Международные эксперты неоднозначно оценивают перспективы добычи сланцевого газа в Европе
Печать
31 мая 2013. PenzaNews. Ежегодный Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) пройдет под девизом «Перспективы глобальной экономики: время решительных действий» 20–22 июня 2013 года. Ожидается, что мероприятие объединит на своих площадках около 5 тыс. ведущих экономистов, бизнесменов и политиков и предоставит участникам встречи возможность обсудить наиболее важные вопросы современности, такие как политические вызовы, экономические и социальные последствия глобального кризиса, нестабильный характер восстановления мировой экономики и изменения в расстановке сил на международной арене. По мнению обозревателей, традиционно одной из актуальных тем встречи станут проблемы энергетической безопасности, однако в этом году, скорее всего, акцент будет сделан на аспектах добычи и использования сланцевого газа.
Фото: Flickr.com
Достигнутые в этой области успехи Соединенных Штатов Америки стали поводом для оптимистичных прогнозов относительно возможности существенно изменить ситуацию на энергетических рынках в странах Европы. Однако развитие новых проектов тормозится в связи с рядом серьезных причин, среди которых высокая себестоимость добычи, быстрая истощаемость месторождений и значительные экологические риски — по данным исследований, в 43% скважин происходит утечка используемых при гидроразрыве пластов (ГРП) химических реагентов, способных провоцировать развитие раковых заболеваний.
По словам официального представителя Европейской комиссии по вопросам энергетики Марлен Хольцнер (Marlene Holzner), Еврокомиссия приветствует разведку и добычу газа из нетрадиционных источников, однако при условии, что это осуществляется экологически безопасным и экономически оправданным способом.
«Наращивание объемов добычи сланцевого газа и значительно более низкие цены на данный вид топлива в Соединенных Штатах оказывают негативное влияние на конкурентоспособность европейской промышленности. Тем не менее, потенциальные экономические проблемы, связанные с дешевой энергией в США, должны быть восприняты ЕС с той же серьезностью, что и озабоченность граждан в связи с экологическими рисками», — отметила представитель Еврокомиссии по энергетике.
Она также добавила, что ключевым приоритетом Евросоюза, по-прежнему, остается создание «декарбонизированной» и ресурсосберегающей экономики, а также приверженность цели повышения энергоэффективности и дальнейшего развития возобновляемых источников энергии.
«В связи с этим Еврокомиссия провела ряд исследований, сосредоточив свое внимание на трех основных аспектах: потенциальное влияние энергетического рынка на ситуацию в ЕС, воздействие добычи нетрадиционных газовых ресурсов на климат, возможные риски для окружающей среды и здоровья человека. В настоящее время эксперты приступили к оценке результатов отчетов. Кроме того, были начаты общественные слушания по вопросу промысла сланцевого газа в Европе, что позволит принять во внимание позицию населения и других заинтересованных сторон», — пояснила Марлен Хольцнер.
По мнению профессора энергетики и ресурсов в Калифорнийском университете Беркли Дэниела Каммена (Daniel Kammen), разработка месторождений этого газа в странах ЕС является экономически целесообразной.
«Технология добычи сланцевого газа в Евросоюзе по-прежнему отстает от используемой в Северной Америке, однако потенциал Европы и Центральной Азии очень велик. Несмотря на то, что крупнейшие залежи расположены в Северной Америке и Азии, промысел этого газа в ЕС способен оказать значительное влияние на региональный энергетический рынок», — сказал он в интервью ИА «PenzaNews».
При этом, по его словам, выводы относительно потенциального влияния разработки месторождений сланцевого газа на экологию можно делать только на основе оценки полного жизненного цикла технологий его добычи, переработки и конечного использования.
В свою очередь старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Дэвид Бучан (David Buchan) подчеркнул, что наиболее серьезный риск от добычи сланцевого газа связан с потенциальным загрязнением воды.
«Основную угрозу несет в себе технология гидроразрыва. Часть используемой при ГРП ректификационной жидкости, состоящей из воды с примесью химических веществ, минералов и металлов, которые могут быть слаборадиоактивными, попадает на поверхность. Поэтому такая жидкость «обратного потока» должна подвергаться тщательной обработке», — уточнил эксперт.
Он также добавил, что существует не менее важная социальная проблема, способная существенно снизить темпы развития подобных программ.
«Добыча сланцевого газа — шумный подрывной промышленный процесс, реализовать который возможно в более отдаленных частях Центральной и Восточной Европы, но не на юге Англии, в Нидерландах или Германии, где имеются значительные запасы сланцев. Я предполагаю, что подобные проекты будут развиваться очень медленно. Общественное признание наступит не скоро, поскольку европейцы понимают, насколько интенсивным должно быть производство, чтобы оставаться экономически выгодным для задействованных в добыче компаний», — отметил Дэвид Бучан.
Научный сотрудник отдела развития нефтегазового комплекса России и мира Института энергетических исследований Российской академии наук (ИНЭИ РАН) Сергей Сорокин (Sergei Sorokin) высказал мысль о том, что Европа не в состоянии повторить успех сланцевой газодобычи США.
«Активно включившись в поиски сланцевого газа на своей территории, за минувшие пять лет европейские страны при самом активном участии международных компаний практически не получили обнадеживающих результатов геолого-разведочных работ. При такой неясности — есть ли вообще в Европе коммерческие запасы сланцевого газа — говорить о начале добычи и затратности технологий пока не приходится. При этом массовые общественные протесты уже привели к запрету разработки сланцевых месторождений в некоторых странах», — сказал эксперт.
Кроме того, исключать возможность политизации данного вопроса, по его мнению, не стоит.
«Энергетика вообще неотделима от политики, и в ажиотаже вокруг сланцевого газа появилось много информационной «шумихи», попыток повлиять на общественное сознание и реализовать те или иные интересы. Только сейчас на смену приходит более взвешенный анализ этого нового явления в мировом газовом бизнесе», — отметил Сергей Сорокин.
По его словам, в среднесрочной перспективе добыча данного ископаемого не позволит Европе добиться энергонезависимости.
«По результатам расчетов на модели мирового газового рынка ИНЭИ РАН, промысел этого ресурса в Европе составит порядка 5 млрд. кубометров к 2040 году в базовом сценарии. В случае технологического прорыва в этой области объемы добычи могут достичь 13 млрд. кубометров к концу периода прогнозирования. Умеренно оптимистичные оценки не позволяют говорить о возможности существенного снижения импорта природного газа в регион», — уточнил эксперт.
Между тем старший экономический советник лондонской бизнес-группы «Институт директоров» Корин Тэйлор (Corin Taylor) высказал мысль о том, что разработка сланцевых месторождений может предоставить Европе ряд определенных преимуществ, подобных тем, что появились в США, и даже принести пользу окружающей среде.
«Во-первых, сланцевый газ способен заменить уголь в выработке электрической и тепловой энергии, способствуя тем самым снижению выбросов углекислого газа и улучшению качества воздуха. Во-вторых, при условии должного контроля в процессе добычи сланцевого газа выделяется меньше углекислоты, чем при добыче природного газа за пределами континента. Если все аспекты процесса добычи сланцевого газа — от проектирования и бурения скважин до операций по гидравлическому разрыву пластов и очистки сточных вод — будут хорошо регулироваться и контролироваться, вероятность экологических рисков, на мой взгляд, крайне мала», — пояснил аналитик.
Кроме того, по его словам, масштабная добыча сланцевого газа в Европе может способствовать снижению цен на газ.
«Это будет выгодным для всех государств ЕС, однако дополнительные рабочие места и налоговые поступления, связанные с разработкой месторождений, станут преимуществом только тех стран, которые начнут добычу», — подчеркнул Корин Тэйлор.
В свою очередь научный сотрудник в области климата и энергетической политики Института устойчивого развития и международных отношений Томас Спенсер (Thomas Spencer) выразил уверенность, что экологические риски, сопряженные с промыслом сланцевого газа в густонаселенной Европе, будут значительно выше, чем в США.
«Существует серьезная опасность утечки химических веществ. Тщательный контроль, возможно, снизит эти риски, однако, жесткие правила могут увеличить себестоимость и замедлить газодобычу», — отметил эксперт.
Он также предположил, что использование сланцевого газа может стать одним из аспектов стратегии по сокращению выбросов парниковых газов, способствующих потеплению климата, однако, назвал это временным решением проблемы.
«Газ, возможно, будет своеобразным «мостом» на пути к технологиям с нулевым выбросом углерода, особенно для стран, зависимых от таких загрязняющих видов топлива как уголь. Однако, чтобы сохранить темпы глобального потепления на допустимом уровне, Европе необходимо перейти к технологиям с нулевым выбросом уже к середине XXI века. Поэтому газ — лишь краткосрочное решение, и человечество должно активно разрабатывать и применять другие методы, такие как повышение энергоэффективности и использование возобновляемых источников энергии», — уточнил Томас Спенсер.
По его словам, добыча сланцевого газа в Европе может быть экологически оправданной лишь в некоторых менее густонаселенных странах, наиболее зависимых от угля — например, в Польше.
«Массовая добыча сланцевого газа в Европе маловероятна как минимум в ближайшие два десятилетия. Во-первых, существует значительное социальное противостояние, основанное на желании защитить окружающую среду. Во-вторых, Европа все еще находится на ранней стадии изучения и разработки сланцевых месторождений, и вопрос о наличии и объемах промышленных запасов остается открытым. Кроме того, в ЕС пока недостаточно развита буровая промышленность, а нормативно-правовая база, регулирующая газодобычу, скорее всего, будет более строгой, чем в Соединенных Штатах», — отметил собеседник агентства.
Стратегический советник, член правления венгерского экологического партнерского фонда, химик-биолог Жужа Фолтани (Zsuzsa Foltanyi) разделила мнение Томаса Спенсера о негативном влиянии данного производства на экологию.
«Риски очень высоки, причем исследований по данной проблеме проведено слишком мало. Особую озабоченность у меня вызывает тот факт, что правительства европейских стран мало обеспокоены этим вопросом», — сказала эксперт.
По ее мнению, массовая добыча сланцевого газа в странах ЕС невозможна.
«Помимо опасности загрязнения вод следует принимать во внимание экологические и геологические риски, которые могут иметь негативные последствия для окружающей среды в долгосрочной перспективе. Это, прежде всего, землетрясения и вероятность возникновения оползней. При этом Европа — очень густонаселенная территория, а, значит, здесь не так много регионов, где подобная газодобыча была бы оправданной», — отметила стратегический советник венгерского экологического партнерского фонда.
«Несмотря на то, что политики, экономисты, а иногда и социологи, зачастую умалчивают об этих проблемах, я уверена, что разработка месторождений сланцевого газа не целесообразна и в других частях планеты, поскольку последствия для окружающей среды и человечества могут быть очень опасными», — резюмировала Жужа Фолтани.
Сланцевый газ — природный газ, состоящий преимущественно из метана. Добывается из осадочных, глинистых, газоносных сланцев. Не образует больших скоплений, залегает в порах твердых пород.
Добыча в промышленных масштабах стала возможной с появлением сложных и дорогих технологий в XXI веке. Используется горизонтальное бурение, сейсмическое моделирование, гидроразрыв пласта или пропановый фрекинг.
По мнению исследователей, недостатками добычи сланцевого газа являются высокая себестоимость, непригодность для транспортировки на большие расстояния, быстрая истощаемость месторождений, низкий уровень доказанных запасов в общей структуре, значительные экологические риски при добыче. В частности, существует угроза загрязнения земной поверхности и грунтовых вод, являющихся источником питьевой воды для населения.
На сегодняшний день мораторий на проведение ГРП действует во Франции, Болгарии, на северо-западе Германии и в некоторых штатах США. Временный запрет на разработку месторождений сланцевого газа введен в Чехии. Нидерланды и Люксембург также приостановили бурение в поисках этого ресурса. Затраты на соблюдение экологических норм в Австрии делают проекты по добыче сланцевого газа нерентабельными.