Британские политики и эксперты продолжают обсуждать возможность отсоединения Шотландии
Печать
1 августа 2013. PenzaNews. Выход Шотландии из состава Соединенного Королевства ослабит позиции Великобритании на международной арене. К такому выводу пришли члены комитета по международным делам палаты общин британского парламента, проанализировав внешнеполитические перспективы государств в случае объявления Шотландией независимости.
Фото: Flickr.com
«Трудно оценить потенциальные последствия отделения Шотландии от Великобритании, однако мы считаем, что некоторый репутационный ущерб неизбежен. До проведения голосования мы рекомендуем усилить взаимодействие МИД с международными партнерами, чтобы подчеркнуть приверженность Великобритании к масштабному и согласованному взаимодействию по вопросам организации шотландского референдума и свести к минимуму риски для репутации Великобритании», — говорится в официальном докладе.
По мнению авторов документа, Шотландия, если обретет независимость, столкнется с рядом юридических и экономических сложностей.
В соответствии с практикой международного права Англия, Уэльс и Северная Ирландия останутся частью Соединенного Королевства и будут являться его преемниками, а Шотландии придется подтверждать свои права на международной арене: в частности, страна потеряет членство в таких международных институтах, как Европейский союз, ООН, НАТО и Всемирный банк.
Тем не менее, представители правящих политических сил в Шотландии оптимистично оценивают перспективы выхода из состава Великобритании. По словам лидера Национальной партии Алекса Салмонда (Alex Salmond), только независимость позволит шотландцам проводить собственную эффективную налоговую, антимонопольную и миграционную политику, тогда как нефтяные месторождения и развитое производство будут способствовать экономическому процветанию страны.
В свою очередь известный эксперт по референдумам, автор книги «Референдумы, основанные на этнических конфликтах» Мэтт Квортруп (Matt Qvortrup) считает последствия потенциальной независимости Шотландии неопределенными.
«По всей вероятности, они будут минимальными. Шотландия занимает маленькую территорию, сравнимую с Данией, и вряд ли сможет стать серьезным игроком на международной арене», — сказал он в интервью ИА «PenzaNews».
Вместе с тем, комментируя возможный исход голосования, аналитик отметил, что инициированную выступающими за независимость националистами программу «Да Шотландии» (Yes Scotland) нельзя назвать успешной.
«Алекс Салмонд (Alex Salmond) является довольно популярной личностью, однако ему не удалось найти сильного аргумента в поддержку своих идей. Вероятность его победы минимальна. Сторонники независимости не смогли представить веских доводов в пользу выхода из состава Великобритании. Все аргументы были размытые, неопределенные и очевидно слабые, поэтому их оппонентам, по большому счету, даже не пришлось излагать свое видение ситуации», — отметил эксперт.
Между тем кампания «Лучше вместе» (Better Together), призывающая голосовать против выхода Шотландии из состава Великобритании, по его мнению, также не была впечатляющей и полагалась лишь на ошибки движения за независимость.
«Однако принимая во внимание отсутствие четкого послания со стороны соперников, никаких более серьезных шагов и не требовалось», — подчеркнул аналитик.
По его словам, выиграть на референдуме практически невозможно, если идею не поддерживают в начале кампании.
«С большой долей вероятности можно предположить, что Шотландия не станет независимой в 2014 году. Для этого нет веских оснований. Вполне вероятно, что страна будет наделена большими полномочиями, однако их масштаб пока предсказать сложно. Возможно, Шотландия получит право повысить собственные налоги», — добавил Мэтт Квортруп.
Комментируя политическую ситуацию в стране, старший преподаватель в отделе истории и политики Университета Стирлинга Питер Линч (Peter Lynch) отметил, что движение за независимость испытывает серьезные трудности в донесении собственных идей до граждан, поскольку основная часть средств массовой информации в данном вопросе поддерживает позицию Великобритании.
«Несмотря на это, проект «Да Шотландии» имеет ряд весомых аргументов, среди которых — политические разногласия Шотландии и консервативных центральных властей», — подчеркнул он.
По его словам, движение «Лучше вместе» делает акцент лишь на потенциальных проблемах, которые создаст Шотландии независимость, что закрепило за ним второе название — «проект запугиваний».
Эксперт не стал предсказывать исход референдума, однако предположил, что перевес голосов в любом случае будет незначительным.
«Я не исключаю, что шотландцы сделают выбор в пользу независимости, в этом направлении есть определенные сдвиги. Между тем, в случае противоположного исхода важно обратить внимание на отрыв — если он будет небольшим, это создаст серьезные проблемы сторонникам единого государства, демонстрируя огромное количество граждан, недовольных политикой центральной власти. Если же за отказ от независимости выскажется подавляющее большинство, британское правительство оставит все, как есть, возможно, изменив систему финансирования Эдинбурга. Данная тема поляризует политику внутри Шотландии, и подобный эффект может сохраниться в течение долгого времени после референдума», — отметил Питер Линч.
Между тем депутат британского парламента от Шотландской национальной партии Эйлидх Уайтфорд (Eilidh Whiteford) подчеркнула перспективность выхода Шотландии из состава Соединенного Королевства.
«Первым важным преимуществом независимости станет полный контроль над финансовыми ресурсами Шотландии. Это позволит правительству в Эдинбурге продолжить реализацию прогрессивной социальной политики, находящейся на данный момент под угрозой в связи с сокращением расходов. Кроме того, независимость позволит Шотландии выражать собственное мнение на международной арене. В британском парламенте, где лишь 10% депутатов представляют Шотландию, индивидуальные интересы страны зачастую игнорируются», — сказала она.
Отвечая на вопрос о возможных негативных последствиях, политик отметила, что каждой стране приходится переживать трудные времена и Шотландия не будет исключением.
«Предсказать будущее невозможно, однако это касается не только Шотландии, но и самой Великобритании. Никто из сторонников отсоединения не утверждает, что оно станет панацеей от всех бед. Тем не менее, это серьезный шаг в правильном направлении. Десятки стран добились независимости от Великобритании в прошлом веке, и ни одна из них пока не изменила своего решения», — напомнила Эйлидх Уайтфорд.
По ее мнению, Великобритания выступает против отделения Шотландии в первую очередь потому, что заинтересована в налоговом вкладе Эдинбурга.
«В прошлом году Шотландия, где проживает лишь 8,4% от общего числа населения, обеспечила 9,9% налоговых доходов Соединенного Королевства. Это значительная сумма, и Великобритания не хочет потерять доступ к данному ресурсу. В течение многих лет сторонники единого государства утверждали, что Шотландия недостаточно богата, чтобы стать независимой; однако затем этот аргумент был исключен, поскольку это откровенно не соответствует действительности», — отметила собеседница агентства.
При этом она выразила уверенность, что шотландцы выберут независимость.
«С каждым днем преимущества становятся все более очевидными, а каждая новая «страшилка» оказывается ложью. Чем больше граждане вовлекаются в дискуссии, тем увереннее они становятся. Многие еще не готовы сказать «да» только потому, что они не располагают необходимой информацией или боятся. Как только эти страхи развеются, сторонников отсоединения станет гораздо больше», — сказала политик.
Противоположного мнения придерживается депутат парламента Великобритании от Лейбористской партии Джим Макговерн (Jim McGovern), который считает, что и Шотландия, и Соединенное Королевство сильнее, пока они вместе.
«В ходе трехсотлетней истории наши страны создали значительные социальные, экономические и культурные связи, а также выстроили сотрудничество по вопросам безопасности — разрушение такого взаимодействия станет большой потерей для обеих сторон. Я принимал участие во многих агитационных мероприятиях кампании «Лучше вместе», имевших большой успех. Мы разговаривали с жителями Шотландии, и подавляющее число людей высказывались против выхода из состава Великобритании», — отметил он.
По мнению политика, граждане осознают преимущества нахождения в составе Соединенного Королевства, признавая общие институты и британскую валюту.
«Тем не менее, я считаю, что Соединенное Королевство уважает право Шотландии выбирать свое будущее и радо принимать участие в сегодняшних дебатах и спорах», — добавил Джим Макговерн.
В свою очередь депутат шотландского парламента от Национальной партии Кристиан Аллард (Christian Allard) подчеркнул, что политика жесткой экономии центральных властей не пользуется популярностью в Шотландии, и для многих это может стать основным аргументом в пользу выхода из Соединенного Королевства.
«С обретением независимости люди, которые больше других заинтересованы в развитии Шотландии и проживают на ее территории, смогут принимать решения относительно будущего своей страны. Я затрудняюсь назвать какие-либо негативные последствия отсоединения от королевства, принимая во внимание то, как предыдущее и нынешнее правительство в Лондоне растрачивало доходы от использования наших природных ресурсов, делая Великобританию одним из самых несправедливых и неравных обществ Западной Европы», — пояснил политик.
По его словам, «Да Шотландии» стало наиболее популярным массовым движением, тогда как кампания «Лучше вместе» оказалась крайне негативной.
«Предупреждения британских властей о возможном введении роуминга для шотландцев в случае провозглашения независимости является типичным примером такой негативной политики, проводимой лидерами движения «Лучше вместе». Между тем, учитывая новые правила Евросоюза, которые предполагают полную отмену роуминга, опубликованный правительством Великобритании доклад содержит фактическую ошибку», — отметил Кристиан Аллард.
По его мнению, только независимость вернет стране всю полноту власти.
«Несмотря на то, что я не был рожден в Шотландии, я очень рад и горд принимать участие в этом движении на благо наших детей и внуков. Идея выхода из Великобритании получила широкое распространение — существует кампания, организованная специально для франкоговорящих жителей. Это подтверждает, что в референдуме будут принимать участие представители различных национальностей. Я с нетерпением жду, когда наш народ вновь обретет право занять свое собственное место среди других мировых стран», — сказал собеседник агентства.
Вместе с тем депутат шотландского парламента от Консервативной партии Джон Ламонт (John Lamont) высказал мысль о том, что сотрудничество имеет крайне важное значение в современном мире, и назвал отдаление от Великобритании неразумным шагом.
«Будучи частью Соединенного Королевства, Шотландия может объединить свои ресурсы и работать вместе со своими ближайшими соседями в составе единого государства. Вместе с Великобританией мы обладаем значительным международным влиянием, будь то в Европейском союзе, НАТО или в качестве члена «большой восьмерки», — пояснил политик.
Кроме того, он указал на ряд нерешенных вопросов, которые встанут перед Шотландией в случае провозглашения независимости.
«До сих пор неизвестно, на каких условиях страна будет вступать в ЕС; какую валюту и на каком основании мы будем использовать; и как наши предприятия будут адаптироваться к различным регуляторным и налоговым системам в Шотландии и остальной Великобритании», — сказал Джон Ламонт.
Он также добавил, что, по данным подавляющего большинства опросов, за прошлый год кампания «Лучше вместе» увеличила отрыв от своих оппонентов.
«Даже шотландские националисты сейчас говорят об отсутствии согласованных аргументов у сторонников движения за независимость и их неспособности привлечь дополнительные голоса», — отметил депутат.
«Правительство Великобритании подготовило ряд довольно подробных докладов с анализом всех преимуществ, которыми обладает Шотландия в составе королевства. Документы четко и точно описывает ситуацию, в частности, с телефонным роумингом. И, называя подобные заявления «паникерством», сторонники независимости Шотландии в очередной раз демонстрируют отсутствие серьезных аргументов», — сказал он.
По мнению политика, разделение Соединенного Королевства может негативно сказаться на всех странах, входящих в его состав, однако британские граждане принимают и уважают право шотландец на самоопределение.
«В соответствии с актом о Шотландии, принятым правительством Великобритании в 2012 году, шотландский парламент получит значительно больше полномочий, в частности, в сфере налогообложения и займов в период до 2016 года. Парламент Шотландии был создан только в 1999 году и уже обладает правом решения таких серьезных вопросов, как развитие здравоохранения, образования и некоторых других внутриполитических направлений. Многие граждане предпочли бы, чтобы политики обращали внимание именно на эти сферы, а не занимались конституционными дебатами», — подвел итог Джон Ламонт.
Шотландия вошла в состав Соединенного Королевства в 1707 году.
На сегодняшний день она обладает наибольшей автономией из всех стран, входящих в состав Великобритании — в Шотландии действует собственный парламент, исполнительная власть, государственная церковь и судебная система.
Проведение референдума о независимости Шотландии запланировано на 18 сентября 2014 года.