Достойной альтернативы энергоресурсам из России для Европы в ближайшие годы не будет — политики
Печать
4 апреля 2014. PenzaNews. Вопрос энергетической безопасности Европы вновь стал одним из самых обсуждаемых в экспертной среде после заявления председателя Европейского совета Хермана Ван Ромпея (Herman Van Rompuy), сделанного по итогам саммита глав ЕС в Брюсселе 20–21 марта, о том, что Евросоюз намерен уменьшить зависимость от российских энергоресурсов.
Фото: Gazprom.ru
Среди мер, которые могут быть предприняты для изменения ситуации в ЕС, глава Евросовета назвал улучшение энергоэффективности, увеличение количества поставщиков энергоресурсов и доли возобновляемой энергии, а также создание единой энергетической сети и рассмотрение возможности экспорта сланцевого природного газа из США.
В связи с этим заявлением некоторые европейские политики в очередной раз заговорили о возможности разработки месторождений сланцевого газа в Англии, Германии, Венгрии, Польше и других странах ЕС, который потенциально может заменить газ из России.
Предложения о сокращении поставок российского газа в Европу, рассматриваемые рядом обозревателей как один из рычагов механизма оказания давления на Россию, не нашли широкого отклика среди европейских бизнесменов. Так, например, немецкие топ-менеджеры, в числе которых глава ThyssenKrupp Хайнрих Хизингер (Heinrich Hiesinger), глава компании Adidas Герберт Хайнер (Herbert Hainer), генеральный директор Deutsche Post DHL Франк Аппель (Frank Appel) и другие, уже выразили свое несогласие с политикой санкций в отношении Москвы и отказа от российских сырьевых ресурсов. По мнению представителей крупного бизнеса, введение экономических барьеров негативно скажется не только на самой России, но и на всей Европе.
Возможность эффективного замещения российского газа поставками из других стран в ближайшие годы также вызывает сомнения у политиков и экспертов. Так, министр энергетики США Эрнест Монис (Ernest Moniz) заявил, что Америка сможет начать поставки сжиженного газа в Европу не раньше, чем через два года, а министр нефтяной промышленности и энергетики Норвегии Торд Льен (Tord Lien) сообщил, что сжижение газа и доставка его по морю будет стоить гораздо больше, чем поставка по трубопроводам.
В настоящее время разработка месторождений сланцевого газа в Европе также находится под вопросом. При добыче газа путем гидроразрыва пласта (ГРП) под землю закачиваются химикаты, которые могут загрязнить грунтовые воды и впоследствии привести к возникновению у людей различных заболеваний, в том числе онкологических. Мораторий на проведение ГРП объявлен во Франции и Болгарии. Временный запрет на разработку месторождений сланцевого газа введен в Чехии. Германия еще в сентябре 2012 года выпустила рекомендацию по запрету на проведение ГРП вблизи источников питьевой воды и минеральных источников. Кроме того, себестоимость добычи сланцевого газа в Европе может оказаться слишком высокой, в результате чего подобные проекты вряд ли будут признаны рентабельными.
Вместе с тем депутат парламента Финляндии от партии «Зеленый союз» Орас Тюнккюнен (Oras Tynkkynen) в интервью ИА «PenzaNews» назвал сланцевый газ потенциальным способом обеспечить Европу энергией, хотя и признал опасность при его добыче.
«В отношении добычи сланцевого газа методом гидроразрыва пласта существуют значительные опасения и риски. Если мы сможем урегулировать вопросы влияния добычи газа на окружающую среду и здоровье европейцев, сланцевый газ может быть одним из альтернативных — и внутриевропейских — источников газа для ЕС», — уточнил он.
Представитель «зеленых» также отметил, что в настоящее время Европа очень сильно зависит от импорта российского газа, и движение к новой энергетической политике может начаться уже сейчас.
«По моим сведениям, страны ЕС в целом согласны с необходимостью избавиться от энергетической зависимости», — сказал Орас Тюнккюнен.
Член Европарламента от немецкой партии Христианско-демократический союз (ХДС) Герберт Ройл (Herbert Reul) также высказал мысль о том, что разработка месторождений методом ГРП в странах Европы является одним из возможных источников получения природного газа для стран ЕС.
«Я думаю, что сланцевый газ в Европе — это возможность, которой нам стоит воспользоваться. Если у нас есть собственные ресурсы, очевидно, что мы должны использовать их», — сказал Герберт Ройл.
По его словам, во всех вопросах, касающихся поставок, зависимость от единственного поставщика всегда имеет свои минусы, при этом текущая ситуация на Украине вернула вопрос об энергетической зависимости в поле зрения Европы.
«Когда кто-то импортирует чьи-либо товары или ресурсы, всегда возникает зависимость от других и их поставок. В такой ситуации всегда выгоднее полагаться на нескольких поставщиков. Если Америка решит допустить экспорт сланцевого газа, она может стать одним из поставщиков, на которого будет опираться ЕС», — пояснил Герберт Ройл.
В свою очередь член Европарламента от Коммунистической партии Чехии и Моравии Милослав Рансдорф (Miloslav Ransdorf) придерживается иного мнения.
По его словам, в скором времени выяснится, что сланцевый газ в Европе в большинстве случаев является всего лишь мифом, при этом складывающуюся ситуацию вокруг энергопотребления не удастся разрешить импортом сжиженного природного газа из США.
«Импорт природного газа не может быть решением проблемы», — категорично констатировал чешский политик.
Кроме того, он подчеркнул, что Херман Ван Ромпей «не является экспертом в энергетической сфере», а его заявление носит исключительно политический характер и связано с ситуацией на Украине.
«Структура энергопотребления разительно отличается от политики, равно как и коммерческие возможности. Изменения, предложенные им, в краткосрочной перспективе неосуществимы», — добавил Милослав Рансдорф.
Член Европарламента от Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Норберт Гланте (Norbert Glante) также выразил уверенность в том, что Европе не удастся быстро заменить другими энергоресурсами газ и нефть из России.
«Я не думаю, что в ближайшем будущем произойдет уменьшение импорта энергоресурсов из России. Объем российского газа и нефти, поставляемых в Евросоюз, является значительным, и его нельзя будет заменить чем-либо другим в короткие сроки», — сказал он, напомнив при этом, что страны Европы по отдельности определяют структуру энергопотребления, и данный вопрос не находится в компетенции Евросоюза.
«К тому же никто не отменял соглашения между частными организациями или отдельными странами», — добавил Норберт Гланте.
Говоря о применении технологии добычи сланцевого газа в Европе, немецкий политик заявил о том, что в первую очередь необходимо сформировать законодательную базу и выработать общие стандарты в отношении защиты окружающей среды.
Он также напомнил, что условия проведения ГРП в США и Европе очень сильно различаются по многим показателям, включая плотность населения территории.
«Более того, решение о добыче сланцевого газа должна принимать каждая страна Европы по отдельности. Поскольку в некоторых государствах, таких как Франция, Болгария и Румыния, имеется запрет на добычу сланцевого газа, я не предполагаю, что в ближайшие годы в Европе начнется газовый бум», — пояснил член Европарламента от Социал-демократической партии Германии.
Продолжая тему сланцевого газа, Норберт Гланте также подверг сомнению то, что США смогут быстро избавить Европу от энергозависимости.
«Насколько мне известно, США дали разрешение на экспорт сланцевого газа лишь недавно, и у них нет соответствующей инфраструктуры, чтобы обеспечить масштабную транспортировку. Следовательно, эта альтернатива станет лишь краткосрочной и не будет способствовать энергонезависимости Европы в должной степени», — добавил он.
В свою очередь депутат Бундестага от Левой партии и руководитель пресс-службы по вопросам энергетики и изменения климата Ева Буллинг-Шретер (Eva Bulling-Schroeter) также высказала мнение о том, что для импорта сланцевого газа из США необходимые определенные технические условия, которые в настоящий момент отсутствуют.
«Я не считаю, что [решение импортировать газ из Америки] будет выгодным в средне- и долгосрочной перспективе», — сказала она.
Ева Буллинг-Шретер отметила при этом, что разработка месторождений путем гидроразрыва пласта несет риски для здоровья и окружающей среды.
«Значительная часть членов Бундестага, включая министра по окружающей среде, настроена против добычи сланцевого газа», — подчеркнула она.
Вместе с тем немецкий политик заявила, что Европе не стоит серьезно беспокоиться по поводу возможного прекращения поставок газа из России, однако при этом следует все же искать новые возобновляемые источники энергии.
«С моей точки зрения, и Россия, и Германия заинтересованы в хороших взаимоотношениях в энергетической сфере. Дружба между Владимиром Путиным и экс-канцлером Герхардом Шредером только подчеркивает это. Однако Германия вовлечена в продвижение возобновляемых источников энергии, что также является способом стать менее зависимой от импорта энергоресурсов. Кроме того, Берлин вынужден постепенно прекращать использование угольных электростанций, чтобы предотвратить антропогенные негативные изменения климата. Наша партия считает, что природный газ является необходимой ступенью к энергетике, полностью построенной на возобновляемых ресурсах. Мы намерены достичь этой цели к 2050 году», — сказала она.
По мнению старшего научного сотрудника исследовательской группы по глобальным вопросам берлинского фонда «Наука и политика» Кирстен Вестфаль (Kirsten Westphal), помимо возобновляемой энергии, у Европы имеются и другие возможности заменить российский газ, но говорить об их использовании еще рано.
«Некоторые страны предлагают использовать внутренние источники энергии, другие — высказываются за атомную энергетику, но пока эти перспективы туманны. Конечно же, принять решение о весьма дорогостоящей диверсификации энергетической инфраструктуры Европы очень сложно», — отметила эксперт.
«Россия — главный поставщик энергоресурсов для Европы. Приблизительно 30% природного газа и 35% нефти, потребляемых ЕС, идут из России. Доля российского бизнеса на мировом рынке энергоресурсов значительна: в нефтяной сфере — почти 13%, а в газовой — более 17%. Такие объемы невозможно заместить чем-либо другим», — подчеркнула исследователь.
По мнению Кирстен Вестфаль, у Европы в настоящее время нет полноценной альтернативы российскому газу.
«У других главных потребителей энергоресурсов или, как в случае со странами Азии, налажен канал поставок из Персидского залива, или, как у США, заготовлен внутренний буферный запас для защиты от энергетических кризисов и скачков цен. Европа же при сокращении поставок окажется крайней, поскольку она получает очень много нефти и газа именно из России», — уточнила она.
Исследователь отметила, что ситуация с поставками энергоресурсов может значительно улучшиться в период с 2016 по 2020 годы после прихода в Европу американского и австралийского сжиженного природного газа (СПГ), однако он будет дороже.
«На азиатском спот-рынке цены уже достигают 19 долларов за миллион британских тепловых единиц (БТЕ), тогда как в Европе они не превышают 10,5 долларов. Очень многое будет зависеть от развития и спроса в Азии, куда Россия также стремится продвинуться с экспортом СПГ и нефти», — подчеркнула эксперт.
«В среднесрочной перспективе достичь энергетической безопасности в Европе невозможно без российских поставок энергоносителей. В долгосрочной перспективе для поставок ископаемого топлива в ЕС в удовлетворительном объеме также потребуются тесные энергетические связи и торговые отношения с Россией», — заключила Кирстен Вестфаль.
В минувший четверг, 3 апреля, аналитическая и брокерская компания Sandford C. Bernstein & Co. опубликовала отчет, согласно которому немедленный отказ Европы от российского газа потребует в ближайшие четыре года инвестиций в размере 215 млрд. долларов. Эти средства будут необходимы для строительства атомных электростанций, объектов альтернативной энергетики и инфраструктуры для приема сжиженного природного газа, а также разработки угольных месторождений.
По данным аналитиков, Европа может воспользоваться поставками газа из США и частью СПГ, который в настоящее время идет на экспорт в Азию, однако эти меры спровоцируют рост цен на сжиженный природный газ до 25% и потребуют дополнительных затрат в размере около 80 млрд. долларов.
В отчете также отмечается, что Европа должна будет платить «Газпрому» 50 млрд. долларов в год, поскольку около 120 млрд. кубометров газа поставляется по долгосрочным контрактам с условием «бери или плати».