12:53:38 Пятница, 29 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Садово-парковое искусство

Энциклопедия

Садово-парковое искусство в Пензенской области представлено сохранившимися усадебными парками регулярного и пейзажного (ландшафтного) типа, а также объектами общественного и научного назначения (скверы, ПКиО, ботанический сад, дендрарии).

К регулярным паркам можно отнести парки в бывшей усадьбе П.П. Шан-Гирея Апалиха, в селах Никольская Пестровка Иссинского района, Тоузаково Лунинского района и Черкасское Пачелмского района, где парковые массивы членятся на прямоугольные участки пересекающимися аллеями. Наибольшее распространение получили в Пензенской области пейзажные (английские) парки, чему способствовало устройство помещичьих усадеб в окружении естественной растительности. Среди них наиболее выдающиеся садово-парковые ансамбли: Зубриловской усадьбы князей С.Ф. Голицына и Надеждинской усадьбы князя А.Б. Куракина — замечательные образцы «золотого» века русского садово-паркового искусства, периода утверждения живописного пейзажного стиля. Устроенные в конце XVIII века, они отвечали сложившейся романтической направленности, которая выражалась в создании всевозможных уголков естественного природного ландшафта с введением в него элементов античной архитектуры.

В зубриловском парке это башня-руина и декоративный водоем, в надеждинском — не только разбросанные по парку павильоны и беседки, но и их названия (храмы Лады, Славы, Терпения, Благодарности, Дружбы, Истины, галерея «Вместилище чувствий вечных»), а также названия дорожек и аллей (Марии-Антуанетты, Цесаревичева, Брата Алексея, Катишина, Софьина, Аленина, Ожидаемого благоденствия, Приятного наслаждения, Милой тени, Уединения, Преодолеваемых трудностей, Спокойствия душевного, Веселой мысли, Воспоминания прошедших утех и т. д.), семантический подтекст которых должен был напоминать князю о близких людях и пережитых им когда-то чувствах. К сожалению, все постройки надеждинского парка утрачены, а его первоначальный художественный образ сильно искажен.

Зачастую парк как бы делится на две части: примыкающая к дому для большей торжественности решается как регулярная, а удаленная, рассчитанная на уединенные прогулки, как пейзажная. Такой прием, в частности, использован в усадьбах сел Голицына Нижнеломовского района и Н. Шкафта Никольского района, с. Кирово Сердобского района. В других парках сочетание обоих стилей выражается лишь включением в естественное природное окружение отдельных элементов регулярности: прямых аллей, небольших партеров, геометрических очертаний планировки (с. Бузовлево Лопатинского района; Белокаменский лесопарк).

Характерным признаком русских пейзажных парков является активное использование прудов. Если это небольшой парк, то пруд становится центром его композиции, как, например, в Вазерках и Грабове Бессоновского района; если парк больших размеров и позволяет рельеф, то в нем устраивается целый каскад прудов (Зубрилово Тамалинского района, Голицино Нижнеломовского района, Н. Шкафт Никольского района, Белокаменка Колышлейского района). Иногда, если усадьба размещается в безлесной местности, пруды становятся основой всей садово-парковой композиции, ее главным акцентом, как в усадьбе Тарханы. При больших размерах пруда, как, например, в бывших усадьбах Загоскиных (с. Рамзай Мокшанского района), Устиновых (пгт Беково), в с. Липовка Башмаковского района, в той же Белокаменке, парк разбивается близ него, и в этом случае пруд на завершающем этапе маршрута выступает заключительным аккордом в создании зрительных эффектов. Порой водоем поэтически обыгрывается устройством на нем островка с беседкой и перекидным мостиком к нему, как это сделано в с. Ст. Потловка Колышлейского района. Отсутствие в усадьбах пруда компенсируется протекающей поблизости речкой, которая задействована в садово-парковой зоне, увеличивая возможности раскрытия пространства, что имеет место в усадьбе Апалиха.

К объектам садово-паркового искусства, преследующим цели организации досуга, относятся городские скверы и парки, а к ставящим перед собой научные задачи — Пензенский ботанический сад и дендрологические участки (в Ахунском лесничестве, Барабановском лесничестве Наровчатского района), Морозовский дендрарий.

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное