17:48:35 Вторник, 23 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Содержание заключенных в тюрьмах США должно соответствовать нормам международного права

18:23 | 08.08.2013 | Аналитика

Печать

8 августа 2013. PenzaNews. Органы пенитенциарной системы Калифорнии в очередной раз нарушили международные обязательства США в области прав человека, приняв карательные меры в отношении заключенных, устроивших голодовку в связи с неприемлемыми условиями содержания тысяч людей в одиночных камерах тюрем штата. Об этом заявила международная правозащитная организация Amnesty International 22 июля 2013 года.

Содержание заключенных в тюрьмах США должно соответствовать нормам международного права

Фото: Cdcr.ca.gov

«К заключенным, которые требуют покончить с бесчеловечными условиями содержания, не должны применяться карательные меры за то, что они пользуются правом участвовать в мирном протесте», — заявила исследователь Amnesty International по США Анжела Райт (Angela Wright).

«Длительная изоляция в условиях, которые можно охарактеризовать не иначе как жестокие и бесчеловечные, запрещена нормами международного права», — добавила она.

По данным организации, изначально в акции участвовали около 30 тыс. заключенных из 24 калифорнийских тюрем.

«Голодовка началась в знак протеста против политики штата надолго помещать осужденных в одиночное заключение в так называемые камеры индивидуальной изоляции (SHU). 11 июля департамент исполнения наказаний и реабилитации (ДИНР) пообещал применить дисциплинарные меры ко всем участникам голодовки, вследствие чего срок их пребывания в таких камерах может увеличиться. Кроме того, организаторов голодовки поместили в еще более суровую изоляцию, ужесточив условия их содержания и ограничив общение с адвокатами», — отмечается в опубликованном заявлении.

По утверждениям основной группы участников голодовки в тюрьме «Пеликан-Бэй», администрация учреждения преднамеренно выстуживала их одиночные камеры, а также изымала жидкости, предметы гигиены и прочие разрешенные принадлежности.

«Не менее 500 заключенных находятся в SHU более десяти лет в условиях сенсорной и социальной изоляции вопреки международным стандартам гуманного обращения. Как показывают многочисленные исследования, содержание в настолько суровых условиях крайне неблагоприятно сказывается на психическом и физическом здоровье заключенных. Узников не допускают к участию в реабилитационных и образовательных программах, у них практически отсутствуют контакты с другими людьми, в том числе с родственниками. Большинству из них по выходу из тюрьмы трудно снова вернуться в общество из-за долгосрочных последствий одиночного заключения», — говорится в отчете Amnesty International.

«Неудивительно, что узники камер индивидуальной изоляции протестуют против условий своего содержания. Вместо того чтобы еще строже наказывать заключенных и применять к ним дисциплинарные меры, ДИНР следует взять на себя обязательство провести разумные реформы, которые помогут покончить с бесчеловечностью тюремной системы штата», — отметила Анжела Райт.

В свою очередь заместитель пресс-секретаря калифорнийского департамента исполнения наказаний и реабилитации Терри Торнтон (Terry Thornton) заявила ИА «PenzaNews», что индивидуальную изоляцию в тюрьмах штата не применяют.

«Никаких одиночных камер в Калифорнии нет. Модули безопасного проживания — SHU — в «Пеликан-Бэй» таковыми не являются», — сказала она.

По словам Терри Торнтон, эти камеры предназначены для содержания преступников, чье поведение угрожает безопасности других заключенных или работников пенитенциарного учреждения.

«Условия содержания преступников в Калифорнии соответствуют нормам международного права. Более того, ДИНР обеспечивает соблюдение законодательства штата, конституции США и ведомственной политики, требующей гуманного обращения со всеми заключенными. Работа департамента исполнения наказаний и реабилитации контролируется наблюдателями от федерального суда, внешними надзорными органами, среди которых Управление генерального инспектора, Законодательное собрание штата Калифорния и другие независимые структуры. Кроме того, ДИНР, сотрудники которого соблюдают стандарты американской ассоциации исправительных учреждений, подвергается многочисленным внутренним проверкам и ревизиям», — отметила официальный представитель.

По ее мнению, вокруг модулей безопасного проживания создано много слухов, которые не соответствуют реальности.

«На самом деле температура в этих камерах контролируется электроникой, и показатели регистрируются каждые три часа. Заключенные занимаются зарядкой во дворе по 90 минут в день, семь дней в неделю. Доступ свежего воздуха во двор обеспечивается через открытую крышу. Содержащиеся в модулях едят ту же пищу, что и все остальные, полагаясь на собственные потребности и предпочтения. Как и все другие заключенные, они пользуются правом встреч с родственниками и друзьями по выходным; регулярно видятся со своими адвокатами в конфиденциальной обстановке; посещают юридическую библиотеку, открытую пять дней в неделю; получают почту, печатные издания и посылки», — сказала Терри Торнтон.

По ее словам, заключенные модулей также имеют доступ к образовательным программам и могут получить степень ассоциата или бакалавра искусств.

«Почти у каждого в камере есть радио и телевизор с доступом к 23 кабельным каналам. Заключенные этих модулей часто общаются друг с другом, у многих есть сокамерники. Как и все остальные, они пользуются правом на медицинскую и психологическую помощь», — добавила она.

Более того, по словам представителя организации, ДИНР уже реализовал ряд серьезных реформ в октябре 2012 года.

«Управление генерального инспектора опубликовало специальный анализ мероприятий, осуществленных департаментом исполнения наказаний и реабилитации в ответ на первую массовую голодовку в 2011 году, подтверждающий, что мы выполнили все, что обещали», — отметила Терри Торнтон.

Между тем специалист по правам человека в США, представляющий правозащитную организацию Human Rights Watch (HRW), Антонио Джинатта (Antonio Ginatta) подчеркнул, что на сегодняшний день около 385 заключенных продолжают воздерживаться от пищи с начала июльской акции.

«Голодающие настаивают на изменении оснований для заключения осужденных в одиночные камеры калифорнийских тюрем, однако существует еще более фундаментальная проблема: пенитенциарные учреждения штата переполнены и испытывают острую нехватку персонала. Это позволяет руководству утверждать, что одиночные камеры используются для поддержания безопасности в тюрьмах, однако, это неоправданные меры», — сказал он.

По его мнению, Калифорния не должна объяснять жестокое обращение с заключенными тем, что не может обеспечить безопасность другими методами.

«Если руководство штата не способно заключать преступников под стражу без риска, то оно должно начать адекватно финансировать данную сферу или каким-то образом уменьшить число арестантов в переполненных тюрьмах. Проблема переуплотнения является одной из наиболее острых — рассмотрением этого вопроса занимался Верховный суд США. На прошлой неделе он отклонил ходатайство властей штата отложить постановление суда об освобождении части заключенных в связи с угрожающим безопасности переуплотнением», — отметил эксперт HRW.

По его словам, формы одиночного содержания под стражей варьируются в зависимости от штата и могут быть адекватными, однако требования, выдвигаемые голодающими в Калифорнии, демонстрируют жестокость и бесчеловечность созданных там условий.

«Участники акции, в частности, просят разрешить им вешать календари на стену и получать по одной фотографии от родственников в год», — подчеркнул Антонио Джинатта.

«Специальный докладчик ООН по вопросу о пытках Хуан Мендес (Juan Mendes) в 2011 году заявил, что продолжительное одиночное заключение может быть равносильно жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и сравнимо с пытками. Он заявил, что продолжительным является любой период одиночного содержания, превышающий 15 дней. Вместе с тем многие узники калифорнийских тюрем находятся в таких условиях в течение месяцев, лет и даже десятилетий», — напомнил собеседник агентства.

При этом, на его взгляд, проблема не связана с недостатком финансирования и имеет более глубокие корни.

«Данные различных источников о затратах на содержание заключенных не совпадают. Однако согласно информации Бюро законодательной аналитики — беспристрастной консультативной организации в Калифорнии, занимающейся вопросами политики и финансирования — в 2008 и 2009 годах средняя сумма на каждого узника составила 47 тыс. долларов в год. Тем не менее, в системе есть существенные недостатки», — отметил Антонио Джинатта.

По мнению отставного старшего спецагента Управления по борьбе с наркотиками в США, консультанта по вопросам уголовного правосудия, эксперта в суде Грегори Ли (Gregory D. Lee), сложившаяся ситуация обусловлена тем, что политическое руководство Калифорнии уклоняется от своих обязанностей по обеспечению общественной безопасности.

«В штате был принят ряд законов, требующих долгосрочного лишения свободы за различные преступления. Содержание под стражей большого числа пожизненно осужденных и заключенных, ожидающих исполнения смертного приговора, привело к переуплотнению тюрем. При этом правительство штата оказалось неспособно построить дополнительные пенитенциарные учреждения. Либеральные власти Калифорнии предпочитают тратить деньги на жилье и обучение незаконных мигрантов, а не на тюремное содержание преступников. Постановление суда освободить тысячи заключенных, кажется, не особо беспокоит руководство штата»,— сказал эксперт.

Он также отметил, что ранее в Калифорнии предпринимались попытки реформ, однако успешными их назвать нельзя.

«Заключенные до сих пор требуют права на современные медицинские услуги и лечение психических расстройств и, скорее всего, добьются этого в судебном порядке, что повлечет за собой увеличение налогов», — отметил консультант по вопросам уголовного правосудия.

Вместе с тем длительное содержание под стражей, по его мнению, снижает уровень преступности.

«Этот показатель в Калифорнии неуклонно падает в течение последних 20 лет, и, на мой взгляд, во многом благодаря тому, что жестоких преступников-рецидивистов «сдают на попечение» государства. Находясь в тюрьме, они лишены возможности совершать дальнейшие правонарушения и преступления», — пояснил свою позицию эксперт.

По его мнению, решение проблемы, связанной с переполненностью тюрем, причем как штата, так и окружных, заключается в создании новых исправительных учреждений, однако этому, по словам эксперта, мешают иные приоритеты властей.

«Правительство должно нести ответственность за обеспечение общественной безопасности, однако оно предпочитает тратить миллиарды долларов на строительство никому не нужных скоростных поездов в никуда, а также продолжает финансировать программы, направленные на поддержку нелегальных иммигрантов, и другие либеральные проекты. С резким ростом уровня преступности, а это неизбежно случится, когда заключенные выйдут на свободу, законодатели, возможно, обретут политическую волю, чтобы решить проблему», — сказал Грегори Ли.

В свою очередь основатель консультационной фирмы Anthonybelieves.com Энтони Грейвс (Anthony Graves), 18 лет отсидевший в техасской тюрьме в ожидании исполнения смертного приговора за преступление, которого не совершал, поддержал проведение реформы системы уголовного правосудия, резко осудив условия содержания заключенных в Соединенных Штатах.

«Эта забастовка стала последней надеждой узников привлечь внимание к бесчеловечному отношению в тюрьмах и явилась следствием жестокого обращения с ними. Это говорит о необходимости осуществления надлежащего контроля над исправительными учреждениями», — отметил эксперт.

Принимая во внимание публикуемые в СМИ данные о финансировании пенитенциарных учреждений, он высказал предположение, что деньги, направленные на содержание узников, тратятся на угнетение, а не на реабилитацию этих людей.

«Ни один заключенный не стал бы беспричинно морить себя голодом, если только он не страдает при этом психическими расстройствами, что, однако, также должно стать поводом для проведения соответствующих расследований», — подчеркнул собеседник агентства.

Он выразил надежду, что представители нового поколения будут относиться друг к другу более гуманно.

«Поэтому я считаю, что изменения неизбежны. Если тюрьмы оказываются неспособными реабилитировать заключенных, люди выходят на свободу с тяжелым багажом, накопленным в условиях жестокого обращения и наказаний. На сегодняшний день пенитенциарная система отрицательно влияет на общество, поскольку выпускает на свободу еще более ущербных и неполноценных людей, чем они были до заключения под стражу. Мы должны требовать реформ, чтобы обеспечить безопасность нашего общества», — сказал Энтони Грейвс.

Тем временем штатный юрист нью-йоркского Центра защиты конституционных прав Алексиc Агатоклеос (Alexis Agathocleous) отметил, что голодовка отражает глубокие проблемы в тюремной системе Калифорнии.

«Мы подали иск в федеральный суд в связи с практикой использования одиночного заключения в «Пеликан-Бэй» — одной из наиболее строгих калифорнийских тюрем. Истцы по данному делу были изолированы в SHU на срок от 11 до 22 лет. Многие были отправлены в «Пеликан-Бэй» непосредственно из SHU других тюрем и, таким образом, провели в изоляции более 25 лет. Это немыслимо длительный период времени, учитывая, что калифорнийские власти помещают в одиночные камеры не только участников тюремных группировок с агрессивным поведением, но и тех, кто подозревается в связях с этими бандами», — пояснил эксперт.

По его словам, содержание преступников в специальных модулях безопасности обходится государству значительно дороже, чем стандартное содержание под стражей, несмотря на то, что таким заключенным предоставляют лишь минимальный набор крайне необходимых предметов.

«Условия содержания в SHU шокируют. Заключенные этих модулей в «Пеликан-Бэй» томятся в тесных бетонных клетках без окон от 22 до 24 часов в сутки. Они никак не взаимодействуют с другими людьми за исключением надзирателей и получают еду — зачастую протухшую, холодную и не соответствующую человеческим потребностям в калориях и питательных веществах — через маленькую щель в металлической двери. Раз в день на один час их могут выводить в маленький пустой бетонный выгульный двор для занятия физическими упражнениями в полном одиночестве, но иногда лишают и этого. Им отказывают в телефонных звонках и свиданиях с родственниками, они не могут участвовать в рекреационных и образовательных программах и не имеют возможности общаться с другими узниками. Единственный способ коммуникации — это говорить так громко, чтобы быть услышанными заключенными других камер, однако любое общение с представителями тюремных группировок может обернуться для них увеличением срока пребывания в SHU. «Пеликан-Бэй» расположена в сотнях миль от города, поэтому многие не видятся со своими близкими в течение нескольких лет. Между тем редкое общение с родными проходит через стекло с помощью телефона и исключает любые физические контакты», — отметил Алексиc Агатоклеос.

Он назвал вопиющим факт пребывания заключенных «Пеликан-Бэй» в таких опустошающих и губительных условиях на протяжении десятилетий.

«Мы надеемся, что в ответ на требования голодающих и поданный нами иск департамент исполнения наказаний и реабилитации начнет конструктивное общение и примет решение провести реформы, необходимость которых назрела уже давно. Эти изменения, в первую очередь, должны касаться принципов заключения в SHU, а также условий содержания в этих модулях, которые обязаны соответствовать конституционным и международным стандартам прав человека», — подвел итог собеседник агентства.

Актуальное