Первый советский лимузин празднует 60-летие
Печать
13 октября 2010. PenzaNews. 60 лет исполняется знаменитому советскому лимузину ГАЗ-12 «ЗиМ» в среду, 13 октября. Задание на разработку шестиместного легкового автомобиля Горьковский автозавод имени Молотова получил в мае 1948 года. Лимузин для второго эшелона советской номенклатуры по размерам был между престижным «ЗиС-110», на котором ездил сам Сталин и высшее руководство, и довольно демократичной «Победой» Андрея Липгарта.
Ему же и поручили разработку нового автомобиля. Это была «Победа», но удлиненная, с более внушительным дизайном. Все работы были осуществлены в кратчайшие по нынешним временам сроки — за 2,5 года.
ГАЗ-12 отличался небанальными конструкторскими решениями. Во-первых, это три ряда сидений. Средние можно было сложить и убрать в спинку переднего сиденья. При этом для ног пассажиров, сидящих сзади, освобождался невиданный по тем временам полутораметровый простор. Во-вторых, это несущий кузов, у которого не было привычной рамы.
Как сообщают «Вести», новый автомобиль в первую очередь направлялся в номенклатурные структуры. Позже велюровая отделка салона была заменена дерматиновой. В более простом исполнении машина стала поступать в таксомоторные парки. Более того, «ЗиМ» даже разрешили продавать рядовым гражданам. Цена автомобиля составляла на тот момент 40 тыс. рублей. Однако при средней зарплате в 600 рублей мало кто мог его купить.
Зато огромную популярность ГАЗ-12 «ЗиМ» приобрел у советского чиновничества. В 1959 году его сменил ставший впоследствии легендарным ГАЗ-13 «Чайка».