Международные эксперты неоднозначно оценивают возможные последствия независимости Шотландии
Печать
24 июля 2012. PenzaNews. Международные обозреватели продолжают обсуждать политическую ситуацию в Шотландии, где вновь активизировалась дискуссия об отделении страны от Соединенного Королевства. Идея о суверенитете стала широко пропагандироваться после того, как Шотландская национальная партия впервые за 50 лет победила на парламентских выборах в 2007 году. На данный момент в стране параллельно проходят две общественные кампании: инициированная выступающими за независимость националистами «Да Шотландии» (Yes Scotland) и ориентированная на сохранение страны в составе Великобритании «Лучше вместе» (Better Together), которую поддерживают представители Лейбористской, Либерально-демократической и Консервативной партий.
Фотография © PenzaNews Купить фотографию
По мнению сторонников территориальной целостности, суверенитет Шотландии принесет государству больше проблем, чем перспектив в развитии, однако, их оппоненты уверены, что страной должны управлять люди, наиболее заинтересованные в ее процветании, в данном случае — шотландцы.
Так, пресс-секретарь Конвенции о независимости Шотландии Майк Смол (Mike Small) в интервью ИА «PenzaNews» заявил, что составлять законы и создавать институты власти в стране должны ее граждане — это, по его словам, «глобальная концепция и общепризнанное право».
«Однако сейчас мы наблюдаем, как запасы нефти, находящиеся в шотландских водах, утекают в Лондон, чтобы содержать правительство, которое мы не выбирали», — подчеркнул он.
Аналогичного мнения по этому вопросу придерживается и член шотландского парламента Кеннет Гибсон (Kenneth Gibson), представляющий Национальную партию.
«Шотландцы с большей долей вероятности сделают нашу страну успешной. А пока правительство консерваторов в Вестминстере может принимать решения, наносящие Шотландии реальный вред», — сказал политик.
Независимость Шотландии, по его словам, даст дорогу политическим курсам, направленным на благополучие страны.
«Мы сможем сделать нашу экономику более конкурентоспособной и привлекать в Шотландию бизнес. Снижение налога на прибыль организаций всего на 3% приведет к созданию 27 тыс. новых рабочих мест. У нас есть кадры, потенциал и знания, и с учетом всех имеющихся природных ресурсов и богатства в форме «человеческого капитала» мы должны задаться вопросом, почему ситуация в Шотландии не так хороша, как могла бы быть», — отметил член парламента.
Однако бывший министр финансов правительства Великобритании, член Лейбористской партии Алистер Дарлинг (Alistair Darling), инициировавший кампанию «Лучше вместе», позитивно оценивает партнерство Шотландии и Великобритании.
«Шотландский парламент имеет реальные полномочия по принятию решений и играет ключевую роль в прочном и надежном Соединенном Королевстве», — сказал лейборист, добавив, что создание отдельных государств внутри маленького острова — искусственно.
По мнению политика, независимость не является адекватным ответом современным трудностям, с которыми стране приходится сталкиваться.
«Проблемы валютного союза в Европе рождают неопределенность. Сегодня Шотландия должна концентрировать свое внимание на вопросах экономического роста, увеличения числа рабочих мест и дальнейшем процветании. Меньше всего нам нужны неясность, нестабильность и разногласия — все то, к чему приведет отделение Шотландии», — заявил Алистер Дарлинг.
При этом он напомнил, что рынок Великобритании является старейшим и самым успешным в мире, а товарооборот Шотландии с Англией больше, чем с остальными странами вместе взятыми. Кроме того, Великобритания, по его словам, имеет серьезное влияние в мире — в ЕС, странах Содружества и «Большой двадцатки» (G20).
«Будучи частью Соединенного Королевства, Шотландия имеет реальный вес в Совете Безопасности ООН, НАТО, МВФ и ЕС. Будущее Шотландии, наше будущее и будущее наших семей будет в экономическом, политическом и социальном плане лучше в составе Великобритании», — сказал Алистер Дарлинг.
Международные эксперты также расходятся во мнениях относительно перспективы независимой Шотландии.
Менеджер отдела коммуникаций Центра политических исследований Великобритании Льюис Джеймс Браун (Lewis James Brown) полагает, что отсоединение принесет стране крайне мало преимуществ при значительных финансовых потерях.
«Нет никаких сомнений в том, что с обретением независимости государству грозит неприглядная перспектива в экономическом плане. Шотландия имеет огромный разрыв между расходами и взимаемыми налогами, и, по официальным данным Шотландской национальной партии, в 2010 году разрыв мог составить 14 млрд. фунтов стерлингов, если бы не субсидии Великобритании», — подчеркнул эксперт.
Более того, аналитик высказал мысль, что значительная роль Шотландии на мировой арене в качестве члена Соединенного Королевства будет существенно уменьшена с образованием маленькой независимой страны.
«Администрация Алекса Салмонда (Alex Salmond) также отметила, что после отделения Шотландия останется частью ЕС и, возможно, сохранит фунт стерлинга в качестве национальной валюты. Оба заявления ставят под сомнение легитимность «независимой Шотландии», — отметил Льюис Джеймс Браун.
Если же Шотландия не останется в зоне фунта стерлинга, она, по его словам, может быть принуждена к вступлению в еврозону и интеграции в экономику ЕС, — а тогда снова будет поднят вопрос о политической и финансовой независимости страны.
«Кроме того, правительству Шотландии придется вкладывать определенные средства в обеспечение обороны и безопасности государства, что даже не подразумевается в составе Соединенного Королевства», — напомнил эксперт.
Между тем почетный профессор государственного права Лондонской школы экономики и политических наук Родни Баркер (Rodney Barker) высказал мысль, что успех независимой Шотландии будет в значительной степени зависеть от работы правительства.
«Отказ от ядерной политики Лондона, добыча газа, нефти и водных ресурсов могут принести Шотландии выгоду. При этом Англия, Уэльс и Северная Ирландия также получат определенные преимущества, наблюдая за реализацией иных политических курсов и проектов в различных сферах, таких как образование, экономика, транспорт или здравоохранение», — сказал аналитик, добавив, однако, что замкнутая, националистическая и более однородная культура может привести к снижению качества жизни в стране.
Тем временем научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Нику Попеску (Nicu Popescu) отметил, что в самой Шотландии пока нет четкого понимания того, какие преимущества может дать стране независимость.
«Большинство шотландцев будут решать вопрос об отделении от Великобритании, руководствуясь не идеологическими принципами, а экономическими расчетами, которые все еще не ясны, так как в шотландских внутренних дискуссиях не до конца рассмотрен вопрос о том, будет ли это решение выгодным с финансовой точки зрения», — отметил политолог.
По его словам, общественное мнение шотландцев будет во многом зависеть от ситуации в Европе и от того, как ЕС будет справляться с кризисом.
«До недавнего времени активисты, выступающие за независимость Шотландии, говорили, что хотят войти в еврозону. Но теперь, когда ситуация с евро настолько нестабильная, это уже не так привлекательно», — пояснил Нику Попеску.
Однако даже в случае отделения, независимость, по его словам, будет не полной, а лишь частичной и не приведет к какому-либо «разрыву, ощутимому для населения».
«Между Шотландией и остальной частью Великобритании будет установлено свободное передвижение людей — скорее всего, даже не будет контроля на границе. Возможно, Шотландия останется в Британском содружестве, а, значит, Королеву будут по-прежнему именовать главой государства», — сказал эксперт.
В свою очередь, основатель и президент Института Адама Смита доктор Мадсен Пири (Dr. Madsen Pirie) выразил мнение, что независимость принесла бы Шотландии определенную пользу.
«Шотландцы смогли бы создать более благоприятную бизнес-среду за счет снижения налога на прибыль и подоходного налога. Они могли бы привлечь инвестиции путем предоставления налоговых каникул для новых инвестиционных компаний», — отметил он.
Вместе с тем Мадсен Пири обозначил ряд негативных последствий, среди которых потеря ежегодных субсидий от налогоплательщиков в Англии и Уэльсе, а, следовательно, необходимость сокращения расходов.
«Кроме того, отсоединившись от Великобритании, Шотландия в качестве независимого государства, возможно, не станет членом ЕС автоматически, и правительству придется проводить новые переговоры по вступлению в Евросоюз», — сказал президент Института Адама Смита, добавив также, что Шотландия не будет иметь контроль над своей валютой, если решит оставить фунты стерлингов.
При этом аналитик предположил, что в течение ближайших нескольких лет, шотландцы будут голосовать не за полную независимость, а за наделение государства большими полномочиями. Это, по словам эксперта, предоставит им контроль над внутриполитическими курсами в Шотландии, сохраняя поддержку Великобритании по вопросам внешней политики и обороны.
«Спустя еще несколько лет, в стране вновь будут звучать призывы к полной независимости, и шотландцы, привыкнув к тому времени справляться с внутренними делами, возможно, выскажутся за», — подвел итог Мадсен Пири.
Шотландия вошла в состав Соединенного Королевства в 1707 году. На сегодняшний день обладает наибольшей автономией из всех стран, входящих в состав Великобритании — в Шотландии действует собственный парламент, исполнительная власть, государственная церковь и судебная система.
Проведение референдума о независимости Шотландии запланировано на 2014 год.