Уход США из Афганистана завершает эпоху попыток переустроить другие страны силовым путем
Печать
17 сентября 2021. PenzaNews. Эксперты продолжают обсуждать заявление президента США Джозефа Байдена (Joseph Biden) о выводе войск из Афганистана и окончании эпохи крупных военных операций, направленных на переустройство других государств.
Фото: YouTube.com, CNBC Television
В своем выступлении глава Белого дома отметил, что страна переворачивает страницу внешнеполитической стратегии, которой она руководствовалась на протяжении последних 20 лет, и заявил о необходимости извлечь уроки из совершенных ошибок.
«Для меня первостепенное значение имеют два урока. Во-первых, мы должны ставить перед собой четкие и достижимые цели, а не те, которых нам никогда не достичь. Во-вторых, мы должны четко придерживаться фундаментальных интересов национальной безопасности США», — сказал Джо Байден.
«Это решение относительно Афганистана касается не только Афганистана. Речь идет о завершении эпохи крупных военных операций с целью переустройства других стран», — подчеркнул он.
По словам американского лидера, отказ от прежнего мировоззрения и крупномасштабного развертывания войск сделает США сильнее и эффективнее, а также повысит безопасность внутри страны.
«Наша страна слишком долго ведет войны. Если вам сейчас 20 лет, вы вообще не знали мирной Америки», — сказал Джо Байден.
Анализируя заявление главы Белого дома, бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США, специализировавшийся на военно-политических и разведывательных вопросах, член правления американской Ассоциации по контролю за вооружением Грег Тельман (Greg Thielmann) отметил, что решение Джо Байдена отражает его давний скептицизм по поводу способности Вооруженных сил Америки переустроить такие страны, как Афганистан.
«Однако следует помнить, что он был одним из 77 сенаторов, голосовавших за санкционирование применения военной силы против Ирака в октябре 2002 года, и мало что сделал для пересмотра этого решения, когда еще до вторжения 19 марта 2003 года появились доказательства отсутствия у Ирака активных программ создания оружия массового уничтожения», — сказал эксперт.
На его взгляд, администрация Джо Байдена будет с меньшим энтузиазмом относиться к построению государственности за рубежом, чем некоторые из предшествующих.
«Вместе с тем еще слишком рано с уверенностью прогнозировать, насколько настойчиво США будут защищать международное право и стандарты прав человека во всем мире. Я ожидаю, что Байден будет продолжать применять санкции к странам за предполагаемые нарушения международных стандартов, но будет более открыт для координации политики с союзниками США, чем президент Трамп (Donald Trump), и более готов к сотрудничеству с конкурентами и противниками в преследовании общих интересов, таких как предотвращение изменения климата и ядерной войны», — пояснил свою точку зрения Грег Тельман.
Он также предположил, что этой осенью Джо Байден будет уделять приоритетное внимание внутренней повестке, а ясный и последовательный подход к международным делам и политике национальной безопасности появится не раньше 2022 года.
В свою очередь почетный профессор Калифорнийского университета в Беркли Чарльз Генри (Charles Henry) выразил мнение, что уход США из Афганистана действительно знаменует собой конец двадцатилетнего периода попыток переустроить другие страны, который начался после 11 сентября 2001 года при администрации Джорджа Буша (George W. Bush).
«Попытки Обамы сделать это в существенной степени потерпели поражение из-за военно-промышленного сектора. Трамп попытался использовать своего рода неоизоляционизм, но окружил себя генералами и руководил администрацией, которая была в значительной мере некомпетентной. Байден же стремится восстановить западные союзы и развернуть внешнюю политику США в сторону угроз со стороны Китая и в меньшей степени России», — сказал он.
При этом, по его словам, агрессивный военный подход остается в США очень популярным.
«Байден поддержал укрепление роли конгресса во внешнеполитической сфере.
Его инициативы разделили обе партии. Среди республиканцев и демократов многие поддерживают агрессивный военный подход, о чем свидетельствует недавнее санкционирование конгрессом более 700 млн. долларов на расходы Пентагона по запросу Байдена», — добавил эксперт.
Между тем экс-посол США на Украине в 1998–2000 годах, бывший помощник госсекретаря по вопросам Европы и Евразии, эксперт Центра международной безопасности и сотрудничества при Стэнфордском Университете Стивен Пайфер (Steven Pifer) подчеркнул, что Джо Байден считал необходимым прекратить военное вмешательство США в Афганистан на протяжении многих лет.
«Одним из факторов, повлиявших на решение президента Байдена, по-видимому, стал вывод администрации о том, что международный терроризм, который считался угрозой номер один после событий 11 сентября 2001 года, больше не является главной проблемой безопасности, с которой сегодня сталкиваются Соединенные Штаты», — предположил Стивен Пайфер.
«Коллеги-конкуренты — Китай и Россия — теперь рассматриваются как основная проблема», — сказал он.
Аналитик Института Восток-Запад на Гавайях, эксперт по вопросам международной безопасности в Северо-Восточной Азии Денни Рой (Denny Roy) отметил, что решение не является сенсационным.
«Байден заверяет американцев, что не планирует проводить политику насильственного построения государственности после неудач в Ираке и Афганистане. На самом деле эта эпоха закончилась примерно десять лет назад. Ни один президент США не мог бы сегодня заручиться поддержкой конгресса или общественности, чтобы начать долгосрочную оккупацию побежденной вражеской страны», — пояснил он.
При этом, на его взгляд, Джо Байден остается привержен цели сохранить за США статус самой сильной и влиятельной страны в мире.
«Байден обновляет альянсы США, пытается восстановить мировое лидерство Вашингтона и стремится укрепить американскую экономическую и технологическую базу. Чрезмерная однобокая американская самоуверенность, возникшая после окончания холодной войны, достигла пика и прошла. Но США по-прежнему стремятся к мировому первенству и будут продолжать при правлении Байдена спонсировать и защищать международную систему, основанную на либеральных англо-американских нормах», — сказал Денни Рой.
Тем временем старший научный сотрудник Института Брукингса, обозреватель журнала The National Interest Майкл О’Хэнлон (Michael O’Hanlon) выразил несогласие с некоторыми высказываниями американского лидера.
«Я не совсем согласен с президентом Байденом. Мы не принимали решение «переделывать» Афганистан. После 2001 года мы использовали минималистский подход, но он не сработал. Страна не продвинулась вперед, коррупция усилилась, и «Талибан» [организация признана террористической и запрещена в России] начал возвращаться. Вот тогда мы и попробовали что-то более комплексное. Это тоже не сработало, но что действительно не поможет, так это решение Байдена отказаться от миссии в апреле этого года. Это мои наблюдения. К счастью, я думаю, большая часть остальной внешней политики США не пострадала», — сказал аналитик.
В свою очередь американский физик-ядерщик, экс-советник Белого дома по вопросам безопасности, почетный профессор общественных и международных отношений в Принстонском университете Франк фон Хиппель (Frank von Hippel) отметил, что на данный момент больше всего обеспокоен отношениями Вашингтона с Пекином.
«Помимо прочего, Байден заявил, что главный вызов для США — это не проблемы Ближнего Востока, а подъем агрессивного Китая. Я беспокоюсь, что США вступают в новую холодную войну с КНР. В этой холодной войне Тайвань может стать «ядерной точкой», как Западный Берлин в холодной войне с Советским Союзом», — пояснил эксперт.
Комментируя изменения во внешнеполитической стратегии США, Франк фон Хиппель напомнил, что после окончания холодной войны с СССР Соединенные Штаты видели в демократии будущее, однако при Дональде Трампе Республиканская партия отошла от этой идеи.
«Авторитаризм растет и в других странах, а структуры международного сотрудничества ослабевают в то время, когда нам нужны глобальные ответы на глобальные вызовы, такие как изменение климата и пандемия COVID-19. Надеюсь, скоро маятник снова качнется в другую сторону», — резюмировал эксперт.