Международные эксперты положительно оценили итоги форума «Один пояс — один путь» в Пекине
Печать
8 мая 2019. PenzaNews. Участники второго международного форума «Один пояс — один путь», проходившего в Пекине 25–27 апреля, заключили 283 соглашения на общую сумму более 64 млрд. долларов. Об этом на пресс-конференции по итогам мероприятия заявил председатель КНР Си Цзиньпин (Xi Jinping).
Фото: Kremlin.ru
«При подготовке и во время этого форума стороны заключили 283 соглашения. Среди них — межправительственные соглашения о сотрудничестве, а также документы о проектах практического взаимодействия, о создании профильных платформ многостороннего сотрудничества по отдельным сферам, доклад о ходе взаимодействия в рамках инициативы «Один пояс — один путь» и доклад консультационного совета», — сказал он, добавив, что такие результаты демонстрируют актуальность и востребованность проекта в современном мире.
Выступая на заседании круглого стола форума, российский лидер Владимир Путин (Vladimir Putin) отметил, что для стабильного экономического роста и глобального торгового партнерства государствам необходимо развивать современную транспортную и энергетическую инфраструктуру, единую систему телекоммуникаций и связи.
«Россия настроена на активную совместную работу со всеми заинтересованными партнерами в поиске новых источников роста, укреплении взаимосвязанности на Евразийском континенте, в решении многих других общих для нас задач. Уверен, действуя сообща, мы добьемся успеха на благо народов наших стран, всех государств Евразии», — подчеркнул президент РФ.
Комментируя итоги масштабного мероприятия, старший научный сотрудник Малайзийского института экономических исследований в Куала-Лумпуре, автор книги «Малайзия: экономика на грани трансформации» Шанкаран Намбияр (Shankaran Nambiar) назвал завершившийся форум успешным.
«В отношениях КНР и России неоднократно возникали сложные вопросы, но за последний год ситуация вокруг них значительно улучшилась. Участие Путина свидетельствует о потеплении связей и, возможно, расширении сотрудничества в будущем. [...] Участие премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада (Mahathir Mohamad) также является предметом гордости для Китая. Присутствие Малайзии на форуме свидетельствует о способности Китая проникнуть в Юго-Восточную Азию. Более того, это демонстрирует, что Китай успешно продвигает свой бренд инфраструктурной дипломатии, способствуя тем самым миру во всем мире, процветанию и развитию», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».
По его словам, малайзийские власти в свою очередь ожидают, что участие в форуме привлечет в страну больше инвестиций и положительно отразится на торговле.
«Экономика Малайзии обременена крупным долгом, и в этом году, а, возможно, что и в ближайшие пару лет, ей грозит относительно низкий рост. В связи с этим более тесное сотрудничество с Китаем на данном этапе рассматривается как выход из неблагоприятной экономической ситуации», — пояснил собеседник агентства.
«В преддверии саммита Махатхир Мохамад возродил инфраструктурный проект с поддержкой Китая East Coast Rail Link [688-километровая железнодорожная ветка, которая должна стать ключевой частью крупной транспортной сети в рамках инициативы «Один пояс — один путь» в Юго-Восточной Азии] в надежде на то, что он подстегнет инвестиции в страну», — уточнил Шанкаран Намбияр.
Между тем научный сотрудник Камбоджийского исследовательского центра морского шелкового пути (CMSRRC) Королевского университета Пномпеня, эксперт японского Азиатско-Тихоокеанского университета Рицумейкан Лак Чансок (Lak Chansok) напомнил, что Си Цзиньпин представил программу «Один пояс — один путь» как «открытый, всеохватывающий и прозрачный» многосторонний проект, способствующий снижению тарифных и прочих барьеров, а также содействующий свободному потоку товаров и услуг, технологий и людей для взаимной социально-экономической выгоды.
«Председатель КНР заверил, что Китай не будет использовать девальвацию валюты для стимулирования экспорта, и пообещал поддерживать стабильный курс юаня на разумном и сбалансированном уровне. Си Цзиньпин также подчеркнул готовность Китая к дальнейшему укреплению сотрудничества с другими странами и международными организациями в области защиты прав на интеллектуальную собственность. Более того, глава КНР озвучил приверженность продвижению «зеленого и чистого» сотрудничества. Это соответствует целям устойчивого развития ООН, политике отдельных государств и, в частности, двенадцатому по счету пятилетнему плану Китая по сокращению выбросов углекислого газа [...] к 2020 году и диверсификации источников энергии в стране для стабильного экономического роста», — отметил Лак Чансок.
Однако, по его словам, не все лидеры и представители международных организаций, принимавшие участие в форуме, доверяют намерениям Китая.
«Некоторые из них полагают, что КНР может продвигать дорогостоящие инфраструктурные проекты по скрытым мотивам. До сих пор программы китайских займов и помощи подвергались критике и часто ассоциировались с «долговой ловушкой». Наиболее ярким примером является порт Хамбантота в Шри-Ланке, который был передан в концессию Китаю в общей сложности на 99 лет, поскольку правительство не смогло погасить крупные кредиты», — пояснил научный сотрудник CMSRRC.
По его мнению, отсутствие на форуме ключевых дипломатических партнеров Китая и Соединенных Штатов также является показательным моментом.
«В условиях продолжающейся торговой войны с Китаем президент США Дональд Трамп (Donald Trump) не отправил на этот форум ни одного представителя. Это подразумевает, что Вашингтон намерен уравновесить быстрый рост экономики КНР. [...] США обеспокоены тем, что Китай стремится изменить существующий мировой порядок, в котором доминирует Запад», — сказал Лак Чансок.
На его взгляд, пока еще рано утверждать, что Си Цзиньпин в полной мере исполнит все свои политические обязательства, которые он взял на себя на форуме в этом году.
«Госпредприятия, низкое качество и стандарты, «долговая ловушка» и другие проблемы КНР являются главными на пути к тому, чтобы воплотить в жизнь данные обещания и восстановить политическое и стратегическое доверие стран, расположенных на границе с проектом «Один пояс — один путь», — уточнил аналитик.
Тем временем глава подразделения по макроэкономической стратегии на глобальных рынках VTB Capital Нил Маккиннон (Neil MacKinnon) высказал мнение о том, что продвигаемый Китаем проект обладает чрезвычайным значением для всех государств региона.
«Инициатива «Один пояс — один путь» является ключевым инфраструктурным проектом, который будет стимулировать экономический рост, торговлю и перспективы инвестиций в долгосрочной перспективе», — сказал он.
«Одноименный форум становится все более важным мероприятием для укрепления сотрудничества и наращивания огромного потенциала роста в регионе», — добавил Нил Маккиннон.
В свою очередь профессор Нагойского университета экономики в Японии Нобухидэ Хатаса (Nobuhide Hatasa) отметил, что Китай играет активную роль в содействии многосторонности в мировой экономике, способствуя дальнейшей либерализации международной торговли и инвестиций.
«Пока США и ЕС движутся в направлении протекционизма, о чем свидетельствует политика Трампа «Америка прежде всего» и выход Великобритании из Евросоюза, второй форум «Один пояс — один путь» стал для Си Цзиньпина идеальной площадкой, предоставившей возможность выразить последовательную и решительную приверженность Китая экономической глобализации», — сказал эксперт.
Он напомнил, что основное внимание на форуме было уделено политике Китая в рамках торговой войны с США.
«В настоящее время она представляет наибольший экономический риск для всего мира. Хотя на форуме председатель КНР напрямую не затрагивал вопрос торговой войны, он четко упомянул о том, что следует соблюдать международные экономические нормы и правила, защищая права на интеллектуальную собственность, сокращая государственные субсидии, избегая преднамеренной и односторонней девальвации юаня и устраняя нетарифные барьеры», — пояснил Нобухидэ Хатаса.
Кроме того, на его взгляд, в ходе форума Китай усердно работал над тем, чтобы отразить критику в свой адрес по поводу кредитной деятельности.
«Некоторые развивающиеся страны, получившие кредиты от КНР, страдают от проблемы чрезмерного долгового бремени. Кроме того, они жалуются на то, что китайская помощь зачастую связана с поступлением основной части материалов и рабочей силы из Китая, в то время как их местная экономика не развивается. Си Цзиньпин подчеркнул, что Пекин будет уделять приоритетное внимание экономическим и налоговым условиям стран-партнеров, созданию рабочих мест на местном рынке и содействию устойчивому финансированию», — отметил аналитик.
«Все эти заявления, сделанные китайской стороной в ходе форума, очень приветствуются и единодушно принимаются всеми участниками форума. В связи с этим мероприятие в Пекине представляется довольно успешным. Теперь нам необходимо внимательно следить за тем, предпримет ли Китай какие-либо конкретные действия в соответствии с озвученными принципами», — резюмировал Нобухидэ Хатаса.
Проект «Один пояс — один путь» объединяет выдвинутые председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века» и предполагает выстраивание ряда масштабных «экономических коридоров».
Инструментом решения этой задачи заявлено комплексное развитие трансграничной транспортно-логистической, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры в сочетании с мерами по координации макроэкономической политики, снятию барьеров в торгово-инвестиционной сфере, переходу на использование в торговле национальных валют, налаживанию промышленной кооперации, расширению социальной базы межгосударственных отношений посредством наращивания контактов между людьми.