10:37:23 Пятница, 19 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Упор в развитии АПК Пензенской области будет сделан на орошение и садоводство — Марат Фаизов

15:49 | 13.09.2010 | Политика

Печать

Пенза, 13 сентября 2010. PenzaNews. Заместитель председателя правительства Пензенской области Марат Фаизов в интервью информационному агентству «PenzaNews» дал оценку ситуации, сложившейся в регионе из-за засушливого лета, мерах, принимаемых руководством области в связи с потерей части урожая, а также поделился планами по развитию агропромышленного комплекса в 2011 году.

Марат Фаизов, заместитель председателя правительства Пензенской областиМарат Фаизов, заместитель председателя правительства Пензенской области— Марат Фаритович! Начнем с главного, а точнее с того, что сейчас больше всего волнует не только сельхозпроизводителей, но и простых обывателей. В Пензенской области в этом году не досчитались двух третьих урожая хлеба: в прошлом году было собрано 1,5 млн. тонн зерна, в этом — лишь около 500 тыс. тонн. Однако в прошлом году большая часть собранного зерна была фуражным, в этом — продовольственным. В министерстве сельского хозяйства региона заявляют, что поводов для беспокойства, а уж тем более для паники нет: хлеб в регионе есть, и цены на него существенно не поднимутся. Какие Вы даете прогнозы на этот счет?

— О том, что касается зерна для изготовления муки и приготовления хлеба, волноваться не стоит. В отличие от урожая прошлого года, все 420 тыс. тонн нынешнего оказались очень качественными — пшеница в большинстве своем первого, второго и третьего классов. Скорее всего, этому поспособствовала сумма температур и палящее солнце, положительно повлиявшее на сорта и качество полученной клейковины и ИДК.

В настоящее время, учитывая, что для хлебопекарной промышленности Пензенской области необходимо порядка 115 тыс. тонн пшеницы и 50 тыс. тонн ржи — 165-170 тыс. тонн в целом, можно смело заявить о том, что хлеб имеется в достатке. При этом 200 тыс. тонн зерна остается для изготовления фуража с целью удовлетворения нужд фермерских и коллективных хозяйств, а также на семена. Мы уже засыпали около 100 тыс. тонн семян озимых и порядка 90-100 тыс. тонн семян яровых культур. Таким образом, никакой нехватки нет. Что касается закупа в других регионах, то представителями различных отраслей растениеводства он производится ежегодно с целью приобретения новых сортов.

В Пензенской области есть ряд районов, наиболее пострадавших от засухи. Это юго-восточная зона — Лопатинский, Неверкинский, Камешкирский, Кузнецкий и Сосновоборский районы, где по ряду хозяйств отмечен дефицит семян около 20-30%. Правительство региона уже приступило к оказанию финансовой помощи фермерам, улучшая положение за счет внутриобластного обмена и отчасти приобретения семян высших репродукций в других регионах, таких, как Самара или Саратов.

Озвученная цифра дефицита кормов — 300 тыс. тонн — является ежегодной для крупных птицеводческих и свиноводческих хозяйств. Если в прошлом году оно приобреталось в Пензенской области, то в настоящее время сельскохозяйственные холдинги ведут переговоры с южными регионами — Краснодарским, Ставропольским и Алтайским краями. Первые договоры показывают, что там фуражное зерно стоит порядка 5 тыс. рублей за тонну, что почти в 2 раза больше, чем в прошлом году, поэтому сейчас крупные хозяйства ждут понижения цен, которое обязательно будет, учитывая, что правительство России запретило экспорт зерна.

— Регионам, пострадавшим от засухи, и федеральный, и областные бюджеты выделяют в качестве поддержки немалые финансовые средства. К примеру, общий размер выплат на содержание молочного стада в Пензенской области составил 200 млн. рублей. Кто может на них рассчитывать и какова в настоящее время стоимость одного тюка соломы в регионе?

— Тюк соломы сейчас стоит 1,5 тыс. рублей, подорожание — почти в два раза. Однако сразу хочу отметить, что 3,5 тыс. рублей на одну голову дойного стада — очень хорошая помощь фермерам. Дело в том, что какие-то хозяйства пострадали от засухи в большей, а какие-то — в меньшей степени.

В настоящее время регион готовится к поступлению второго федерального транша в размере 189 млн. рублей. И если в первую очередь помощь была оказана застрахованным хозяйствам, то теперь будут профинансированы все фермеры, защитившие свой дефицит в министерстве сельского хозяйства России, в том числе и занимающиеся только растениеводством. Как известно, АПК Пензенской области понес в связи с засухой убытки на сумму около 2 млрд. рублей. Деньги будем распределять адресно и пропорционально понесенному ущербу.

— Говоря на тему поддержки сельхозпроизводителя, нельзя не вспомнить о механизме страхования посевных площадей. Однако в России он фактически до сих пор не отработан. К примеру, сейчас Минсельхоз готовит соответствующий законопроект и, вероятнее всего, он будет представлен для рассмотрения правительством России уже осенью. При этом до конца не определены случаи, по которым будут предоставляться страховые выплаты. В чем собственно проблема, и пойдут ли на это сельхозпроизводители Пензенской области? Известно, что процент застрахованных посевов в нашем регионе крайне низок.

— Главным сдерживающим фактором проведения работ по страхованию является отсутствие вступительного взноса у хозяйств. Когда они заключают соответствующие договоры, то обязаны внести на счета компании определенную сумму денег. Понимая это, государство подготовило ряд предложений и инструментов, используя которые, фермерское хозяйство или любое другое крупное сельскохозяйственное предприятие сможет пригласить к себе специалистов, застраховать посевы и внести тот взнос, о котором я говорил. С этой целью будет либо выдан кредит под низкие проценты, либо бюджет будет поощрять страхование через федеральные или региональные компенсации. Думаю, что чуть позже этот механизм будет озвучен.

При этом наличие страхования просто необходимо. Весь мир практикует этот вид взаимоотношений. В Европе и США он отлажен настолько, что в договорах предусмотрено и описано около 300 видов страховых случаев, тогда как в России их пока лишь около двух десятков. При этом государство фактически перестраховывает страховые компании, и застрахованное юридическое лицо имеет 100% гарантию, что в случае гибели урожая получит возмещение ущерба. В России же пока много «левых» страховых компаний, которые собирают деньги, не исполняя впоследствии обязательства. Я надеюсь, что изменение законодательства в этой части будет более объективным, адресным и приземленным.

— Резкое повышение стоимости кормов неизбежно приведет к росту цен, в первую очередь, на молоко. Причем сельскому хозяйству страны явно выгодна данная ситуация, и страдают здесь, в первую очередь, покупатели, до которых товар доходит с невероятными наценками перекупщиков. На Ваш взгляд, рынок должен регулироваться самостоятельно или государство, и, в частности, правительство Пензенской области, должно делать определенные шаги с целью недопущения резкого роста цен на продукты питания? С чем, по Вашему мнению, связан ажиотажный спрос на гречневую крупу?

— Торговый бизнес в России — это особая каста, особый пул, состоящий из симбиоза политиков, экономистов и финансистов. Эти люди высокоорганизованны и, прежде всего, информативно. И дефицит может сложиться на нашем рынке в любой момент и по любому из продуктов питания. Это я считаю особенностью России. У нас живет «сарафанное радио», и, к сожалению, существует возможность создания предприятиями искусственного дефицита. На вопрос «Почему подорожала гречка?» однозначно и односторонне ответить нельзя. Возможно, в зимнее время какая-то компания заключила крупный контракт и вывезла большое количество гречки за рубеж. У нас нет достоверной информации.

Всегда было так, что во время катаклизмов кто-то оказывался жертвой, а кто-то паразитировал на этом и набирал баллы. Такие примеры, к сожалению, есть. Однако мы с ними боремся. Благо федеральный закон при необъективном увеличении цен более чем на 30% в течение 30 дней позволяет вмешиваться в дело и ФАС, и прокуратуре.

На региональном уровне в Пензенской области существует договоренность с крупными сетевиками о наценке на социально значимые продукты питания в размере не более 5%, которую они выдерживают.

— Марат Фаритович, как профессиональный агрономом и бывший министр сельского хозяйства, а кроме того, экс-генеральный директор крупной компании, занимающейся в том числе и производством муки, что Вы в целом думаете об агропромышленном комплексе Пензенской области?

— Поскольку Саратовский регион граничит с Пензенской областью, определенное представление о местном АПК у меня сложилось давно. Как и во многих регионах, сельское хозяйство здесь тоже пострадало от несправедливого отношения и отсутствия должной политики в определенный период. Однако за последние 10 лет в Пензенской области произошли существенные положительные перемены. В частности, восстановлено птицеводство и свиноводство, идет процесс создания крупных молочных комплексов, увеличения количества коллективных хозяйств.

Здесь есть хорошие фермеры и крепкие хозяйства. О многом говорит уже тот факт, что среди депутатов Законодательного собрания региона почти 10 человек — аграрии. Надо отдать должное и отношению правительства и конкретно губернатора Василий Бочкарева, который предметно занимается развитием сельского хозяйства и адресной помощью крестьянам с целью сохранения поголовья крупного рогатого скота.

Если говорить об отличительных особенностях агропромышленного комплекса Пензенской области по сравнению с другими регионами, то необходимо выделить пристальное внимание к малым отраслям, таким, как грибоводство, кролиководство, пчеловодство, рыболовство. Такие виды бизнеса, например, в Саратове вообще не рассматриваются.

Приехав в Пензу, я был приятно удивлен количеством образованных кооперативов (около тысячи). Люди действительно получают поддержку, чтобы сделать первые шаги. Существенна и помощь управления предпринимательства, оказывающего грантовую поддержку в размере 300 тыс. рублей. Плюс фонд «Поручитель», который поддерживает фермеров при привлечении денег из «Россельхозбанка». Эти механизмы положительно влияют на отрасль в целом, и я смело заявляю о том, что в Пензенской области можно заниматься сельским хозяйством как видом бизнеса.

— И последний вопрос. В каком направлении, по Вашему мнению, необходимо развиваться АПК региона, учитывая коррективы, внесенные нынешним засушливым летом?

— В Саратове очень развита мелиорация. В Пензенской области мы планируем развивать не просто мелиорацию, а новый ее вид — капельное орошение. Для участия в этом процессе приглашены ученые, помогающие руководству региона сделать правильные выводы по этому непростому лету. Этот год, как никакой другой, показал, что без орошения не обойтись. Это необходимо, если речь идет о большом хлебе — 3-5 тонн зерна с гектара.

Если говорить о птицеводстве, свиноводстве и мясном скотоводстве, то необходимо культивировать кукурузное зерно, многолетние травы, бобовые, что также невозможно себе представить без должного орошения. Ведь для получения качественного мяса и хороших удоев КРС нуждается в полноценном рационе и высокобелковых кормах.

Кроме того, со следующего года нам необходимо всерьез заняться садоводством. В Пензенской области осталось лишь чуть более 3,5 тыс. гектаров сада, что недопустимо мало, учитывая то, что этот край по определению является садовым. В годы перестройки многое оказалось в руках не тех людей и прекратило свое существование. В настоящее время мы занялись этим вопросом предметно.

Второй момент — это малые формы: картофель и другие овощи. С отставанием по картофелю мы вынуждены согласиться и обращаться за помощью к соседним регионам, чтобы создавать конкуренцию на рынке и сдерживать рост цен. В связи с этим правительством Пензенской области принято решение об образовании на базе Мингосимущества собственного государственного унитарного предприятия. В настоящее время идет подбор пойменных земель.

Недавно я встречался с представителями корейской диаспоры, а также такой народности, как дунгане, с тем, чтобы они переехали в Пензенскую область. И после этой встречи узнал интересные вещи. Оказывается, наличие определенных видов почв и сумма температур в нашем регионе может позволить Пензе выйти в лидеры по двум культурам — картофелю и капусте.

Отмечу, что представители корейской диаспоры приглашаются в регион не затем, чтобы показать, что местные аграрии лентяи и не исполнительны, а с целью дать людям почувствовать присутствие конкуренции. Ведь должен же иметь место соревновательный момент. Но опять же главное здесь — обмен опытом с земледельцами извне.

— Спасибо за содержательные ответы на наши вопросы!

Марат Фаритович Фаизов родился 21 августа 1961 года в селе Верхазовка Дергачевского района Саратовской области.

Образование высшее. Окончил Вольский сельскохозяйственный техникум, в 1993 году Саратовский сельскохозяйственный институт имени Н.И. Вавилова по специальности агроном, а в 2004 году Саратовскую государственную академию права. Бакалавр юриспруденции. Имеет ученую степень: кандидат сельскохозяйственных наук.

Более десяти лет занимал различные руководящие должности в АПК Саратовской области, в том числе пост министра сельского хозяйства региона. До назначения заместителем председателя правительства Пензенской области по аграрному блоку вопросов 4,5 года работал генеральным директором группы компаний «Нарат-К».

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». В 2000 году стал победителем областного ежегодного конкурса в номинации «Глава администрации муниципального образования». В 2002 году занесен на областную доску почета.

Область интересов: агрономия, селекция, семеноводство. Увлекается спортом. Основатель и президент МФК «Саратов», первый вице-президент областной федерации бильярда. Любимые виды спорта: мини-футбол, бильярд, волейбол, шахматы.

Актуальное