23:50:46 Пятница, 22 ноября
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Год учителя надо использовать для привлечения внимания к проблемам педагогов — Светлана Копешкина

20:20 | 18.11.2009 | Общество

Печать

Пенза, 18 ноября 2009. PenzaNews. Министр образования Пензенской области, заслуженный учитель Российской Федерации Светлана Копешкина дала интервью информационному агентству «PenzaNews», в котором ответила на актуальные вопросы, касающиеся приоритетных направлений деятельности ведомства.

Светлана Копешкина, министр образования Пензенской областиСветлана Копешкина, министр образования Пензенской области— Светлана Константиновна! В последнее время проблеме обучения пензенских сельхозпроизводителей работе в Интернете уделяется особое внимание. О специальных обучающих курсах говорят и губернатор Василий Бочкарев, и председатель областного правительства Ольга Атюкова. Как сейчас идет работа по созданию региональных электронных торговых площадок, и как обстоит дело с обучением информационным технологиям на селе?

— Работа ведется активно. Министерством образования совместно с Пензенским институтом развития образования разработана программа «Использование Интернета в сельском хозяйстве», которая направлена в муниципальные органы управления образования для использования в обучении. Программа рассчитана на 6 часов. Лекционные занятия этого курса обеспечиваются компьютерным сопровождением в демонстрационном режиме, практические занятия предполагают работу слушателей за компьютерами с программно-методическим обеспечением. Подготовка по этой программе предполагает, что слушатели, прошедшие обучение, овладеют навыками работы в Интернете: смогут самостоятельно пользоваться поисковыми системами, электронной почтой, программами мгновенного обмена сообщениями. Основной задачей обучения является овладение знаниями по актуальным направлениям использования информационных технологий, в том числе, использованию сети Интернет в реализации сельскохозяйственной продукции, приобретению необходимого сырья и сельскохозяйственной техники.

28 октября обучены 27 руководителей ресурсных центров, на базе которых планируется также обучение тьюторов из числа учителей и старшеклассников для реализации указанной программы. Во всех районах Пензенской области с 9 ноября началось обучение тьюторов и производителей сельскохозяйственной продукции. Из 7 тыс. 683 предпринимателей из 30 районов и городов области приступят к обучению более тысячи человек. На сегодняшний день уже 500 предпринимателей из 18 районов обучены компьютерной грамотности и методике продаж своей продукции через сеть Интернет.

— Чтобы жить, надо работать, а чтобы хорошо жить, надо работать творчески. Это высказывание пензенского губернатора касается не только бизнеса, но и других сфер деятельности, в том числе и образования. Особенно, когда речь идет о развитии предпринимательства в учреждениях профессионального образования. Что сделано за уходящий год в Пензенской области в этом направлении?

— Тема развития предпринимательства в учреждениях образования сегодня очень актуальна. В настоящее время на базе подведомственных учреждений начального и среднеспециального профессионального образования зарегистрирован 91 субъект малого предпринимательства: 80 индивидуальных предпринимателей, 5 обществ с ограниченной ответственностью, 5 кооперативов, одно крестьянско-фермерское хозяйство. Общее количество занятых работников составляет 123 человека, занятых учащихся и студентов — 66 человек. 98 выпускников учреждений профессионального образования, обучавшихся по очной форме, организовали собственный бизнес. На базе общеобразовательных учреждений Пензенской области создано 189 субъектов малого предпринимательства: 86 индивидуальных предпринимателей, 9 крестьянско-фермерских хозяйств, 20 кооперативов и 10 обществ с ограниченной ответственностью. Общее количество занятых работников составляет 400 человек, занятых учащихся — около 1 тыс. 200 человек. Итого по Пензенской области — 280 субъектов малого предпринимательства.

В преддверии «Недели предпринимательства», 5–6 ноября, мы провели ярмарку-выставку достижений образовательных учреждений в сфере предпринимательской деятельности. В мероприятии приняли участие свыше 40 субъектов предпринимательской деятельности, была представлена хлебобулочная и сельскохозяйственная продукция, мебель, швейные изделия, сувениры, социально-бытовые услуги. Выставка показала, что предпринимательство на базе образовательных учреждений развивается, возрос интерес педагогов к организации бизнеса в различных видах деятельности.

Одно из направлений в развитии навыков предпринимательской деятельности в учреждениях образования — выращивание овощей в закрытом грунте. В 319 школах на площади более чем 17 тыс. кв. метров построены теплицы, в учреждениях профессионального образования — 26 теплиц на площади 1 тыс. 600 кв. метров. Думаю, что это хороший результат.

— Светлана Константиновна! С 2008 года в рамках нацпроекта «Образование» началась реализация нового направления, которое касается совершенствования организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Какие результаты достигнуты?

— В рамках реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях были освоены 155 млн. рублей в 2008 году, 82 млн. рублей будут полностью освоены в декабре 2009 году. На начало этого учебного года экспериментальный проект реализован в 95 общеобразовательных учреждениях, в которых обучается более 47 тыс. человек.

В 95 муниципальных общеобразовательных учреждениях проведен капитальный и текущий ремонт помещений столовых, школьные пищеблоки переоснащены технологическим оборудованием, проведена реконструкция помещения комбината школьного питания (КШП), его техническое оснащение, обеденные залы столовых укомплектованы новой мебелью, приобретено 14 специализированных машин для перевозки пищевых продуктов.

Подводя первые итоги, уже заметны определенные положительные сдвиги: внедрены новые технологии приготовления пищи, расширился ассортимент блюд, начали использоваться обогащенные продукты питания, повысилась культура питания и отмечен рост охвата учащихся горячим питанием в школах. В результате внедрения новых форм организации школьного питания охват обучающихся горячим питанием в октябре 2009 года увеличился по сравнению с маем 2008 года (66,5%) в 1,3 раза и составил почти 88%, охват горячим питанием в целом по области — 84%.

— Введение новой системы оплаты труда работников бюджетных учреждений Пензенской области вызвало активное обсуждение в педагогическом сообществе. Высказываются мнения, что уход от единой тарифной сетки не оправдал себя. Крайне важно услышать ваше мнение о новой системе оплаты труда.

— В отраслевой системе оплаты труда, введенной в государственных учреждениях образования Пензенской области, сохраняются основы оплаты труда педагогических работников с учетом стажа, образования и категории, заложенные в Единую тарифную сетку (ETC). Кроме компенсационных и стимулирующих выплат в учреждениях образования сохраняются доплаты за работу, не входящую в должностные обязанности работников, но связанную с образовательным процессом.

Система оплаты труда в образовательных учреждениях основывается на пяти принципах. Первый. Установление размеров окладов или ставок работников в зависимости от должности по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням. Второй. Установление повышающих коэффициентов к окладу или ставке в зависимости от уровня образования, стажа, квалификационной категории, специфики работы в учреждениях образования, местоположения учреждения образования. Третий. Осуществление выплат компенсационного характера. Четвертый. Оплата дополнительных видов или объемов работ. И пятый. Материальное стимулирование за высокие результаты и качество работы.

Отмечу, что при установлении размеров окладов и ставок в зависимости от должности были взяты за основу действующие оклады и ставки по ETC.

Подчеркну, что в отраслевой системе оплаты труда изменен подход к определению зарплаты руководителей учреждений. Зарплата руководителя поставлена в зависимость от средней зарплаты основного персонала учреждения. В государственных учреждениях образования она составляет от 1,6 до 2,5 средних зарплат основного персонала.

Отношение к труду работника, его инициативность, инновационная деятельность и другие факторы учитываются при установлении выплат стимулирующего характера. Это доплаты и надбавки, премии и иные поощрительные выплаты. Основными направлениями стимулирования всех работников являются выплаты за интенсивность, качество и высокие результаты выполняемой работы, а также за результаты выполнения особо важных и срочных работ.

Стимулирующие выплаты в настоящее время являются основным фактором, влияющим на увеличение зарплаты работников. Фонд оплаты труда по общеобразовательным учреждениям был проиндексирован на 16% с 1 апреля 2009 года.

— Президент Дмитрий Медведев в ежегодном обращении к Федеральному собранию заявил, что главная задача современной школы — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к реальной жизни. Также глава государства высказал идею о привлечении к работе в школах специалистов без профильного образования. Что вы думаете по этому поводу?

— Говоря о приоритетных задачах, обозначенных в «Нашей новой школе», следует, на мой взгляд, обратиться к дискуссионной острой теме образовательных стандартов нового поколения. Именно новый стандарт может предоставить ребенку возможность самореализации: как в стенах школы, так и за ее пределами, но, вместе с тем, может полностью лишить этой возможности. Очевидно, что существует ряд требований, избежать которых в новых федеральных государственных образовательных стандартах мы просто не можем: умение учиться, сформированность компетенций, наличие разных результатов для разных ступеней, опора на закономерности возрастного развития, подключение к образованию передовой науки. В школе будущего дети будут больше учиться сами, задача учителя — научить их учиться. Современная жизнь требует присутствия в школе максимума современных обучающих технологий, педагогами должны использоваться игровые и другие инновационные методы обучения в полном объеме. И самое главное — в школе дети должны не просто получать знания, но учиться применять их на практике.

Говоря о вопросе работы в школах специалистов без профильного образования, то, в основном, это касается системы допобразования детей. Как правило, это инженеры, бывшие военные, работники сферы культуры. Их профессиональное образование дает им возможность реализовывать интересные образовательные программы по своим профилям, конечно, при условии получения дополнительных педагогических знаний через систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Пензенского института развития образования. Я, на память, могу назвать двух таких людей: Олег Вениаминович Хмелевский (Дворец детского и юношеского творчества города Пензы) — имеет техническое образование, руководит клубом «Картинг», является победителем всероссийских конкурсов педагогов допобразования «Сердце отдаю детям» и конкурса авторских программ и Вячеслав Евгеньевич Рыбников (Дворец детского творчества поселка Башмаково) — бывший военный, мастер спорта по легкой атлетике и лыжному многоборью, руководитель объединения «Атлетическая гимнастика», победитель регионального конкурса педагогов допобразования «Сердце отдаю детям». Почему же такие творческие, действительно влюбленные в свое дело люди, не могут стать наставниками для детей? Я думаю, что это вполне возможно.

— И последний вопрос. 2010 год объявлен в России Годом учителя. Какие меры предпринимаются министерством образования по повышению статуса учителя в обществе?

— В ноябре утвержден план мероприятий по проведению в Пензенской области Года учителя. В частности, запланировано проведение областных этапов всероссийских конкурсов «Учитель года России», «Воспитать человека», «Лучшая школа России» — «Лучшая школа Пензенской области», а также региональные конкурсы классных руководителей, семей педагогов «Успешная семья — 2010», конкурс «Педагогический Олимп» и различные областные олимпиады и конкурсы среди мастеров производственного обучения.

Кроме этого, планируется проведение научно-практических конференций, участие во всероссийском августовском педсовете, в круглых столах и открытых обсуждениях. Лучшие учителя получат правительственные и отраслевые награды. Это далеко не весь список мероприятий Года учителя.

Я убеждена, что необходимо активно использовать такой значительный информационный повод, как проведение Года учителя для привлечения внимания к проблемам педагогов, для укрепления авторитета учителя, формирования позитивного образа учителя и поощрения педагогических работников Пензенской области.

Светлана Константиновна Копешкина родилась 4 января 1958 года в городе Пензе. В 1982 году окончила Пензенский государственный педагогический институт им. В.Г. Белинского по специальности «Учитель физики», в 1996 году — Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена по специальности «Менеджер по управлению в сфере образования».

В 2003 году Светлане Копешкиной присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

С августа 2004 года по 15 мая 2009 года — до назначения на должность министра — Светлана Копешкина работала первым заместителем министра образования Пензенской области.

Актуальное