Запуск Brexit внесет ясность в непростую политическую атмосферу в Великобритании
Печать
11 октября 2016. PenzaNews. Процедура выхода Великобритании из Европейского союза начнется не позднее конца марта 2017 года. С таким заявлением выступила премьер-министр страны Тереза Мэй (Theresa May) в ходе конференции Консервативной партии в Бирмингеме 2 октября.
Фото: Джесcика Тейлор, Flickr.com/uk_parliament
«Давайте четко озвучим, что нам предстоит. Статья 50 [Лиссабонского договора] будет задействована не позднее конца марта. Законодательство об отмене действия Акта о Европейских сообществах [1972 года] будет вынесено на рассмотрение на следующей парламентской сессии. Наши законы пишутся не в Брюсселе, а в Вестминстере. Наши судьи заседают не в Люксембурге, а в судах на территории нашего государства. Верховенству законодательства Европейского союза в этой стране навсегда положен конец», ― сказала она.
Формальная активация статьи 50 Лиссабонского договора установит двухлетний срок, в течение которого Лондон должен будет завершить процесс выхода из союза. Потенциальное продление этого периода потребует единодушного согласия всех государств-членов ЕС.
По информации зарубежных СМИ, некоторые члены Консервативной партии уговаривали премьер-министра повременить с процедурой отделения от Евросоюза до следующих выборов президента Франции, а еще лучше — до выборов в Германии, запланированных на сентябрь 2017 года. Смена руководства в этих странах, по мнению политиков, могла бы способствовать выходу из союза на более комфортных условиях.
Однако Тереза Мэй не последовала этому совету. По словам аналитиков, это усиливает вероятность «жестких» условий разрыва, предусматривающих выход из таможенного союза и потерю доступа к единому рынку.
Комментируя решение британского правительства о запуске Brexit в марте 2017 года, исследователь европейской политики при университете Лидса Саймон Лайтфут (Simon Lightfoot) отметил, что оно в большей степени связано с внутренними делами страны и не ориентировано на внешнеполитические события.
«Следующие выборы в Великобритании пройдут 7 мая 2020 года. Если переговоры по отделению займут два года, то завершатся они в марте 2019-го. Это будет означать, что тема Brexit не затмит агитационную кампанию всеобщих выборов. Кроме того, ряд депутатов настаивают на скорейшем запуске процесса выхода из ЕС. Важно помнить, что рабочее большинство консервативного правительства в Палате общин составляет 16 мест [с учетом воздержавшихся]. Следовательно, даже небольшое число «мятежников» смогут сорвать внутреннюю повестку дня нового правительства, которая значительно отличается от позиции предыдущей администрации», ― сказал он в интервью ИА «PenzaNews».
По его словам, британское правительство в первую очередь будет стараться заключить некий договор, ограничивающий свободное передвижение граждан.
«Это было ключевым посылом в речи Терезы Мэй в Бирмингеме, особенно вопрос иммиграции низкоквалифицированной рабочей силы. Вместе с тем правительство испытывает давление представителей бизнеса, настаивающих на переговорах по сохранению доступа к единому рынку ЕС. Будет очень интересно наблюдать за попыткой руководства страны совместить эти два взаимоисключающих пункта», ― отметил Саймон Лайтфут.
При этом дальнейшие отношения Лондона и Брюсселя, по его мнению, во многом будут зависеть от условий выхода Великобритании из союза.
«Если отделение пройдет на дружественной основе, особых изменений можно будет и не заметить. Мы будем по-прежнему сотрудничать со странами в двустороннем формате, работать с ЕС по многим вопросам, включая миграцию, а также взаимодействовать в рамках НАТО. «Жесткий» Brexit может привести к абсолютно иным последствиям. Если «развод» пройдет тяжело, отношения могут стать очень неровными», ― уточнил аналитик.
По его словам, Brexit обнажил раскол в обществе и политике, который имеет решающее значение для понимания позиции правительства Великобритании.
«Решения, которые, возможно, кажутся лишенными смысла в рамках внешней политики, легко объяснимы с точки зрения внутренних предвыборных и политических условий», ― добавил собеседник агентства.
Между тем руководитель департамента международных отношений в Университете Бата Билл Дуроди (Bill Durodie) напомнил, что глава британского правительства еще недавно поддерживала союз с Европой.
«Тереза Мэй ― никем не избранный премьер-министр Великобритании ― ранее выступала за сохранение членства страны в Евросоюзе, предостерегая, что отсоединение потребует серьезных уступок, которые лишат нас права голоса в таких вопросах, как нормативные положения ЕС, финансовые взносы и свободное передвижение», ― сказал аналитик.
«Несмотря на то, что ее заявление о готовности начать процедуру отделения от Евросоюза и сделать Великобританию «полностью независимой, суверенной страной» следовало бы приветствовать, это, несомненно, влечет за собой вопрос, почему она не поддерживала суверенитет и независимость Соединенного Королевства ранее», ― добавил он.
При этом, на его взгляд, заявление об отмене действия Акта о Европейских сообществах 1972 года было игрой на публику и ради внешнего эффекта.
«Помимо этого, премьер-министр предложила включить европейские законы в законодательство Великобритании, позволив парламенту принимать по ним какие-либо решения тогда, когда они сочтут нужным», ― напомнил Билл Дуроди.
Он также подчеркнул, что в отличие от референдума, на некоторое время оживившего общество политическими дебатами, сам процесс выхода из ЕС в любом случае не предполагает участия в нем граждан страны.
«Излюбленная фраза Терезы Мэй «просто выполнять свою работу» является боевым кличем бюрократов во всем мире. Как и ее предшественник, она предпочитает избегать каких-либо дискуссий. Заявление премьер-министра, кажется, застало многих врасплох. Теперь они полагают, что она сдержит свое слово, однако необходимо отличать форму от содержания. На самом деле Тереза Мэй готовит способ исключить влияние общественного мнения на жизнь населения и увековечить систему элитарного принятия решений», ― отметил эксперт.
В свою очередь профессор социальной политики в Университете Кента Питер Тейлор-Губи подчеркнул свое негативное отношение к результату всенародного голосования, но выразил мнение о необходимости скорейшего завершения всех формальных процедур.
«Решение, принятое британцами в ходе референдума, является большой ошибкой, потому что повлечет за собой пагубные последствия для экономики [Великобритании]. Тем не менее, если процесс будет запущен, то делать это нужно как можно скорее, поскольку неопределенность также несет негативный эффект», ― пояснил свою позицию эксперт.
По его словам, настоящим приоритетом в обсуждении процесса выхода из ЕС для британского правительства должна стать минимизация каких-либо изменений в отношениях между сторонами, в частности, касательно доступа к единому рынку.
«Однако, по всей видимости, в виду своей шовинистической направленности партия, большинство которой в парламенте составляет лишь 12 мест, сделает упор на снижении уровня иммиграции», ― подчеркнул Питер Тейлор-Губи.
Между тем, на его взгляд, дальнейший характер взаимодействия Лондона и Брюсселя предсказать сложно.
«Я думаю, что мы много потеряем в финансовом секторе, однако будем способны проводить рентабельные торговые сделки. При этом в целом Великобритания станет более ослабленной ― в стране усилится неравенство в связи с ограничением трудовых прав, а также повысится уровень коррупции из-за расширения торговых связей со странами вне ЕС», ― предположил профессор Кентского университета.
Глава подразделения по макроэкономической стратегии на глобальных рынках VTB Capital Нил Маккиннон (Neil MacKinnon) высказал диаметрально противоположное мнение, подчеркнув, что членство в Евросоюзе не приносило Лондону пользы.
«Я очень обрадован заявлением Терезы Мэй об активизации 50-й статьи к концу марта следующего года. Я не вижу смысла в бесконечных, мучительных и дорогостоящих переговорах с ЕС. На мой взгляд, валютный союз представляет собой экономическую катастрофу. Назовите мне страну, помимо Германии, которая могла бы извлечь из него выгоду. Это объединение ― залог низкого экономического роста и высокого уровня безработицы», ― сказал аналитик.
По его мнению, единая для всех государств-членов Евросоюза денежно-кредитная политика доказала свою несостоятельность.
«Избиратели многих европейских стран это понимают. Здесь, в Великобритании, 17 млн. человек высказались за выход из Евросоюза. Референдум стал самым масштабным голосованием в современной избирательной истории ЕС. Люди выступили против недемократического сверхправительства под управлением немцев и его губительной экономической политики», ― отметил Нил Маккиннон, добавив, что считает Brexit позитивным шагом.
«По данным МВФ, в этом году экономика Великобритании станет наиболее быстрорастущей в группе «Большой семерки». Звучавшие ранее предположения о губительности Brexit оказались ложными. Европейский союз является экономическим пережитком и проблемы, связанные с его банковской системой, ― в частности, Deutsche Bank, ― подтверждают, что Лондон получит большее преимущество вне ЕС. Британское правительство на данный момент склоняется к «чистому» Brexit [подразумевающему в том числе и уход Великобритании с единого рынка] и это, на мой взгляд, является лучшим вариантом развития событий», ― резюмировал эксперт.