Если Вы хотите бесплатно получать ежедневную рассылку новостей ИА «PenzaNews» по электронной почте, пожалуйста, отправьте со своего e-mail на адрес info@penzanews.ru письмо с темой «Подписка».
Отправляя письмо, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
15 ноября 2018. PenzaNews. Санкции, которые нацелены на полную блокировку торговли страны, являются экономической войной против обычных людей, поэтому необходимо принять меры по их защите во время подобных действий. Об этом заявил спецдокладчик СПЧ ООН по влиянию санкций на права человека Идрисс Джазаири (Idriss Jazairy) в связи с возобновлением администрацией Дональда Трампа (Donald Trump) ограничений против нефтяной отрасли и банковской структуры Ирана.
Фото: Ohchr.org
«Право государств не соглашаться друг с другом должно уважаться, но нарушение прав обычных граждан не должно использоваться как средство политического давления на страну. Это неправомерно с точки зрения международного законодательства в сфере прав человека», — говорится в заявлении Идрисса Джазаири, опубликованном на сайте организации 8 ноября.
«Под экономическими санкциями люди также умирают, но от недостатка пищи и медикаментов, а не от взрывчатки. Подобный вид войны, который полагается на голод и болезнь, требует такого же внимания от международного сообщества, как и любой другой конфликт», — добавляется в тексте документа.
Тем временем президент Ирана Хасан Роухани (Hassan Rouhani) заявил, что экономика страны способна «преодолеть любые проблемы, создаваемые США».
«Американские санкции не оказали никакого влияния на иранскую экономику. Они не что иное, как элемент психологической войны, Вашингтон не может остановить экспорт иранской нефти», — сказал он.
Анализируя непростую ситуацию, эксперт в области ядерного оружия Стокгольмского международного института исследований проблем мира Тютти Эрасто (Tytti Erasto) высказала мысль, что США изначально предъявляли завышенные требования к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД).
«С точки зрения США, договор не был идеальным, так как имел ограниченный период действия и не решал другие спорные вопросы с Ираном. Однако ожидать иного не стоило — будущее ядерной программы и другие вопросы можно было бы обсуждать на уровне доверия в рамках действовавших договоренностей. Выход США из СВПД и последующее повторное введение санкций также не решит эти проблемы. Это, напротив, подрывает саму сделку и перспективы любых дипломатических переговоров по другим темам между США и Ираном, а также усложняет отношения между Европой и Тегераном», — сказала Тютти Эрасто в интервью ИА «PenzaNews».
Вместе с тем, на ее взгляд, сделка хорошо зарекомендовала себя в сдерживании ядерной программы страны и укреплении международного доверия к иранским намерениям, хоть и «не была идеальной для самого Ирана»,
«Ослабление санкций не возымело желаемого положительного эффекта на иранскую экономику еще до прихода к власти администрации Трампа. Теперь же, с ужесточением санкций США, кажется, что экономические выгоды для Ирана в большей степени потеряны, а сама сделка в основном имеет политический смысл, связана с вопросами безопасности и служит для предотвращения международной конфронтации», — уточнила аналитик.
При этом, по ее словам, действия США поставили под удар в том числе и европейскую экономику.
«В частности, это коснулось компаний, которые хотели инвестировать и расширять свою деятельность в Иране, полагаясь на заверения предыдущей американской администрации о том, что законные соглашения не приведут к штрафам. В настоящий момент опасения, что любая сделка с Ираном может рассматриваться министерством финансов США как незаконная, ставит под вопрос даже поставку в страну основных предметов первой необходимости, включая медицинские препараты», — отметила Тютти Эрасто.
Эксперт по ядерной программе и политике Ирана, профессор университета Южной Калифорнии Мухаммад Сахими (Muhammad Sahimi) разделил мнение о том, что американские санкции наносят вред обычным гражданам Ирана.
«США заявляют, что поддерживают иранский народ, но это фикция. Вскоре Ирану будет сложно импортировать даже жизненно важные лекарственные средства (ЖВЛС) и некоторые продукты питания. США заявляют, что хотят демократии и уважения прав человека для иранского народа, но это тоже фикция. Если бы США действительно были обеспокоены такими проблемами, они начали бы со своих союзников: Саудовская Аравия совершает военные преступления в Йемене при поддержке США и Великобритании, устраняет диссидентов внутри страны и за рубежом, при этом Израиль превратился в колонизаторское государство, оккупирующее территории палестинцев и убивающее их в Газе», — пояснил свое видение ситуации профессор университета Южной Калифорнии.
На его взгляд, санкции являются не только нарушением международного соглашения, но и нарушением резолюции 2231 Совета безопасности ООН.
«Эта резолюция была утверждена в соответствии с главой VII устава ООН, а это означает, что ее положения являются обязательными для всех государств-членов, включая Соединенные Штаты. Санкции не подведут Иран к столу переговоров, пока США отменят свое решение, но сильно навредят обычным иранцам», — подчеркнул Мухаммад Сахими.
Кроме того, по его словам, санкции наносят ущерб и европейским странам.
«После заключения сделки с Ираном многие крупные европейские корпорации от Total до Airbus, а также французские и немецкие автопроизводители подписали выгодные соглашения. Европа является серьезным коммерческим партнером Тегерана. Иран — огромный неосвоенный рынок, и ЕС будет бороться [за сохранение торговых отношений]. Я надеюсь, что это станет уроком для Евросоюза, чтобы перестать полагаться на США и начать вести свою собственную политику во благо граждан ЕС», — отметил аналитик.
Вместе с тем он добавил, что СВПД может остаться в силе до тех пор, пока ЕС продолжит покупать иранскую нефть и обеспечит функционирование механизма, предоставляющего Ирану доступ к своим финансовым ресурсам и доходам от экспорта.
В свою очередь член экспертно-консультативного совета Reconnecting Eurasia в Женеве, сотрудник Брюссельского энергетического клуба Эльхан Нуриев (Elkhan Nuriyev) выразил уверенность в том, что СВПД справляется со своей основной функцией.
«Естественно, нет ни одного международного соглашения, которое являлось бы совершенным, но СВПД — это именно то соглашение, которое сдерживает Иран от работы над созданием ядерных вооружений», — сказал эксперт.
«За весь период действия договор доказал свою жизнеспособность. На днях в Вене МАГАТЭ подтвердило выполнение Ираном ядерного соглашения. Более того, из ежеквартальных отчетов организации видно, что иранские запасы низкообогащенного урана сохраняются в прежнем состоянии, как того требует международное соглашение», — уточнил Эльхан Нуриев.
Тем не менее, по его словам, Иран уже несет реальные потери из-за сокращения экспорта нефти.
«Так, среднесуточная нефтедобыча в стране к началу октября сократилась почти до 3 млн. баррелей по сравнению с примерно 4 млн. баррелей в мае. По текущим ценам это означает, что Иран недополучает почти около 1 млрд. долларов в месяц. Учитывая эти сравнительные показатели, можно ожидать дальнейшего снижения экспорта — к началу ноября пять стран и без американских санкций поспешили свернуть закупки черного золота в Иране. Отключение от SWIFT тоже негативно влияет на финансово-экономическую систему исламской республики», — пояснил аналитик.
Комментируя потенциальное развитие событий в среднесрочной перспективе, Эльхан Нуриев подчеркнул, что многое будет зависеть от геополитического поведения Ирана и того, как он будет реагировать на усиливающееся давления со стороны США.
«Выход американцев из СВПД серьезно усилил напряженность не только между Тегераном и Вашингтоном, но и вокруг иранской ядерной программы, вновь вызвав недоверие к Ирану и создав неопределенность. Такое отношение американцев к международному соглашению и самому Тегерану рискует подтолкнуть Иран к возобновлению ядерных разработок. Американцы фактически побуждают Иран к провокационным действиям, чтобы затем нанести удар. Будет ли это политический или военный удар, покажет время», — отметил он.
Между тем эксперт в сфере международных отношений, директор Центра общественных и глобальных исследований Уильяма Х. Бейтса, профессор Салемского государственного университета Канишкан Сатхасивам (Kanishkan Sathasivam) назвал сделку с Ираном «глубоко ошибочной».
«Причиной тому, в частности, является игнорирование иранских программ по созданию баллистических ракет и его крайне разрушительная региональная политика, финансируемая за счет средств, которые страна получила от отмены санкций. Однако я скептически оцениваю возможность возобновленных американских мер каким-либо образом изменить ситуацию в этих проблемных сферах. Я думаю, в конечном счете проблемы СВПД связаны не с самим Ираном, а скорее с любезным и доверительным отношением к нему со стороны России и трех государств Евросоюза», — сказал аналитик.
По его мнению, в нынешнем контексте санкции одних лишь США не изменят поведение Ирана, но «действительно могут навредить экономическим интересам ЕС».
«Это именно то, на что иранцы рассчитывали с самого начала. Они знали, что в случае заключения сделки, которая в дальнейшем позволит ЕС установить экономические связи с Ираном и инвестировать в страну, их собственные действия в рамках этого соглашения в будущем не будут иметь никакого значения, потому что ЕС не захочет терять свои деньги. Таким образом, это предоставляет иранцам своего рода «защиту» при нарушении части или всех договоренностей в рамках сделки, благодаря которой они могут рассчитывать на то, что ЕС не решится на возобновление против них санкций и проведение военных операций», — пояснил свою точку зрения Канишкан Сатхасивам, подчеркнув, что «СВПД не только не закрыл Ирану все пути к созданию оружия, […] но и предоставил безопасный и защищенный маршрут для достижения этой цели».
В свою очередь научный сотрудник Центра исследований имени Джеймса Мартина при Институте международных исследований в Монтерее Джо Бразда (Joe Brazda) назвал действия американской администрации в отношении Ирана непродуманными.
«Дональд Трамп считает сделку политической ошибкой. Он обещал «разорвать» ее в ходе своей предвыборной кампании. Впоследствии Трамп не представил никаких доказательств в поддержку своих слов о том, что СВПД является худшей сделкой за всю историю. Эти необоснованные заявления прямо противоречат 13-му докладу генерального директора МАГАТЭ, согласно которому Иран полностью соблюдает свои обязательства по СВПД. Нарушение [договора] со стороны США является непродуманным политическим усилием, направленным на то, чтобы укрепить [электоральную] базу Трампа и использовать такое «страшное» слово, как «Иран», для обеспечения лояльного голосования», — отметил Джо Бразда.
Он обратил внимание на то, что с первого дня реализации договора — почти в течение трех лет — не было зафиксировано ни одного серьезного нарушения со стороны Ирана.
«Все стороны СВПД, за исключением США, разделяют мнение о том, что сделка работает именно так, как было задумано. Оба пути к созданию ядерного оружия были фактически заблокированы, и Иран в настоящее время не осуществляет свою ядерную программу. Повторное введение односторонних санкций нарушает резолюцию 2231 Совбеза ООН, поскольку США обязались приостановить ограничительные меры до тех пор, пока Иран придерживается договоренностей в рамках СВПД», — добавил аналитик.
На его взгляд, внутри США до сих пор нет единого мнения по иранскому вопросу.
«В июле Трамп предлагал провести переговоры с Ираном безо всяких предварительных условий, при этом [госсекретарь США Майкл] Помпео (Mike Pompeo) выдвинул Ирану список с нереалистичными 12-ю требованиями. Оценить уровень успеха [проводимого в отношении Тегерана курса] будет довольно проблематично, пока не определена его цель», — уточнил Джо Бразда.
Он также напомнил, что с начала реализации СВПД 16 января 2016 года партнеры по сделке, в том числе и европейские, заключили выгодные торговые договоры с Ираном, а американские санкции теперь угрожают получаемой прибыли.
«Брюссель перешел на защиту компаний ЕС, вновь применив «блокирующий закон», […] который запрещает европейским фирмам прекращать деловые контакты с Ираном в связи с санкциями США. Кроме того, Евросоюз работает над альтернативным механизмом финансирования, чтобы обойти американские рестрикции в отношении финучреждений, традиционно используемых для ведения бизнеса с Тегераном. Эти меры окажут некоторое влияние на торговлю между ЕС и Ираном, но давление со стороны США, несомненно, будет отговаривать многие компании от участия в каких-либо новых соглашениях, о чем свидетельствует вывод французского энергетического гиганта Total из проекта по добыче природного газа на месторождении Южный Парс в Персидском заливе», — пояснил эксперт.
На его взгляд, политика США в отношении Ирана вносит неопределенность в дальнейшее развитие ситуации.
«Администрация Трампа предъявила ряд претензий государствам, которые являются основными импортерами иранской нефти. Нарушение этих поставок рискует вызвать излишнюю путаницу на нефтяном рынке и может привести к росту цен на черное золото. [...] Единственное, что не вызывает сомнений в условиях, когда государства, оставшиеся в сделке, готовы изобретать новые способы ведения торговли с Ираном в обход санкций, так это то, что позиции США как глобального лидера продолжат ослабевать», — подвел итог аналитик.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter