенской губернии. Работал по торговой части — приказчиком, коммивояжером. В 1897 году Пудовкины переехали в Москву. Отец имел материальные возможности дать сыну образование. В Москве мальчик учился в 6-й московской гимназии, интересовался астрономией, физикой, математикой, увлекался живописью, музыкой (играл на скрипке), сочинял пьесы.

С 1914 года, не успев окончить отделение естественных наук физико-математического факультета МГУ, участвовал в первой мировой войне. В одном из боев был ранен, попал в плен. Только в конце 1918 года ему удалось бежать и вернуться на Родину. Работал делопроизводителем в военкомате, химиком на заводе «Фосген №1», а в 1920 году поступил в первую государственную школу кинематографии (ныне ВГИК) мастерскую В.Р. Гардина.

Снимался как актер с 1920 года, в том числе в картине Гардина «Серп и молот» (1921), на которой также был сорежиссером. Поставил вместе с ним агитпропфильм «Голод... голод... голод» (1921) и написал сценарий ленты «Слесарь и канцлер» (1923, по пьесе А.В. Луначарского). В 1922—1925 годы — студент ГТК (мастерская Л.В. Кулешова). Исполнитель острохарактерных ролей, соавтор сценариев и художник в фильмах своего учителя « Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) и «Луч смерти» (1925). Эксцентрические уроки Кулешова претворил также в забавной короткометражке «Шахматная горячка» (1925, совместно с Н.Г. Шпиковским). Интерес Пудовкина к достижениям науки в области физиологии и психологии проявился в научно-популярной ленте «Механика головного мозга» (1926).

В 1926 году Пудовкин вместе со сценаристом Н. Зархи и оператором А. Головней создает свой шедевр «Мать» по повести М. Горького. В этом фильме Пудовкин необычайно правдиво и впечатляюще показал жизнь русских рабочих до революции. Главные роли он поручил актерам Художественного театра В. Барановской и Н. Баталову, которые создали образы правдивые, психологически глубокие. Пудовкин обогатил кинематографию рядом ценных открытий. В немом кино он сумел создать интересные метафорические образы: тишину, например, он передал, показывая крупным планом падающие капли; желая сказать, что «революция непобедима, как весна», Пудовкин смонтировал кадры первомайской демонстрации с кадрами мощного весеннего ледохода. В следующем фильме — «Конец Санкт-Петербурга» (1927), созданном В. Пудовкиным, Н. Зархи и А. Головней эпизоды безжалостной окопной войны, военного ажиотажа на бирже, а также октябрьских событий в Петрограде принадлежат к лучшим достижениям киноискусства. Третий шедевр Пудовкина — «Потомок Чингисхана»(1929). В нем показана борьба монгольского народа против поработителей их Родины. Режиссер находил удивительные детали, характеризующие его отношение к исходящим событиям: вихрь, катящий перекат клубы пыли, вырванные деревья, стирал с земли интервентов, которых гнала монгольская колесница. Колоссальный темперамент и мастерство Пудовкина до сих пор поражают зрителей. Эти картины образовали условную трилогию об историко-революционных переменах в начале ХХ века.

Пудовкин много сделал для формирования киноэпоса, в котором создан поэтический образ борющихся масс. В 1930-е годы поставил отмеченные экспериментаторскими поисками в области новых выразительных средств фильмы: немой — «Простой случай» (1932) и звуковые — «Дезертир» (1933) и «Победа» (1938). Большую роль в развитии советского исторического фильма сыграли картины Пудовкина «Минин и Пожарский» (1939; Государственная премия СССР, 1941), «Суворов» (1941), «Адмирал Нахимов» (1947; Государственная премия СССР, 1947). В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов Пудовкин создал «Пир в Жирмунке» («Боевой киносборник» №6, 1941) и «Во имя Родины» (1943, по пьесе К.М. Симонова «Русские люди»). В 1950 году Пудовкин (совместно с Д.И. Васильевым) поставил фильм «Жуковский» (Государственная премия СССР, 1951). Последняя работа режиссера — «Возвращение Василия Бортникова» (1953; по роману Г.Е. Николаевой «Жатва»).

В течение всего творческого пути Всеволод Илларионович не прекращал актерской деятельности. Его выдающаяся актерская работа в экранизации «Живого трупа», осуществленной в 1929 году Ф.А. Оцепом, демонстрирует высочайший уровень проникновения в психологические глубины состояния и поведения героя, Федора Протасова. Как ни парадоксально, в своей небольшой роли юродивого в первой серии «Ивана Грозного» (1945) С.М. Эйзенштейна он смог точнее и острее высказаться по поводу собственного положения на услужении того режима, который извратил и обессмыслил революционный порыв масс и отдельных людей, воспетый кинематографом 20-х годов, в том числе и в фильмах самого Пудовкина.

В его теоретических трудах нашли отражение главные проблемы киноискусства: определение специфики кино, теория монтажа, система работы с типажом и актером, проблема звука в кино. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1951). Многие его фильмы получили премии международных кинофестивалей. Пудовкин является автором многих книг по режиссерскому и сценарному искусству: «Кинорежиссер и кинематография» (1926), «Киносценарий. Теория сценария» (1926), «Актер в фильме» (1934) и другие. Его статьи и книги переведены на многие языки, изучаются во всех киношколах мира.

Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Пудовкин (Поварская улица, 29/31), — мемориальная доска. Именем Пудовкина в 1961 году названа улица (в районе Мосфильмовской улицы).

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное