В ЕС больше не признают Хуана Гуайдо «временным президентом» Венесуэлы, но будут его поддерживать
Печать
28 января 2021. PenzaNews. Страны Евросоюза больше не считают лидера венесуэльской оппозиции Хуана Гуайдо (Juan Guaido) «временным президентом» Боливарианской Республики. В совместном заявлении министров иностранных дел ЕС, принятом 25 января, самопровозглашенный глава государства наряду с другими представителями оппозиции назван «важным действующим лицом» и «привилегированным собеседником».
Фото: D. Myles Cullen, Flickr.com/whitehouse45
«ЕС вновь заявляет о своей поддержке всех тех, кто работает над демократическим будущим Венесуэлы. ЕС повторяет свои призывы к [...] свободе и безопасности всех политических оппонентов, в частности, представителей оппозиционных партий, избранных в Национальную ассамблею 2015 года, и особенно Хуана Гуайдо, а также других представителей демократической оппозиции. ЕС считает их важными действующими лицами и привилегированными собеседниками и призывает демократическую оппозицию занять единую позицию с целью инклюзивного процесса диалога и переговоров», — говорится в документе.
В декабре 2020 года в Боливарианской Республике прошли выборы в Национальную ассамблею — однопалатный законодательный орган страны. Победу на них одержала коалиция «Великий патриотический полюс». Ее возглавляет пропрезидентская Единая социалистическая партия Венесуэлы, лидером которой является Николас Мадуро (Nicolas Maduro). До выборов две трети мест в Национальной ассамблее контролировались оппозицией, а Хуан Гуайдо занимал пост спикера парламента.
Евросоюз новый состав законодательного органа Венесуэлы не признал, о чем 6 января на брифинге сообщил официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано (Peter Stano).
«Евросоюз не признает новый состав парламента Венесуэлы, и мы продолжим поддерживать единственного [с точки зрения Брюсселя] законно избранного представителя Венесуэлы Хуана Гуайдо», — сказал он.
Позднее в тот же день Европейский совет распространил заявление верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля (Josep Borrell), где говорится о намерении «продолжать взаимодействие со всеми представителями политического и гражданского общества», включая Хуана Гуайдо и других членов предыдущего состава Национальной ассамблеи.
На минувшей неделе Европейский парламент принял резолюцию, призывающую страны ЕС однозначно признать продолжение полномочий законодательного органа Венесуэлы, избранного в 2015 году, и, соответственно, «временного президента». Однако этот призыв был проигнорирован, что вызвало критику со стороны отдельных депутатов Европарламента.
Политическая ситуация в Венесуэле резко обострилась в 2019 году. Это произошло после того, как 23 января лидер оппозиции Хуан Гуайдо, назначение которого на пост спикера парламента за два дня до этого аннулировал Верховный суд, объявил себя исполняющим обязанности президента. «Временным главой государства» его признали США. К ним присоединились страны Группы Лимы, кроме Мексики, а также Организация американских государств и большинство членов Евросоюза. Президент Венесуэлы Николас Мадуро назвал произошедшее попыткой переворота и заявил о разрыве дипломатических отношений с США. В его поддержку высказались Россия, Белоруссия, Иран, Китай, Куба, Никарагуа, Сирия и Турция.
Член комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Пушков (Alexey Pushkov) считает, что отказ Евросоюза признавать Хуана Гуайдо главой Венесуэлы является серьезным ударом по политике США и их курсу на «смену режимов».
«Это и признание неверной политики самого Евросоюза. Венесуэла доказала, что может противостоять жесткому давлению западного альянса во главе с США. Крупная победа Мадуро», — написал сенатор в своем «Твиттере».
По мнению эксперта Центра латиноамериканских исследований Американского университета, бывшего сотрудника Отдела интересов США в Гаване Фултона Армстронга (Fulton Armstrong), Европа разочарована тем, что санкции Соединенных Штатов «лишь вызвали новые гуманитарные страдания и не принесли результатов, которые обещал Вашингтон».
«ЕС не симпатизирует Мадуро, не одобряет его некомпетентность как лидера, категорически выступает против его позиции в области прав человека и сомневается в его легитимности. Однако Евросоюз полагает, что политика должна основываться на реальности, а реальность такова, что Хуан Гуайдо не является и, по всей видимости, не будет президентом Венесуэлы», — сказал он.
На его взгляд, сдвиги в позиции Евросоюза относительно «временного главы государства» убедительно свидетельствуют о том, что решение должно быть достигнуто путем обсуждений, а не враждебной стратегии «смены режима».
«Гуайдо не хватает поддержки граждан, навыков политического руководства и политической зрелости. ЕС знает, что ни один лидер, который придет к власти «сидя верхом» на спине правительства Соединенных Штатов, не будет эффективным. Европейский союз считает, что венесуэльцы нуждаются именно в венесуэльском решении, выработанном в ходе переговоров», — пояснил Фултон Армстронг.
При этом, по его словам, ни правительство Николаса Мадуро, ни оппозиция пока не уверены в том, что им нужно идти на значительные уступки.
«Мадуро смог выстоять перед лицом невероятных испытаний и чувствует, что ему не нужно идти на компромисс. Между тем оппозиция полагает, что Соединенные Штаты — по крайней мере, так было при президенте Трампе — поддержат ее в любых усилиях по свержению Мадуро законным или незаконным способом. [...] Когда оппозиция осознает свою слабость, а Мадуро почувствует, что уступки возможны, мы увидим прогресс», — отметил Фултон Армстронг.
Тем временем сотрудник факультета истории, политики и международных отношений в Вебстерском университете Дэниел Хеллингер (Daniel Hellinger) подчеркнул, что Николасу Мадуро удалось значительно укрепить свои политические позиции.
«Мадуро отошел от прогрессивной социальной и экономической политики Уго Чавеса (Hugo Chavez). Отчасти это прагматически оправдано, учитывая экономический кризис, но также представляет собой удар по латиноамериканским левым. [...] Оппозиция глубоко разделена. Однако среди населения, которое когда-то единогласно поддерживало Уго Чавеса, растет недовольство экономическими и социальными условиями. Об этом свидетельствует крайне низкая явка на выборы в Национальную ассамблею и протесты против нехватки медучреждений и ухудшения состояния имеющихся», — сказал эксперт.
По его словам, сейчас акцент должен быть сделан уже на будущих президентских выборах, которые намечены на 2024 год, и пристальном наблюдении за избирательным процессом не только в день голосования, но и в течение нескольких недель до него.
«Самые болезненные вопросы для прогресса связаны с тем, как силы безопасности будут реагировать на вероятные обвинения в нарушении прав человека и коррупции», — сказал Дэниел Хеллингер.
На его взгляд, международное сообщество могло бы сыграть важную позитивную роль в урегулировании ситуации, особенно если страны Группы Лимы и США последуют за решением Европы и откажутся от признания Хуана Гуайдо.
«Роль Китая, России и Ирана должна заключаться в том, чтобы проявлять сдержанность в продаже стране вооружений, но при этом настаивать на своем праве инвестировать и торговать с Венесуэлой», — добавил он.
По мнению эксперта Центра европейских политических исследований (CEPS) Моники Рико Бенитес (Monica Rico Benitez), выход из ситуации, сложившейся в Боливарианской Республике, может быть найден только в ходе инклюзивного диалога между сторонами конфликта и гражданским обществом.
«Однако администрация Мадуро не представила никаких доказательств, которые свидетельствовали бы о желании начать такой процесс. Кроме того, оппозиция продолжает сильно раздробляться. Учитывая, что внутренние проблемы Венесуэлы нарастают и уже спровоцировали серьезные международные последствия в виде гуманитарного кризиса, международное посредничество не только возможно, но и очень необходимо», — сказала аналитик.
По ее словам, отказ ЕС признавать Хуана Гуайдо «временным главой Венесуэлы» отражает прагматичную позицию европейского института, который объединяет большое количество правительств с различными политическими взглядами.
«Например, Европейский парламент подтвердил признание Гуайдо «временным президентом». Учитывая, что Европарламент обладает растущей способностью оказывать влияние в рамках европейского распределения полномочий, можно ожидать усиления давления на Совет с целью пересмотра позиции по венесуэльскому конфликту», — отметила Моника Рико Бенитес.
«На мой взгляд, с международной точки зрения это также отражает тот факт, что ЕС не видит необходимости занимать жесткую позицию в конфликтных отношениях между США и Китаем, как это было по другим вопросам. ЕС принимает собственное решение, и его не следует толковать исключительно в сравнении с риторикой США. На самом деле занятие собственной позиции может способствовать имиджу ЕС как «альтернативного союзника» для облегчения будущего диалога по переходу к демократии, и это не препятствует плодотворному сотрудничеству с Вашингтоном», — пояснила она.
Моника Рико Бенитес добавила также, что обеспокоенность вызывает не только политическая, но и гуманитарная ситуация в Венесуэле. С этим согласен ее коллега, руководитель программы глобального управления, регулирования, инноваций и цифровой экономики в CEPS Андреа Ренда (Andrea Renda).
«Чрезвычайная гуманитарная ситуация очевидна для всех, поскольку население страдает от нехватки продуктов питания — люди резко теряют в весе. Большинство из них едят только один раз в день, и система здравоохранения не в состоянии поддержать тех, кто страдает от болезней. Продовольственная сфера рухнула, как и многие другие цепочки поставок», — заявил он.
Эксперт подчеркнул, что не согласен с теми, кто утверждает, что «только венесуэльцы могут спасти Венесуэлу». По его мнению, к процессу должны подключиться страны региона и мировое сообщество.
«Надеюсь, что Канада и государства – члены ЕС смогут объединиться со странами Латинской Америки, например, с Колумбией, чтобы коллективно найти подходящее решение для урегулирования миграционного кризиса и создания условий для политических преобразований. На мой взгляд, это требует сильной роли ЕС, дипломатических усилий по посредничеству между двумя противоборствующими группами, а также программы экономической и гуманитарной поддержки, прочно основанной на целях устойчивого развития», — сказал Андреа Ренда.