18:35:46 Среда, 25 декабря
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Решение Дональда Трампа о выходе США из ядерной сделки с Ираном лишено логики — эксперты

17:59 | 23.05.2018 | Аналитика

Печать

23 мая 2018. PenzaNews. Тегеран намерен добиваться от европейских государств четких гарантий соблюдения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), несмотря на решение Вашингтона о выходе из ядерной сделки. Об этом иранскому информационному агентству Tasnim заявил советник руководителя Ирана аятоллы Али Хаменеи (Ali Khamenei) по международным вопросам Али Акбар Велаяти (Ali Akbar Velayati).

Решение Дональда Трампа о выходе США из ядерной сделки с Ираном лишено логики — эксперты

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

«Должны быть четкие европейские гарантии, чтобы не превращать СВПД в одностороннее соглашение. У меня нет абсолютной уверенности в позиции европейских стран без получения практических гарантий, так как противоречивые заявления вызывают подозрение», — сказал он.

«Некоторые члены ЕС заявляют о приверженности ядерному соглашению и перспективах укрепления экономического сотрудничества с Ираном, в то время как другие [европейские страны] говорят, что нет необходимости противостоять США. [...] Такое противоречие не может не вызвать подозрение», — добавил Али Акбар Велаяти.

Между тем Еврокомиссия уже приняла первый пакет мер по защите компаний ЕС в Иране от санкций Вашингтона, запустив формальный процесс по утверждению блокирующего регламента. Он запретит предприятиям исполнять американские экстерриториальные санкции, позволит в судебном порядке возмещать потери от действий третьих лиц, выполняющих ограничительные меры, а также аннулирует на территории ЕС все иностранные судебные решения, связанные с санкциями США.

Кроме того, Еврокомиссия намерена упростить порядок предоставления Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) средств для финансирование проектов, которые реализуют в исламской республике компании из ЕС, активизировать всестороннее экономическое партнерство и создать механизмы прямых платежей в Центробанк Ирана без иностранных банков-посредников.

Анализируя сложившуюся ситуацию, бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США, специализировавшийся на военно-политических и разведывательных вопросах, член правления американской Ассоциации по контролю за вооружением Грег Тельман (Greg Thielmann) назвал решение Дональда Трампа (Donald Trump) выйти из ядерного соглашения с Ираном «одной из худших ошибок внешней политики Соединенных Штатов за последние десятилетия».

«Соглашение 2015 года стало конечным результатом совместных усилий США, России, Китая, Великобритании, Франции и Германии, включавших в себя устойчивое политическое и экономическое давление на Иран и умелую дипломатию переговорщиков этих шести стран, Европейского союза и Ирана. Положения СВПД были должным образом сосредоточены на самой приоритетной цели международного сообщества в отношении Тегерана, гарантируя, что ядерная программа страны не будет использоваться для производства расщепляющихся материалов для оружия массового уничтожения. Документ успешно блокировал все пути к производству таких материалов и обеспечивал возможность проведения расширенных мероприятий по проверке соблюдения Ираном обязательств по ядерному нераспространению в течение длительного срока», — напомнил эксперт в интервью ИА «PenzaNews».

На его взгляд, решение американского лидера о выходе из иранской сделки не поддается логике, поскольку у Дональда Трампа нет реалистичного плана по улучшению условий соглашения, которое он счел неудовлетворительным.

«Этот шаг негативно повлияет на безопасность Соединенных Штатов и их союзников. Американская разведка неоднократно подтверждала, что Иран соблюдает свои обязательства по договору. Министр обороны США, многие члены конгресса от Республиканской партии, бизнес-сообщество и американские союзники в Европе выступали против выхода из сделки. Трамп, который имеет слабое понимание условий СВПД, похоже, испытывает сильную эмоциональную антипатию к руководству Ирана и настроен решительно против любых компромиссов с Тегераном. Более того, решение Трампа отражает его стремление аннулировать самые значительные достижения его предшественника — президента Барака Обамы (Barack Obama)», — отметил Грег Тельман.

По его мнению, выход из сделки несет исключительно негативные последствия, в том числе для самих Соединенных Штатов.

«Любые политические обязательства, взятые на себя правительством США в будущем, будут заслуживать меньше доверия. Иран с большей вероятностью будет игнорировать условия соглашения и приобретет технические возможности, которые приблизят его к потенциальному производству ядерного оружия. Вероятно, этот шаг укрепит в Тегеране позиции сторонников жесткой политики, которые выступают категорически против более тесного взаимодействия с Западом и нацелены на распространение иранского влияния на Ближнем Востоке посредством силовых действий», — сказал бывший сотрудник Госдепартамента США, добавив, что Ирану необходимо избежать соблазна ответить на недобросовестные действия Вашингтона и вместо этого продемонстрировать решимость пользоваться всеми политическими выгодами, которые страна может получить, если по-прежнему будет придерживаться СВПД.

Тем временем норвежский политик, издатель, писатель, независимый предприниматель в области культуры и информационных технологий Пол Стейган (Pal Steigan) отметил, что выход из сделки с Ираном «главным образом связан с борьбой США за сохранение собственной гегемонии, а также может явиться этапом подготовки к войне».

«Выходя из сделки с Ираном, Трамп явно следует за разжигающим конфликт курсом Биньямина Нетаньяху (Benjamin Netanyahu) в Израиле и неоконсерваторов из его окружения, таких как Джон Болтон (John Bolton), долгое время лоббировавший идею войны с Тегераном. Кроме того, это часть его собственного курса «Америка прежде всего», — сказал политик.

По его мнению, Дональд Трамп хочет саботировать политический треугольник, состоящий из Китая, России и Ирана, а также дисциплинировать и наказать своих партнеров в Европе.

«Вводя санкции, он бьет по Airbus [одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире, образованная путем слияния нескольких европейских авиапроизводителей] от лица ее конкурента — [американской корпорации] Boeing, а также наносит удар по [французской нефтегазовой компании] Total от имени нефтяной промышленности США. Обращаясь со своими европейскими вассалами, как с грязью, он показывает им, кто является боссом и демонстрирует им длину их поводка», — пояснил Пол Стейган.

При этом, на его взгляд, «единственный способ сохранить то, что осталось от сделки, заключается в поддержке соглашения со стороны европейских гарантов».

«Иран хочет, чтобы так и было, пообещав в этом случае соблюдать договоренности СВПД. Если этого не произойдет, Тегеран будет вправе возобновить ядерную программу, и мы станем свидетелями полномасштабной гонки ядерных вооружений на Ближнем Востоке, причем Саудовская Аравия будет являться ее очевидным участником», — отметил норвежский аналитик.

В свою очередь эксперт в области ядерного оружия Стокгольмского международного института исследований проблем мира Тютти Эрасто (Tytti Erasto) высказала мысль, что решение США о выходе из сделки в первую очередь связано с «близоруким стремлением» Дональда Трампа выполнить свое соответствующее предвыборное обещание.

Кроме того, на ее взгляд, это совпадает с традиционным внешнеполитическим подходом США к Ирану, основанном на двух главных заблуждениях, первое из которых заключается в ошибочном мнении о том, что смена режима якобы может решить все проблемы с Тегераном.

«Выход США из СВПД рискует возобновить ядерный кризис вокруг Ирана, что соответствует намерениям Джона Болтона по созданию ситуации, в которой война против Тегерана станет более оправданной. […] Второе заблуждение состоит в том, возобновление и усиление давления на Иран США считают предпосылкой к заключению сделки на более выгодных условиях», — уточнила аналитик.

При этом, по ее мнению, Иран также может приостановить исполнение договоренностей, предусмотренных СВПД, что фактически будет означать снятие ограничений на деятельность по обогащению урана.

Читайте также

Перенос посольства США в Иерусалим существенно осложнит напряженную ситуацию в регионе

«Это не означает, что Тегеран начнет разработку ядерных вооружений. Однако Израиль будет утверждать, что это так, и, вероятно, возобновит политику угроз с упреждающими военными ударами против Ирана. И если администрация Обамы пыталась сдержать Израиль, то администрация Трампа этого делать не будет. В худшем случае все это может обернуться новой разрушительной войной на Ближнем Востоке», — сказала Тютти Эрасто.

По ее словам, обещание Евросоюза попытаться сохранить сделку имеет чрезвычайное значение для иранских властей.

«Эта попытка Евросоюза вряд ли сможет предотвратить весь ущерб от санкций, однако сведет его к минимуму и станет очень символичным и важным шагом в ситуации, когда иранское руководство будет испытывать растущее внутреннее давление, направленное на то, чтобы отреагировать на действия США. При лучшем раскладе меры Евросоюза помогут подтвердить приверженность Ирана условиям СВПД, несмотря на уменьшение экономических выгод, обеспечивая шаткое равновесие вокруг ситуации, по крайней мере, до следующих выборов в США», — отметила эксперт.

Тем временем научный сотрудник Центра исследований имени Джеймса Мартина при Институте международных исследований в Монтерее Джо Бразда (Joe Brazda) обратил внимание на то, что американский президент не раз демонстрировал собственную некомпетентность и непонимание деталей заключенной с Ираном сделки.

«Он неоднократно утверждал, что это наихудшая и наиболее однобокая сделка, в которой участвуют США. Но в то же время никаких доказательств или существенных обоснований того, как он пришел к такому выводу, нет», — сказал аналитик, добавив, что Дональд Трамп, который называл Иран главным в мире государством, спонсирующим терроризм, также жаловался на то, что действие СВПД не распространяется на ракетную программу.

«Наличие дополнительных проблем безопасности, требующих решения, не может являться основанием для разрыва сделки, которая не позволяет Ирану разрабатывать ядерное оружие — это лишено логики», — отметил он.

На его взгляд, более правильным было бы продумать ограничения в отношении потенциальной программы по разработке оружия массового уничтожения и возможной гонки вооружений на Ближнем Востоке, а также начать переговоры о дополнительных соглашениях по установлению лимитов на количество баллистических ракет и снижению террористических угроз.

«Нарушение условий СВПД неоправданно ставит международное сообщество и Ближний Восток под угрозу по линии безопасности. Без долгосрочной альтернативы, а также при сомнительной и очень расходящейся аргументации, приводимой в оправдание выхода из сделки, сторонам будет крайне сложно понять логику и причину такого важного решения. Его можно объяснить только последовательной практикой Трампа по обесцениванию политики Обамы», — сказал Джо Бразда.

При этом, по его словам, прямым следствием нарушения Соединенными Штатами СВПД станет недоверие к стране как к партнеру.

«Будет интересно посмотреть, как Дональд Трамп и госсекретарь Майк Помпео (Mike Pompeo) будут убеждать Ким Чен Ына (Kim Jong-un) подписать соглашение, предусматривающее экономическую помощь США КНДР в обмен на полное, необратимое и контролируемое извне разоружение, если американский президент продемонстрировал, что готов нарушить идентичный договор с Ираном», — отметил эксперт.

Он также напомнил, что другие участники СВПД выразили несогласие с решением Дональда Трампа выйти из договора, и будут делать все необходимое для дальнейшего исполнения своих обязательств в рамках соглашения.

«Таким образом, этот шаг вбивает клин между США и их ближайшими союзниками, в то время как Иран, напротив, теперь рассматривается как ответственная сторона и продолжает реализовывать торговые соглашения, от которых не желают отказываться его партнеры. США, скорее всего, попытаются заставить государства соблюдать односторонние санкции, применяя экономическое и политическое давление. Если им это удастся, иранцы будут вправе отказаться от СВПД и вернуться к программе обогащения урана, которая может принять промышленные масштабы без навязчивого международного мониторинга, предусмотренного соглашением», — предположил аналитик, добавив, что такое развитие событий приведет к гонке вооружений и эскалации напряженности в регионе.

«Наиболее оптимистичной перспективой для СВПД может стать решение участников соглашения «пережить» период правления Дональда Трампа, надеясь на [избрание] разумного кандидата на выборах в США в 2020 году», — резюмировал Джо Бразда.

Президент США Дональд Трамп 8 мая озвучил свое решение о выходе Вашингтона из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), ограничивающего ядерные разработки Тегерана в обмен на отмену соответствующих санкций Совбеза ООН и односторонних рестрикций, введенных в свое время Соединенными Штатами и Евросоюзом.

Он пообещал не только вернуть старые, но и ввести новые ограничительные меры в отношении Ирана. При этом Дональд Трамп заявил о готовности США заключить новое соглашение с Тегераном.

Данный шаг американского лидера получил резкое неодобрение со стороны международного сообщества.

Великобритания, Германия и Франция призвали всех участников договора продолжать исполнять его условия. Иран в свою очередь подтвердил готовность, как и прежде, соблюдать положения СВПД.

Глава МИД России Сергей Лавров (Sergey Lavrov) назвал выход США из сделки нарушением резолюции Совбеза ООН, подчеркнув, что Москва будет добиваться сохранения соглашения, несмотря на намерения США возобновить санкционный режим против Ирана.

Ядерная сделка с Тегераном считалась одним из главных дипломатических достижений бывшего американского президента Барака Обамы (Barack Obama).

Актуальное