Отношения между КНДР и Южной Кореей быстро не улучшатся, но диалог крайне важен — эксперты
Печать
13 января 2018. PenzaNews. Первые за последние два года межкорейские переговоры на уровне высокопоставленных чиновников прошли в пограничном пункте Пханмунчжом в минувший вторник, 9 января. Главной темой консультаций изначально назывался вопрос участия делегации КНДР в зимних Олимпийских играх в Пхенчхане, однако повестка дня была несколько расширена.
Фото: Wikipedia.org
Так, в ходе встречи представители Сеула и Пхеньяна обсудили проблему разделенных в результате национального раскола семей и возможность возобновления диалога в различных сферах, включая военную.
Международное сообщество приветствовало переговоры КНДР и Южной Кореи. Председатель КНР Си Цзиньпин (Xi Jinping) подчеркнул, что китайская сторона поддерживает эти контакты и «выступает за дальнейшее продвижение мирного решения проблемы Корейского полуострова», а президент США Дональд Трамп (Donald Trump) выразил надежду, что переговоры «пойдут на благо всего мира».
По сообщению МИД России, Москва рассчитывает на то, что «все заинтересованные стороны окажут поддержку шагам Севера и Юга Кореи по возобновлению диалога», поскольку это единственный способ урегулирования проблемы политико-дипломатическим методом.
Комментируя прошедшую встречу, профессор Австралийского национального университета Клайв Уильямс (Clive Williams) отметил, что обе стороны могут выиграть от более терпимого отношения друг к другу.
«Страны не ограничились обсуждением Олимпийских игр и затронули другие проблемы, в частности, тему встречи разобщенных семей. При этом Северная Корея хочет удержать США от участия в любых будущих переговорах, поскольку не доверяет Вашингтону. Это недоверие основано на прежних несдержанных обещаниях США и создании — в северокорейском представлении — «марионеточного правительства» на Юге», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».
По его мнению, атмосфера в регионе в преддверии Олимпийских игр выглядит многообещающей.
«Ни Южная Корея, ни Япония не доверяют Северной Корее, но главная озабоченность КНДР связана с возможной атакой со стороны США. Именно поэтому страна и развивает свой сдерживающий ядерный потенциал. Пхеньян не сосредоточен на нападении на страны региона, такие как Южная Корея и Япония — исключение, вероятно, может составить атака на них в ответ за нападение Вашингтона [на КНДР]», — отметил Клайв Уильямс.
Тем не менее, на его взгляд, от прошедшей встречи не следует ожидать слишком многого.
«Если северокорейская делегация почувствует себя ущемленной или оскорбленной, или ее спортсмены перебегут на сторону Южной Кореи, конфликт может вернуться на отправную точку. С другой стороны, если корейские спортсмены выступят под общим флагом, а северокорейцы при этом покажут настоящий успех, все это может оказать положительное влияние на будущие отношения сторон», — уточнил австралийский аналитик.
Старший научный сотрудник Японского института международных отношений в Токио Джонатан Беркшир Миллер (Jonathan Berkshire Miller) разделил мнение о том, что встреча не принесет большого прорыва по наиболее острым вопросам.
«Климат для урегулирования проблемы ядерных и ракетных разработок по-прежнему остается неблагоприятным, поскольку Пхеньян хочет продолжать наращивать свой сдерживающий потенциал и, вероятно, будет стремиться «ухватиться» за Южную Корею, вести переговоры и делать определенные шаги для того, чтобы втиснуться между США и его союзником», — пояснил эксперт.
По его словам, диалог между странами следует «приветствовать как поступательный шаг в правильном направлении».
«Переговоры были сосредоточены на узкой теме и, учитывая смену руководства в Сеуле, а также усилившуюся напряженность в регионе, их, скорее всего, можно назвать дискуссией «для разогрева», — добавил Джонатан Беркшир Миллер.
В свою очередь аналитик Института Восток-Запад на Гавайях Денни Рой (Denny Roy) отметил, что обозреватели оказались слишком вдохновлены небольшими признаками возможного улучшения ситуации.
«Действительно, диалог между делегатами Севера и Юга на тему Олимпийских игр может привести к прогрессу в решении более важных вопросов, и поэтому мы должны поддерживать эти переговоры. КНДР с меньшей долей вероятности начнет ядерные или ракетные испытания в состоянии диалога с Южной Кореей, что, возможно, позволит продлить этот «негласный мораторий» на все время проведения Олимпиады», — сказал эксперт.
Кроме того, он назвал созидательным готовность Пхеньяна к переговорам с Сеулом, подчеркнув, что обычно северокорейское правительство избегает контактов.
«Вполне вероятно, что сотрудничество в «легкой» сфере, такой как спорт, может помочь создать атмосферу доверия, которая приведет к взаимодействию между Севером и Югом в иных областях. С другой стороны, участие в Олимпийских играх и в космической миссии «Союз-Аполлон» не смогло положить конец холодной войне между США и СССР», — отметил Денни Рой.
По его словам, мотивация Пхеньяна к участию в переговорах, «скорее всего, объясняется желанием побудить либеральное правительство Южной Кореи решительно выступить против Соединенных Штатов, рассматривающих превентивные военные действия в отношении КНДР».
«Если такая интерпретация верна, то ответ на вопрос о положительном влиянии происходящих событий на региональную безопасность полностью зависит от того, как вы относитесь к созданию Северной Кореей ядерной ракеты. Это связано с тем, чего вы боитесь больше — военного конфликта на Корейском полуострове, призванного не допустить получения северокорейцами соответствующих технологий, или же появление у КНДР такого потенциала. Обычно американцы отвечают на этот вопрос иначе, чем китайцы, русские и южнокорейцы», — добавил аналитик.
При этом бывший американский дипломат, отставной морской пехотинец, занимавший пост морского атташе в посольстве США в Токио, старший научный сотрудник Японского форума стратегических исследований Грант Ньюшэм (Grant Newsham) отметил, что узкая и в первую очередь спортивная повестка дня переговоров не сможет существенно повлиять на двусторонние отношения стран.
«Эти контакты не улучшат ситуацию на Корейском полуострове и не будут способны отговорить Северную Корею от ее стремления и далее заниматься разработкой ядерного оружия и баллистических ракет. Все это мы уже проходили. КНДР не в первый раз попросилась присоединиться к спортивным мероприятиям взамен на обещания о переговорах», — сказал эксперт.
По его мнению, южнокорейцы оказались рады воспользоваться шансом в некоторой степени улучшить отношения с Пхеньяном.
«Значительное число политиков и граждан Южной Кореи на самом деле считают возможным урегулировать проблему путем переговоров с Северной Кореей. Эти люди наивны, а иногда даже откровенно поддерживают режим Ким Чен Ына», — подчеркнул Грант Ньюшэм.
«Две предыдущие администрации Южной Кореи пытались задобрить КНДР, предоставляя им сотни миллионов долларов, огромное количество продовольствия и других поставок. Хорошо ли это сработало? Совсем нет. Режим Ким Чен Ына всегда рад видеть выгоды, которые он может получить от Южной Кореи, а также даже американцев, японцев и других, просто предлагая переговоры. Конечным результатом являются дальнейшие разработки КНДР в сфере ядерного оружия и ракет, а также угроза своим соседям и Соединенным Штатам», — добавил эксперт.
Он назвал межкорейские переговоры лишь временным и обманчивым затишьем, поскольку, по его словам, цель КНДР — воссоединение полуострова — не изменилась.
«Эти переговоры и Олимпиада заставят некоторых южнокорейцев испытать временное облегчение, которое смягчит напряженность. Но уже через несколько недель после окончания Игр Северная Корея снова начнет «бряцать своими саблями», и напряженность вернется на «доолимпийский» уровень», — предположил аналитик.
Вместе с тем, по словам депутата Бундестага от партии ХДС Патрика Зенсбурга (Patrick Sensburg), переговоры после такого длительного перерыва — положительный знак.
«Намерение [КНДР] принять участие в Олимпийских играх заставило обе страны более уважительно общаться друг с другом. Эти вновь открытые каналы дают возможность обсудить также и другие проблемы, такие как поставка продовольствия или военная деэскалация. Олимпийские игры в данном случае могут стать первым шагом на пути к миру», — сказал политик.
Тем не менее о каких-то существенных результатах, на его взгляд, говорить рано.
«Пхеньян испытывает серьезное давление из-за сложной экономической ситуации. Многие люди голодают, и все большее число рыбаков рискуют своей жизнью, занимаясь промыслом на дальних расстояниях в небольших лодках. Недавно появились сообщения о гибели многих рыбаков», — пояснил Патрик Зенсбург.
Однако, по его мнению, интерес к участию в Олимпийских играх может стать отправной точкой для начала новых переговоров и подключения к этому процессу других стран.
«Если вероятность сближения КНДР и Южной Кореи существует, для ее реализации потребуется поддержка Китая, США, России и ЕС. Достижение понимания между этими странами будет иметь положительное значение для всех сторон. Вопрос о том, станут ли Олимпийские игры толчком для запуска мирного процесса, зависит от событий ближайших недель», — подвел итог политик.