12:08:32 Понедельник, 23 декабря
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Гуантанамо остается ярким символом нежелания США соблюдать права человека

12:15 | 02.03.2012 | Аналитика

Печать

2 марта 2012. PenzaNews. Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй в конце января 2012 года — в канун десятилетней годовщины со дня переброски первых задержанных в тюрьму Гуантанамо — выступила с заявлением, в котором выразила «глубокое разочарование» тем, что правительство США до сих пор не закрыло военную тюрьму на Кубе, хотя еще три года назад это обещал сделать президент Барак Обама.

Гуантанамо остается ярким символом нежелания США соблюдать права человека

Фото с сайта publicintelligence.net

Она подчеркнула, что узники Гуантанамо зачастую без оснований находятся под стражей на протяжении неопределенного времени, и назвала их заключение «прямым нарушением международного права».

В докладе правозащитной организации Amnesty International, приуроченном к этой же годовщине, отмечается, что, несмотря на обещание Барака Обамы закрыть тюрьму к 22 января 2010 года, там по-прежнему удерживается 171 человек.

«За эти десять лет лагерь Гуантанамо стал символом систематического нежелания США соблюдать права человека в ответ на нападения, совершенные 11 сентября 2001 года. Причем американское правительство пренебрегало правами человека с первого же дня задержаний. Тюрьма существует уже 11-ый год, но отношение властей не меняется», — сказал исследователь Amnesty International по США Роб Фриэр (Rob Freer).

В отчете говорится о том, что среди задержанных, находящихся там сегодня, есть те, кого США подвергли пыткам прежде, чем перебросить в Гуантанамо. За эти преступления, совершенные по программе тайных задержаний с президентской санкции, практически никто не понес ответственности в рамках международного права. При этом правительство США систематически пресекало попытки бывших узников добиться возмещения ущерба за нарушение своих прав.

По данным Human Rights Watch, из 779 задержанных за время существования тюрьмы примерно 600 были отпущены на свободу и восемь скончались за последние десять лет. Имеются основания полагать, что шесть из восьми умерших совершили самоубийства. При администрации Буша-младшего многие узники Гуантанамо подвергались продолжительному одиночному содержанию, угрозам пыток и смерти, а также бесчеловечному и унижающему достоинство человека обращению.

Несмотря на имевшееся между обеими партиями США согласие о том, что закрытие тюрьмы в Гуантанамо отвечает интересам национальной безопасности, Конгресс наложил практически непреодолимые законодательные ограничения.

В частности, как отмечает Human Rights Watch, за последние два года Конгресс США принял законы, запрещающие перевод задержанных из Гуантанамо в Соединенные Штаты для проведения судебных разбирательств. Основной целью данных законов является желание принудить правительство использовать военные комиссии, а не федеральные суды, для проведения судов над подозреваемыми в Гуантанамо.

Между тем, в 2006 году в США был принят закон «О военных комиссиях», разрешивший президенту учреждать военные комиссии для суда над лицами, не являющимися гражданами США, которых правительство считает нелегальными или незаконными комбатантами, в частности, над узниками Гуантанамо. Правозащитники единогласно заключили, что судебные процессы по закону «О военных комиссиях» не соответствуют нормам международного права.

«Этот закон позволяет проводить судебные процессы военным комиссиям, не обладающим независимостью от государственных органов, санкционировавших и поощрявших нарушения прав обвиняемых; разрешает принимать в качестве доказательств информацию, полученную с помощью жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и других противозаконных методов; ограничивает право обвиняемых на представление их интересов адвокатом по их выбору; позволяет правительству требовать и добиваться вынесения смертных приговоров по итогам несправедливых судебных процессов. Даже если военная комиссия оправдает узника, его можно вернуть в военную тюрьму как «лицо, воевавшее на стороне противника», если таковым его объявит правительство», — отмечается в отчете Amnesty International.

По мнению экспертов, система судебных процессов, проводимых военными комиссиями, нарушает основные права человека на справедливый суд и на свободу от необоснованных задержаний. Хотя правила проведения разбирательств в военных комиссиях улучшились с приходом к власти Барака Обамы, система, существующая в Гуантанамо, несовершенна и препятствуют справедливому правосудию.

По мнению профессора права Йельского университета Оуэна Фисса (Owen Fiss), принятые в 2009 году поправки улучшили порядок сбора и предоставления доказательств в военных комиссиях, но не обеспечили задержанным тех гарантий, которые имеются у подозреваемых в гражданских (невоенных) судах. По его словам, в системе военных комиссий так и осталась нерешенной основная проблема: дела рассматриваются офицерами США, а не беспристрастными судьями.

«Обама не только встал на защиту системы военных комиссий, но также и одобрил политику Буша по заключению в тюрьмы подозреваемых в терроризме лиц без гарантий хоть какого-то судебного разбирательства. Эта политика нарушает основной принцип — принцип свободы, который лежит в основе справедливого судебного процесса и гарантии «habeas corpus» [правило о том, что никто без решения суда не может подвергаться задержанию или аресту]. Любому человеку, заключенному в тюрьму правительством США, должно быть предъявлено официальное обвинение в преступлении, и он должен в скором порядке предстать перед судом. Обама, так же как и Буш, настаивает на том, что существует исключение из этого принципа, которое позволяет органам исполнительной власти заключать в тюрьмы лиц, захваченных на поле боя, и содержать их в заключении на всем протяжении военных действий без какого-либо судебного разбирательства в их отношении. Однако он не учитывает специфику войны с терроризмом — войны без какого-либо предвидимого конца, и ту опасность, которую представляет для принципа свободы и связанных с ним ценностей использование тюремного заключения без судебного разбирательства в процессе ведения этой войны», — заявил эксперт.

Профессор истории и социологии университета Бингамтона и лауреат Пулитцеровской премии Герберт Бикс (Herbert Bix) полагает, что наделение органов исполнительной власти такими широкими полномочиями по задержанию людей без должных гарантий соблюдения справедливости характерно для фашистских режимов, но никак не для демократического общества, коим провозглашает себя Америка.

«Закон «О военных комиссиях» дал президенту неконституционные полномочия по задержанию любого человека, которого он считает вражеским комбатантом, в любой точке мире. Как воля Конгресса в данном случае отличается от решения парламента Германии о наделении Гитлера неограниченными полномочиями и отказе от Веймарской Конституции?», — задается вопросом эксперт.

Более того, аналитики сходятся во мнении, что федеральные суды намного эффективнее справляются с делами, связанными с обвинениями в терроризме. Для сравнения, по данным Центра права и безопасности университета Нью-Йорка, 578 относящихся к терроризму дел были рассмотрены в федеральных судах, в то время как за тот же период времени военные комиссии закончили только шесть.

По оценкам Human Rights Watch, федеральные суды не только заслушали значительно больше дел о терроризме, чем военные комиссии, но они также справились с этим в более короткие сроки. Так, проанализировав 50 основных дел о терроризме, рассмотренных в федеральных судах, было установлено, что между арестом и осуждением проходило в среднем до 1,4 года, и в редких случаях — более трех лет. Между тем, средний срок между арестом и осуждением в шести делах, рассмотренных военными комиссиями, составлял 7,6 лет, а наиболее долгий — свыше 9 лет.

Совершаемые США нарушения прав задержанных не ограничиваются Гуантанамо. Согласно данным Human Rights Watch, около 3 тыс. человек, задержанных военными силами США в Афганистане, не могут воспользоваться своими основными правами, которые есть даже у пленных вражеских бойцов во время гражданской войны, а именно право быть уведомленным судьей об основаниях для их задержания и право на доступ к юридической помощи. А люди, схваченные за пределами Афганистана и содержащиеся теперь в заключении в стране, вообще не должны были быть привезены туда.

Как отметил профессор права Йельского университета Оуэн Фисс, президент Обама отрицает, что гарантия «habeas corpus» распространяется на узников тюрьмы в Баграме, так же, как Буш когда-то отрицал применение гарантии в отношении узников Гуантанамо.

По информации Amnesty International, в секретных тюрьмах США содержалось неизвестное количество людей. По некоторым данным, по меньшей мере 30 человек тайно содержатся в заключении, и об их судьбах и местонахождении ничего не известно.

Более того, правительство США стремится еще больше расширить свои полномочия по задержанию подозреваемых в терроризме лиц и придать легитимность своим противоправным действиям по их содержанию в заключении без судебного разбирательства. Так, принятый Конгрессом и подписанный Обамой в декабре 2011 года закон «О полномочиях по национальной обороне 2012 года» (NDAA) вызывает серьезные опасения правозащитных групп, впервые в истории США законодательно закрепляя право государства задерживать людей на неопределенный срок без судебной санкции.

По мнению историка и социолога Герберта Бикса, NDAA расширил сферу применения закона «О военных комиссиях», поэтому теперь президент может задерживать людей, даже тех, которые раньше не подпадали под действие закона (как граждан, так и неграждан США) без достаточных оснований при наличии малейших подозрений или слухов.

«Теперь США перешли к новой оперативной фазе войны с терроризмом, а именно к убийствам граждан США, как, например, были убиты в прошлом году Анвар аль-Авлаки и журналист Самир Хан. Это беспрецедентное развитие событий, грубое нарушение Конституции США и норм международного права», — отметил он.

Однако, по мнению юридического представителя узников Гуантанамо в их исках перед Верховным судом США в 2004 и 2008 годах Тома Вилнера (Tom Wilner), NDAA также содержит положение, которое может быть истолковано как возможность обхода запрета Конгресса на перевод узников из Гуантанамо.

«Оно дает администрации Обамы законную власть и практическую возможность перевести задержанных из Гуантанамо в их родные страны. Вопрос состоит уже не в том, есть ли у администрации полномочия для перевода узников домой, а в том, есть ли у нее политическое мужество для этого», — заявил он.

По имеющимся сведениям, более половина узников — 89 из 171 все еще находящихся в тюрьме — получили разрешение на освобождение более двух лет назад, но не могли быть переведены из Гуантанамо из-за ограничений Конгресса.

Таким образом, принятие NDAA — это еще один шаг к полному признанию в правовой системе США неограниченной власти президента в выборе методов ведения войны с терроризмом, даже если эти методы нарушают как национальные, так и международные гарантии прав человека. Ведь по заключению Исследовательской службы Конгресса США, полномочия президента по задержанию «вражеских комбатантов», включая американских граждан, является частью необходимой обороны, санкционированной Конгрессом.

«Обама вместо того, чтобы разрушить контртеррористический аппарат Буша, во многих отношениях развил его. С согласия Обамы, контртеррористическая политика Буша стала постоянной чертой нашего правопорядка. Под ее воздействием изменилось наше понимание того, что приемлемо, а что нет. Это может служить прецедентом для принятия подобных мер следующими, еще более решительными, президентами», — резюмировал профессор права Йельского Университета Оуэн Фисс.

Актуальное