Результаты выборов во Франции свидетельствуют о наличии недовольства и беспокойства в обществе
Печать
11 мая 2017. PenzaNews. Конституционный совет Франции накануне официально утвердил результаты президентских выборов в стране. Главой государства стал лидер движения «Вперед» [En Marche], бывший министр экономики и инвестиционный банкир Эммануэль Макрон (Emmanuel Macron), набравший во втором туре 66,1% голосов избирателей.
Фото: Lorie Shaull, Wikipedia.org
Несмотря на убедительный результат, некоторые обозреватели полагают, что новый президент Франции одержал победу «от противного», воспользовавшись высоким антирейтингом своей соперницы — ультраправой националистки Марин Ле Пен (Marine Le Pen). Лидер «Национального фронта» получила 33,9% голосов, заручившись поддержкой более 10,6 млн. французов, что является наиболее высоким результатом за всю историю участия националистов в президентских выборах.
Общая явка граждан во втором туре составила 74,62%, при этом 6,33% бюллетеней были опущены в урны пустыми, а еще 2,24% — испорченными.
Комментируя итоги президентской гонки, эксперт в области международных отношений, сотрудник Университета Санкт-Галлен в Швейцарии Кристоф Фрай (Christoph Frei) высказал мысль о том, что избиратели не ждут прорывных шагов от Эммануэля Макрона.
«Противники Марин Ле Пен хотели предотвратить ее избрание. Прорыночные избиратели, которых во Франции было немного, голосовали за либеральные реформы. Избиратели, выступающие против глобализации, ожидают большей защиты», — сказал аналитик в интервью ИА «PenzaNews».
Вместе с тем, на его взгляд, какие-либо серьезные преобразования дадутся Эммануэлю Макрону нелегко.
«Как только новый президент начнет продвигать реформы, он столкнется со стеной из 62 млн. вето-игроков, поскольку французы непреклонны в защите своих «социальных завоеваний» — «l'acquis social», как они это называют. Большинство французов «консервативны» в том смысле, что выступают за сохранение прежнего уровня государственной защиты и социального обеспечения, если не за их увеличение. Лично я очень скептически отношусь к вероятности успеха Макрона и даже не осмеливаюсь подумать, что произойдет, если он потерпит неудачу», — отметил эксперт.
По его словам, на сегодняшний день во французском обществе присутствует определенное беспокойство и недовольство.
«Высокая поддержка «Национального фронта» свидетельствует о беспорядке, в котором находится Европа. Мы радуемся и пьем шампанское, потому что Макрон победил, набрав 65%, все время забывая, а точнее вытесняя мысль о том, что правая ксенофобская партия выиграла треть голосов и является на сегодняшний день самой сильной партией во Франции», — подчеркнул Кристоф Фрай.
«Если мы потеряем с Макроном еще пять лет, как потеряли с Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) и Франсуа Олландом (Francois Hollande), Марин Ле Пен или ее племянница все равно окажутся рядом», — добавил он.
Между тем российский политолог, директор Центра политического анализа Павел Данилин (Pavel Danilin) разделил мнение о том, что избиратели, голосовавшие за Эммануэля Макрона, не рассчитывали на прорывные решения нового лидера.
«Граждане хотели сохранения статус-кво, обеспечения достаточно высоких для европейских стран социальных и пенсионных гарантий. Я не думаю, что они ждут от Макрона каких-то подвигов», — сказал эксперт.
По его мнению, французы проголосовали за «второго Олланда» с тем отличием, что Эммануэль Макрон является более харизматичной личностью и имеет более интересную биографию.
«Новый президент выбран консенсусом всех французов, которые отказываются от резких перемен. Макрон в этом смысле гораздо более предсказуем, чем нестабильная Марин Ле Пен, предлагавшая выход из ЕС и отказ от евро», — уточнил Павел Данилин.
На его взгляд, этот шаг означал бы серьезный разрыв с соседними странами, на который французы пойти не готовы.
«Так, Brexit в Великобритании прошел куда более спокойно, потому что Соединенное Королевство всегда находилось в стороне от европейской политики, а фунт стерлинга сохранялся в качестве платежной единицы. Французам в этом плане пришлось бы гораздо тяжелее, поэтому, несмотря на хороший результат Ле Пен, они все же выбрали стабильность», — пояснил политолог.
Вместе с тем, по его словам, высокий результат «Национального фронта» подтверждает наличие в стране большой группы скептиков.
«Многое покажут летние выборы в Национальную ассамблею. По итогам этого голосования Ле Пен вряд ли продемонстрирует такой же значительный результат, как во втором туре президентских выборов, поскольку в том, что касается партийной жизни, французы еще более консервативны», — отметил Павел Данилин.
Анализируя расклад политических сил после избрания нового президента Франции, научный сотрудник Германского общества внешней политики (DGAP), эксперт, специализирующийся на франко-германских отношениях, Сабина Русс-Саттар (Sabine Ruß-Sattar) указала на раскол внутри сторонников левых сил.
«Левые силы рухнули под тяжестью разногласий, касающихся национального суверенитета и международного многостороннего сотрудничества», — отметила немецкий аналитик.
Вместе с тем, на ее взгляд, предстоящие выборы в Национальную ассамблею дадут возможность увидеть то, какую форму они приобретут в перспективе.
«Результаты парламентских выборов в июне помогут составить первое представление о том, какую форму примут левые силы после восстановления — будут ли они напоминать партию Жан-Люка Меланшона (Jean-Luc Melenchon) «Непокорная Франция» [La France Insoumise] в авторитарном стиле Чавеса (Hugo Chavez) или примут обличие социал-либерального движения Эммануэля Макрона «Вперед», — пояснила свое видение Сабина Русс-Саттар.
В свою очередь эксперт в области французских исследований Школы культур, языков и регионоведения в Университете Ноттингема Пол Смит (Paul Smith) обратил особое внимание на позиции ультраправых сил.
«Как ни парадоксально, результаты первого и второго раундов разочаровали Ле Пен и ее последователей. Она должна была выиграть первый раунд и получить 40% во втором. Ле Пен не собирается уходить, но ее положение слабее, чем ожидалось. Это объясняет то, почему она очень быстро отреагировала на исход голосования, объявив себя лидером оппозиции и заявив о новой главе в развитии «Национального фронта». […] И все же результат Марин Ле Пен стал историческим и подтвердил данные опроса Le Monde в прошлом месяце, который показал, что 33% французов в целом согласны с «ценностями» «Национального фронта». Если Макрон не справится, в 2022 году «Национальный фронт» существенно укрепит свои позиции», — сказал он.
Тем не менее, по мнению аналитика, у нового лидера Франции есть все шансы на успех.
«Эммануэль Макрон был избран с большей долей голосов, чем Франсуа Олланд, и результат оказался намного лучше, чем ожидалось. Это дает новому президенту очень прочную платформу для выполнения своей программы. […] Я ожидаю, что в ближайшей перспективе Эммануэль Макрон сосредоточит внимание на активизации франко-германских отношений, как «сердца» ЕС, а также на продвижении программы реформирования в рамках Евросоюза. Что касается внутренней политики, он займется сферой образования, обсуждением реформы трудового законодательства, упрощением налоговой системы Франции и реформированием пенсионного обеспечения», — отметил Пол Смит.
Между тем, по его словам, низкая для Франции явка избирателей оказалась все же намного лучше, чем в рамках других политических систем, а также выше, чем предсказывали опросы.
«Однако было очень много испорченных бюллетеней. Очевидно, граждане испытывают недовольство, и Эммануэль Макрон знает, что ему придется работать с избирателями, которые поддержали Меланшона и Ле Пен. Теперь, когда гонка за президентское кресло завершилась, все остальные силы возвращаются в игру, чтобы принять участие во всеобщих выборах в Национальное собрание Франции 11 и 18 июня. И это новый марафон», — подвел итог эксперт.