Действия США в вопросе Гуантанамо идут вразрез с международным правом — эксперты
Печать
23 марта 2015. PenzaNews. Президент США Барак Обама (Barack Obama) выразил сожаление по поводу того, что не принял решение закрыть тюрьму в Гуантанамо сразу после победы на выборах в 2009 году. С таким заявлением глава Белого дома выступил в минувший четверг, 19 марта.
Фото: Flickr.com
«Мне стоило закрыть Гуантанамо в первый же день», — сказал президент США в ходе беседы с журналистами после лекции по экономике в городе Кливленд в штате Огайо.
По словам Барака Обамы, тогда он не предпринял решительных шагов, потому что стремился подойти к вопросу более обстоятельно, учитывая изменение политической ситуации и мнение общественности.
В то же время президент США признал, что печально известная тюрьма не только идет вразрез с американскими идеалами, но и используется террористическими группировками по всему миру для вербовки боевиков.
Гуантанамо уже многие годы является предметом беспокойства правозащитников. Они требуют немедленного освобождения всех узников, получивших одобрение для выхода на свободу, и справедливого суда для остальных людей, фактически незаконно находящихся в заключении. По их словам, узники Гуантанамо, лишенные возможности защитить свои права, подвергаются постоянным пыткам и унижениям.
На сегодняшний день за решеткой в тюрьме на Кубе остаются 122 человека, причем в отношении 56 из них уже было ранее принято решение об освобождении, но даже они вынуждены ждать возможности выйти на свободу по несколько лет.
Вместе с тем американские власти всячески препятствуют тщательному расследованию ситуации в Гуантанамо. По словам аргентинского правозащитника, спецдокладчика суда по правам человека ООН Хуана Мендеса (Juan Mendez), США отказываются дать ему разрешение на посещение тюрьмы без каких-либо ограничений, поскольку считают Гуантанамо лагерем для военнопленных.
«Мне предложили те же условия, что и людям, занимавшим мой пост в 2004 году. Согласно им, я мог провести краткое заседание с руководством тюрьмы Гуантанамо, а также побывать в некоторых ее зданиях. Особым условием был запрет на любое общение с кем-либо из заключенных», — сказал Хуан Мендес в видеозаявлении, которое было показано участникам конференции Межамериканской комиссии по правам человека в Гуантанамо, состоявшейся в понедельник, 16 марта.
Между тем чуть ранее — в конце января 2015 года — ситуация вокруг Гуантанамо получила новый виток развития на международном уровне. В ходе переговоров по нормализации отношений между США и Кубой, о начале которых Барак Обама объявил 17 декабря 2014 года, президент страны Рауль Кастро (Raul Castro) выступил с требованием вернуть кубинскому народу военную базу Гуантанамо, которую Гавана считает незаконно оккупированной территорией с начала ХХ века. Однако 4 февраля помощник госсекретаря США, глава американской делегации на переговорах в Гаване Роберта Джейкобсон (Roberta Jacobson) заявила, что Америка не заинтересована в дискуссии по этой теме, а возвращение военной базы не входит в список обсуждаемых условий.
По мнению старшего юриста американского Центра конституционных прав Уэллса Диксона (Wells Dixon), на сегодняшний день неясно, будет ли Куба настаивать на возвращении своей территории, однако для США база Гуантанамо имеет достаточно большое значение.
«Ее использовали и продолжают использовать для самых различных задач, в том числе и как место расположения пресловутой противозаконной тюрьмы. Нужно помнить, что база Гуантанамо является единственной постоянной военной базой США в Латинской Америке и Карибском море. Она используется […] также для борьбы с наркотрафиком, для морских поисково-спасательных операций и миссий по оказанию гуманитарной помощи — как, например, после землетрясения на Гаити в 2010 году», — напомнил эксперт.
По его словам, администрация Джорджа Буша-младшего (George Bush Jr.) не случайно выбрала именно базу Гуантанамо для строительства лагеря после террористических актов 11 сентября 2001 года.
«[Тюрьму] задумывали как место, где США могли бы удерживать и допрашивать подозреваемых в терроризме без ограничений американского и международного законодательства и без какого-либо контроля», — подчеркнул эксперт, отметив, что судебные процессы, инициируемые его правозащитной организацией, разрушили эти планы.
Говоря о планах Барака Обамы закрыть тюрьму, старший юрист Центра конституционных прав высказал мнение, что в вопросе Гуантанамо глава Белого дома натолкнулся на ожесточенное сопротивление Республиканской партии, получившей большинство в американском конгрессе.
«Обама, не желая расходовать политический капитал на преодоление этих препятствий, фактически повернулся к проблеме Гуантанамо спиной», — констатировал Уэллс Диксон, добавив, что сомневается в шансах американского президента успеть закрыть тюрьму до конца срока его полномочий.
В то же время заслуженный профессор истории, автор нескольких книг о Кубе, директор Института исследований Кубы и кубино-американских отношений при Университете Майами Хайми Сушлики (Jaime Suchlicki) выразил уверенность в том, что тюрьма Гуантанамо будет закрыта в течение ближайших двух лет, но это не связано с призывами передать военную базу Гаване.
«Нужно различать планы закрыть тюрьму Гуантанамо и требования вернуть военную базу Кубе», — сказал эксперт.
По его мнению, желание Рауля Кастро будет проигнорировано руководством США из-за стратегической важности Гуантанамо для Вашингтона.
«Америка не заинтересована закрывать военную базу. Помимо других причин, в США не могут полагаться на гарантии России и Кубы, что в будущем база не будет использована для дислокации российских подводных лодок», — пояснил директор Института исследований Кубы и кубино-американских отношений при Университете Майами.
Говоря об использовании образа Гуантанамо в пропагандистской работе, которую ведут исламисты, историк напомнил, что радикальные группировки успешно действовали и набирали боевиков еще до основания этого тюремного лагеря.
«Атака 11 сентября произошла задолго до начала работы тюрьмы. Радикальные исламисты не нуждаются в Гуантанамо для пропаганды, и я сомневаюсь, что молодежь идет в «Исламское государство» из-за Гуантанамо», — отметил он.
В свою очередь известный современный британский историк, журналист, автор книги «Файлы Гуантанамо» (The Guantanamo Files) Энди Уортингтон (Andy Worthington) обратил внимание на то, что на сегодняшний день военные базы Америки расположены в огромном числе стран по всему миру, что сочетается с необоснованно большими расходами самопровозглашенного «стража мирового порядка» на оборонные нужды.
«Если честно, я удивлен, что в США до сих пор не возникло политического движения за сокращение военного бюджета и закрытие баз в тех государствах, в которых военным находиться незачем», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».
Говоря о Гуантанамо, он высказал мнение, что президент США Барак Обама с самого начала действовал слишком медленно, что дало его оппонентам решающее преимущество.
«Он дал обещание закрыть Гуантанамо, но не предпринял никаких безотлагательных мер — только основал рабочую группу по расследованию Гуантанамо (Guantanamo Review Task Force), в которую вошли 60 представителей нескольких министерств и спецслужб. Эта группа должна была тщательно изучить дела всех узников Гуантанамо и принять решения о том, кого оставить там, кого отдать под суд, а кого отпустить на свободу. Вокруг Гуантанамо было почти полное затишье, и это дало Республиканской партии возможность обвинить Барака Обаму в излишней мягкости в вопросе национальной безопасности. Такое заявление в свою очередь напугало и некоторых членов его партии, которые больше беспокоились о своих местах, а не о том, насколько важно закрыть Гуантанамо», — пояснил собеседник агентства.
По его словам, представители Республиканской партии предприняли целый ряд шагов, которые фактически лишили Барака Обаму свободы в этом вопросе.
«Сначала они отказали ему в выделении средств на тюрьму на территории США, в которую можно было бы переместить узников Гуантанамо перед ее закрытием. Затем на протяжении нескольких лет Республиканская партия накладывала ряд ограничений на возможность освобождать заключенных Гуантанамо. Фактически республиканцы потребовали от Барака Обамы, чтобы министр вооруженных сил США давал гарантии безопасности положительного решения по каждому заключенному в отдельности», — сказал историк, добавив, что в результате этих действий с 2010 по 2013 годы практически никто из узников тюрьмы не был отпущен на свободу.
«Ситуация изменилась лишь в 2013 году, когда заключенные пошли на массовую голодовку от отчаяния и невозможности выйти на свободу или быть подвергнутыми справедливому суду. Неожиданно мир обратил внимание на эту проблему, Барака Обаму стали критиковать, и он дал обещание продолжить освобождение заключенных», — напомнил Энди Уортингтон.
Он уточнил, что на сегодняшний день более 50 узников тюрьмы Гуантанамо продолжают оставаться за решеткой, несмотря на имеющиеся решения об их освобождении, и обратил внимание на то, что многие из них являются гражданами Йемена.
«Власти США не хотят возвращать кого-либо в Йемен, поскольку считают террористическую ситуацию там слишком опасной. Именно поэтому уже много лет граждане Йемена остаются в Гуантанамо: им говорят, что Америка не хочет их удерживать, но и не будет отправлять домой. Только несколько месяцев назад правительство США начало подыскивать для йеменцев в Гуантанамо новые места жительства», — пояснил Энди Уортингтон, добавив при этом, что в подобном многолетнем ожидании находятся и люди из других стран, в том числе эмигрант из Саудовской Аравии, гражданин Великобритании Шакер Аамер (Shaker Aamer).
По его мнению, сложившаяся ситуация вокруг тюрьмы Гуантанамо с моральной, юридической и этической точки зрения недопустима.
«Это позорное нарушение прав человека. В стране, которая, по собственным заявлениям, уважает нормы закона, […] не должно быть такой тюрьмы. Если вы хотите лишить человека свободы, необходимо или предъявить ему уголовное обвинение и подвергнуть суду, или признать его военнопленным согласно Женевской конвенции. Однако с заключенными Гуантанамо обходятся совершенно иначе», — сказал эксперт.
Он отметил, что ни один заключенный не знает, когда именно он сможет выйти из тюрьмы, назвав подобное обращение «психологической пыткой».
«Администрация Буша называла их «вражескими комбатантами», фактически придумала новую категорию людей, лишенную прав. […] Если политическое решение вопроса не будет найдено, они могут остаться там до самой смерти», — подчеркнул Энди Уортингтон.
По мнению исследователя международной правозащитной организации Amnesty International по США Роба Фриэра (Rob Freer), тупиковая ситуация вокруг печально известного тюремного лагеря на Кубе вызвана несколькими причинами.
«Власти США продолжают удерживать людей в Гуантанамо в первую очередь потому, что они подходят к этому вопросу не как к нарушению прав человека, а как к элементу глобальной войны [с террористами], в рамках которой они считают, что вправе арестовывать людей на неограниченный срок», — сказал он.
По словам эксперта, вопрос о закрытии тюрьмы уже многие годы является предметом махинаций во внутренней политике Соединенных Штатов.
Вместе с тем Роб Фриэр подчеркнул, что существование подобной тюрьмы с каждым днем подрывает международное доверие к Америке как к самопровозглашенному защитнику прав человека во всем мире.
«Все ветви власти — исполнительная, законодательная и судебная — должны следить за соблюдением обязательств по защите прав человека. Продолжающиеся бессрочные аресты людей в Гуантанамо идут вразрез с этими требованиями», — констатировал представитель Amnesty International.
Наряду с этим, по мнению историка, преподавателя социологии и специалиста Центра Дэвида Рокфеллера по исследованию Латинской Америки при Гарвардском университете Джонатана Хансена (Jonathan Hansen), большие сомнения вызывает и установленный контроль США над территорией военной базы Гуантанамо.
«С моральной точки зрения справедливость на стороне Кубы: [Гуантанамо] в конечном итоге является имперским анклавом, возникшим еще во времена американского империализма и в годы влияния на Кубу в самом начале XX века», — напомнил эксперт.
По его мнению, приоритетным вопросом для президента США является закрытие тюремного лагеря, однако решение вернуть военную базу Гаване станет большим потрясением для американских политиков.
«Если сейчас Обама заведет разговор о возвращении самой территории базы [Кубе], и без того шокированные республиканцы просто потеряют дар речи. Как я думаю, [госсекретарь США] Джон Керри (John Kerry), Барак Обама и многие члены президентской администрации думают, что в конечном итоге это будет хорошей идеей. Но я сомневаюсь, что на сегодняшний день они накопили достаточно политического капитала, чтобы задумываться о таком шаге», — высказал мнение представитель Центра Дэвида Рокфеллера.
При этом он предположил, что президент США сейчас больше стремится воздействовать на позицию республиканцев косвенными методами — в частности, через демонстрацию экономической нецелесообразности лагеря.
«Тюрьма уже бьет рекорды по расходам на одного заключенного: 2,8 млн. долларов в год по сравнению с 78 тыс. долларов на заключенного обычной американской тюрьмы. Чем больше людей Барак Обама отпускает на волю, тем выше становится эта цифра. Так он будто говорит республиканцам: «Вы что, шутите? Вы спорите со специалистами тюремного дела, пытаясь оправдать эти гигантские расходы на каждого заключенного», — пояснил эксперт.
Возвращаясь к вопросу передачи военной базы Гаване, Джонатан Хансен отметил, что обмен репликами между США и Кубой является не более чем полемикой и демагогией, тогда как окончательный вариант развития событий предсказать не может никто.
«Возможен вариант, что США сохранит определенное присутствие там даже после возвращения территории. Можно предположить, что Куба и США могут организовать там региональную миграционную базу, базу для беженцев, госпиталь — мнения существуют самые разнообразные», — сказал исследователь.
Также он добавил, что более чем за век под контролем Америки территории военной базы всегда находили нестандартное применение.
«Для меня как историка интересно то, что США на протяжении всего этого времени извлекали пользу из Гуантанамо самыми неожиданными способами. Территория изначально была угольным портом, потом стала удобной площадкой для обучения американского флота, затем — местом заключения, позднее — пунктом для беженцев, а сейчас является тюрьмой в рамках проекта борьбы с терроризмом. Гуантанамо использовали для самых разных целей, которые историки не смогли предугадать», — пояснил эксперт.
В то же время борец за права человека, сооснователь женской антивоенной правозащитной организации «Codepink», автор нескольких книг на правовые темы Медеа Бенджамин (Medea Benjamin) выразила уверенность в том, что рано или поздно военная база будет возвращена Кубе.
«Это неизбежно произойдет: вопрос в том, когда. Не думаю, что США сможет и дальше заявлять, что имеет право на бессрочное владение очень значимым и экономически важным недвижимым имуществом на Кубе. Не думаю, что ситуация изменится быстро — на это может потребоваться до десяти лет, — но я считаю, что со временем лидеры США признают владение базой Гуантанамо неприемлемым», — пояснила она, назвав нынешнюю позицию Вашингтона в этом вопросе «имперским высокомерием».
«Американские народные избранники ведут себя в этом вопросе крайне надменно: любой заслуживающий доверия международный суд наверняка бы признал факт владения США территорией Гуантанамо незаконным. […] Думаю, если бы этот вопрос когда-либо был поднят в международном суде, решение было бы в пользу Кубы. С момента прихода к власти Фиделя Кастро (Fidel Castro) в 1959 году кубинские власти не обналичили ни один чек, присланный американским правительством за аренду острова, и регулярно заявляли о том, что территория Гуантанамо принадлежит кубинскому народу», — подчеркнула эксперт.
С ее точки зрения, процесс выхода заключенных печально известного тюремного лагеря на свободу проходит крайне медленно из-за просчета Барака Обамы несколько лет назад, и быстро изменить эту ситуацию в настоящее время вряд ли получится из-за уже сложившейся позиции американцев.
«Общество все еще согласно с бывшим вице-президентом США Диком Чейни (Dick Cheney), который много лет назад при администрации Джорджа Буша назвал их «худшими из худших». Американцы считают, что все заключенные Гуантанамо находятся там потому, что они очень опасные преступники, которые хотят навредить Америке, поэтому решение отпустить их на свободу или закрыть тюрьму с политической точки зрения невыгодно», — сказала Медеа Бенджамин.
«Посмотрим правде в глаза: мало кто в Америке будет голосовать за политика, который защищает права заключенных. Большинство из них считают, что смогут привлечь больше избирателей, если выставят себя несгибаемыми борцами с преступниками, террористами и теми, кто якобы нарушает американские законы», — констатировала сооснователь правозащитной организации «Codepink».
По ее словам, на сегодняшний день США являются единственной страной, у которой сохранилось большое число военных баз вне территории государства.
«Это остаточное явление «холодной войны» с СССР и Второй мировой войны», — подчеркнула эксперт.
Она отметила, что международному сообществу необходимо активнее призывать Вашингтон закрыть дальние военные базы и вернуть многим странам контроль над участками их территорий, где они сейчас фактически не имеют никакого влияния.
«Думаю, нам необходимо усилить давление, причем не только в самой Америке, чтобы устыдить правительство США и заставить Белый дом вернуть Гуантанамо», — продолжила Медеа Бенджамин.
Также она призвала американские власти провести быстрое и справедливое рассмотрение дел 122 заключенных, которые до сих пор остаются в тюрьме на Кубе.
«Тех, в отношении кого было принято решение об освобождении, стоит немедленно отпустить на свободу, а дела всех остальных следует рассмотреть не в военном трибунале, а в американских федеральных судах», — подытожила Медеа Бенджамин.