Мэрия Пензы признана нарушившей антимонопольное законодательство
Печать
Пенза, 21 мая 2015. PenzaNews. Управление ФАС России по Пензенской области признало администрацию Пензы нарушившей закон «О защите конкуренции» в результате обеспечения нужд по благоустройству и озеленению города.
Фотография © PenzaNews Купить фотографию
Информация о наличии в действиях мэрии признаков нарушения антимонопольного законодательства поступила в ведомство из прокуратуры Ленинского района города.
«Прокуратура провела проверку исполнения органами местного самоуправления бюджетного, градостроительного законодательства, законодательства о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении работ по реконструкции сквера имени М.Ю. Лермонтова. В итоге установлено, что передача в хозяйственное ведение скверов и иных объектов благоустройства МУП «Зеленое хозяйство», являющемуся коммерческой организацией, и последующее субсидирование из местного бюджета работ по их содержанию свидетельствовало о наличии согласованных действий. Их целью являлся уход от конкурсных процедур при выборе организации, осуществляющей содержание объектов городского благоустройства», — прокомментировала ИА «PenzaNews» старший помощник прокурора Пензенской области по взаимодействию со СМИ Юлия Макарова.
Как отмечается в решении регионального УФАС России, постановление о создании предприятия было вынесено главой администрации Пензы 11 апреля 2005 года.
Согласно документу, основной целью деятельности МУПа является удовлетворение общественных потребностей в цветочной продукции и посадочного материала древесно-кустарниковых пород для озеленения города и получения прибыли.
Между комитетом по управлению имуществом Пензы и предприятием был заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 27 апреля 2005 года. Согласно акту приема-передачи от этой же даты, за МУПом закреплена мельница «Фермер-2» с остаточной стоимостью 100 тыс. рублей. В последующем мэрией вынесено постановление от 5 июня 2006 года о передаче на баланс в хозяйственное ведение МУП «Зеленое хозяйство» скверов и микроскверов, развязок, бульваров, зеленых насаждений по улицам, парков, памятников и скульптур, а также прочего имущества с остаточной стоимостью на 1 января 2006 года 14 млн. 328 тыс. 740 рублей.
Впоследствии перечень и стоимость имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП «Зеленое хозяйство», подлежали изменению.
В период с 2012 по 2014 годы договоры на предоставление субсидий из бюджета города Пензы в целях возмещения недополученных доходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по благоустройству и озеленению, были заключены с МУП «Зеленое хозяйство» без проведения торгов.
Так, между управлением ЖКХ Пензы и МУП «Зеленое хозяйство» был заключен договор от 10 января 2012 года на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по благоустройству и озеленению города Пензы на сумму 56 млн. 585 тыс. рублей. Согласно представленным документам, стоимость работ на 2012 год составила сумму, аналогичную размеру субсидии по договору. Впоследствии дополнительными соглашениями сумма платежа по договору была увеличена до 91 млн. 28 тыс. 400 рублей.
В последующем между сторонами был заключен аналогичный договор от 23 января 2013 года на сумму 27 млн. 380 тыс. рублей. Стоимость работ на 2013 год также составила сумму, аналогичную размеру субсидии. Дополнительными соглашениями сумма платежа по договору была увеличена до 108 млн. 998 тыс. 344 рублей.
В целях возмещения недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по благоустройству и озеленению в 2014 году, между сторонами был заключен еще один договор — от 13 января 2014 года — на сумму 98 млн. 605 тыс. 700 рублей. В приложении содержался расчет затрат на выполнение работ, согласно которому их стоимость соответствовала размеру субсидии. Впоследствии сумма платежа по договору была увеличена до 113 млн. 44 тыс. 600 рублей.
Оплата муниципальному унитарному предприятию «Зеленое хозяйство» денежных средств по данным договорам подтверждена имеющимися в материалах дела платежными поручениями.
Как отмечается в решении регионального управления ФАС РФ, возмещению должны были подлежать лишь частичные расходы муниципального предприятия, то есть недополученные доходы. Однако, как установлено материалами дела, возмещению подлежали фактически понесенные предприятием затраты, возникшие в связи с оказанием услуг по благоустройству и озеленению города Пензы.
При рассмотрении дела представитель мэрии сослался на то, что организация и проведение в IV квартале 2014 конкурса на предоставление субсидии обеспечило равный доступ хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг по благоустройству и озеленению территории Пензы. Однако данный довод был опровергнут.
Согласно одному из пунктов порядка предоставления субсидий в 2014–2016 годах необходимым условием являлось наличие опыта по оказанию услуг по благоустройству и озеленению территорий общего пользования не менее 5 лет. Таким образом, равный доступ выхода хозяйствующим субъектам на рынок не был обеспечен.
В решении УФАС подчеркивается, что непроведение конкурентных процедур, предусмотренных действующим законодательством РФ, привело к созданию барьеров выхода хозяйствующих субъектов на рынок оказания услуг по благоустройству и озеленению, а также привело или могло привести к недопущению, устранению и ограничению конкуренции на нем.
Так, на участие в проводимом в IV квартале 2014 года отбора на получение субсидии была подана лишь одна заявка со стороны МУП «Зеленое хозяйство». В итоге договор был заключен вновь с этим предприятием.
По итогам рассмотрения дела администрации Пензы выдано предписание о прекращении нарушения ч. 1 ст. 15 «Закона о защите конкуренции», обеспечение муниципальных нужд по благоустройству и озеленению города необходимо осуществить в соответствии с действующим законодательством.
Об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов мэрия обязана сообщить в УФАС не позднее 25 июня 2015 года.