Нормализация ситуации вокруг Северной Кореи требует абсолютно нового конструктивного подхода
Печать
28 февраля 2017. PenzaNews. Китай предложил Соединенным Штатам и КНДР активизировать диалог для решения ядерной проблемы Корейского полуострова. С соответствующим заявлением выступил официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан (Geng Shuang) во вторник, 21 февраля.
Фото: David Stanley, Flickr.com
«Мы неоднократно говорили, что корень ядерной проблемы Корейского полуострова находится в противоречиях между США и КНДР. Мы предлагаем двум сторонам усилить коммуникацию, чтобы улучшить взаимопонимание и искать решение с помощью диалога и консультаций», ― сказал Гэн Шуан.
«Исходя из нынешних условий, мы надеемся, что стороны могут предпринять больше попыток и усилий, вместе быть конструктивной частью в процессе поддержания мира и стабильности на Корейском полуострове, а также для разрешения ядерной проблемы полуострова», ― добавил он.
Угроза со стороны КНДР также стала главной темой телефонного разговора госсекретаря США Рекса Тиллерсона (Rex Tillerson) и члена Госсовета КНР Яна Цзечи (Yang Jiechi).
«Обе стороны согласились с необходимостью противостоять угрозе, которую КНДР представляет для региональной стабильности», ― говорится в сообщении по итогам переговоров.
Ранее в американских СМИ появилась информация о том, что высокопоставленные представители властей Северной Кореи могут поехать в Соединенные Штаты для проведения неофициальных переговоров с бывшими чиновниками, что может стать первой подобной встречей за последние 5 лет.
По словам ряда аналитиков, КНР разделяет озабоченность США ракетно-ядерной программой Пхеньяна, однако отдает предпочтение переговорам, а не санкциям, которые, по мнению китайской стороны, могут серьезно дестабилизировать ситуацию внутри КНДР.
Между тем бывший консультант Госдепа и Минобороны США, аналитик вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Бонни Глейзер (Bonnie Glaser), выразила мнение, что администрация Дональда Трампа (Donald Trump), как и предшествующая, поощряет Китай к наиболее активному влиянию на КНДР с целью сдерживания потенциальных провокаций и дальнейшего развития ядерной программы.
«Если Пекин будет придерживаться резолюций Совета безопасности ООН и в одностороннем порядке станет оказывать более сильное влияние на Северную Корею, это будет приветствоваться США и, безусловно, поспособствует улучшению двусторонних отношений», ― сказала она в интервью ИА «PenzaNews».
Комментируя возможность проведения переговоров в формате экспертной дипломатии, аналитик указала на их значимость.
«Такие встречи проходили и ранее, поэтому будет интересно посмотреть, готовы ли северокорейские чиновники передать какой-либо новый посыл или сигнал. Однако представители аппарата Дональда Трампа не будут участвовать во встрече и, следовательно, переговорщики американской стороны будут высказывать только свое личное мнение», ― уточнила Бонни Глейзер.
По ее словам, ядерные разработки Северной Кореи вызывают растущее беспокойство всего региона, в частности, Южной Кореи, Японии, государств Юго-Восточной Азии и Китая.
«Нам еще только предстоит увидеть, насколько руководство КНДР заинтересовано в диалоге, и будет ли Ким Чен Ын (Kim Jung Un) согласен при каких-либо условиях ограничить ракетные и ядерные разработки страны. Лично я не очень оптимистично оцениваю подобные перспективы», ― добавила собеседница агентства.
Эксперт по Азии, корреспондент Sheppard Media Уэнделл Минник (Wendell Minnick) также обратил внимание на достижения северокорейцев в области ядерных и ракетных технологий, назвав их впечатляющими.
«Их разработки подтолкнули Китай и США к поиску решения данной проблемы. КНР играет здесь ключевую роль. Будучи соседом КНДР, ее союзником и главным торговым партнером, Китай может с легкостью загнать Пхеньян в угол и вынудить к проведению преобразований», ― отметил аналитик.
Вместе с тем, на его взгляд, разговоры о возможной встрече бывших американских чиновников с представителями власти КНДР «напоминают оптимистичную шутку».
«Ключевое слово в данном вопросе ― «бывшие», и, значит, эта потенциальная встреча станет не более чем возможностью увеличить список их [экс-чиновников] личных достижений. Ничего не будет сделано, они только повысят свою «стоимость» и влияние на уровне вашингтонских научно-исследовательских центров. […] Впоследствии [это им] может принести реальный доход через организацию выездных докладов и увеличение зарплаты в институтах, где они работают», ― пояснил свою позицию Уэнделл Минник.
По его мнению, в политике Китая и США по отношению к КНДР нет значительных изменений.
«Было бы интересно посмотреть, как долго Северная Корея сможет выживать в мире, где искусственный интеллект и роботизированные технологии начинают активно влиять на жизнь человечества. Ежегодно фигуры представителей высшей власти КНДР становятся все менее заметными на фоне этого усложняющегося мира, который вскоре забудет об их существовании», ― добавил эксперт.
В свою очередь журналист и писатель, автор книг о Китае, Монголии и КНДР Джаспер Беккер (Jasper Becker) выразил мнение, что ситуация вокруг Корейского полуострова в скором времени вряд ли изменится.
«Недавние события вокруг КНДР выглядят довольно интересными. Однако если оглянуться на 30 лет назад или даже дальше, можно увидеть, что никаких изменений не произошло с тех пор ни в самой Северной Кореи, ни вокруг региональных альянсов. Надежды на внутренние реформы появлялись и исчезали много раз. Попытки вовлечь КНДР в международные переговоры еще ни разу ни к чему не привели. Я не думаю, что северокорейцы будут обсуждать возможность сворачивания своей ядерной программы. При этом Пекин не откажется от партнерства с Пхеньяном и не согласится его променять. Да и на что? Таким образом, все эти разговоры полны позерства и пустых политических жестов», ― отметил эксперт, добавив, что Иран также нельзя считать моделью для заключения какого-либо потенциального соглашения с КНДР.
При этом углубление американо-китайского сотрудничества по данной проблеме Джаспер Беккер назвал маловероятным.
«Дональд Трамп должен быть готов к началу серьезной борьбы с Китаем по целому ряду направлений, включая торговлю, Тайвань и Южно-Китайское море. Я не вижу никаких предпосылок, свидетельствующих о его намерении сейчас работать с КНР над корейским вопросом. Между тем Китай продолжит тайно «откупаться» от династии Ким только для того, чтобы заставить их вести себя тихо. Мы уже наблюдали такую картину ранее ― при разных китайских, американских, северо- и южнокорейских лидерах», ― напомнил аналитик.
Между тем почетный профессор Центра международных исследований в области безопасности при Сиднейском университете, директор института Nautilus в Калифорнийском университете в Беркли Питер Хейс (Peter Hayes) подчеркнул, что выход всегда можно найти из любой ситуации.
Читайте также
Урегулирование кризиса в Сирии требует от сторон неподдельной готовности к компромиссам
«Китай недавно ввел ограничения на импорт угля из КНДР, чтобы теперь возложить на США ответственность по непосредственному разрешению ключевых проблем безопасности. И без этих действий урегулирование невозможно. Это был очень серьезный и влиятельный шаг со стороны КНР. Дональд Трамп не может предпринимать каких-либо действий до окончания военных учений США и Южной Кореи. Если предположить, что никакого боестолкновения с КНДР с марта по апрель не будет, вполне возможно, что президент США мог бы опробовать некую форму диалога в мае или июне этого года. Все будет зависеть от того, как поведет себя Северная Корея в ответ на действия Китая или новые санкции, которые могут быть введены из-за использования отравляющего газа VX для убийства Ким Чен Нама (Kim Jong Nam)», — сказал эксперт.
При этом, по его мнению, встреча американской стороны с КНДР в ближайшее время не состоится.
«НПО планировали провести встречу с официальными лицами КНДР в Нью-Йорке, однако северокорейские чиновники не получили визы в США. Если заявления и были оформлены, то сами разрешающие въезд документы выданы не были. Нет виз ― нет встреч. При этом представители властных структур США не стали бы принимать участие в подобных переговорах, даже если бы они состоялись», ― выразил уверенность Питер Хейс.
Он также отметил, что КНР может пересмотреть свой запрет на импорт северокорейского угля, если не увидит решительных действий со стороны американцев.
«Китай будет утверждать, что теперь выполнил все свои обязательства по данному направлению. Если США не предпримет попыток наладить диалог с Северной Кореей, КНР может возобновить импорт угля уже в конце этого года», ― предположил аналитик, подчеркнув, что Китай не допустит развала КНДР.
По его словам, на Корейском полуострове сложилась наиболее опасная ситуация со времен военного кризиса в августе 1976 года.
«Третьи стороны должны помочь Китаю и США избежать ненужной войны с КНДР и стабилизировать ситуацию внутри самой Северной Кореи, чтобы свести риск применения ядерного оружия КНДР к минимуму. Самым важным в краткосрочной перспективе является необходимость изменения характера совместных военных учений США и Южной Кореи, чтобы исключить вероятность возникновения ложного представления о том, что они являются прикрытием для организации фактического нападения на КНДР. Россия в данном случае может в нужной степени повлиять на расчеты северокорейцев», ― сказал эксперт.
Между тем аналитик Института Восток-Запад на Гавайях Денни Рой (Denny Roy) разделил мнение, что северокорейцы показывают уверенный и заметный прогресс в сфере ядерных вооружений, осложняя ситуацию в регионе.
«Если отношения КНДР с Южной Кореей всегда были крайне напряженными, то в последние годы также резко ухудшились взаимосвязи с Китаем, который считается «лучшим другом» Пхеньяна», ― уточнил он.
При этом, на взгляд эксперта, интересы третьих стран на Корейском полуострове заметно отличаются.
«США и Китай имеют такие разные приоритеты, что в действительности их политические курсы в отношении КНДР частично работают друг против друга. КНР соглашается, но вместе с тем подрывает международные санкции против Северной Кореи. США не только не удается начать переговоры по урегулированию ситуации с Пхеньяном, но и согласовать предварительные условия для запуска диалога. Вашингтон настаивает на том, что невозможно для Северной Кореи, а та в свою очередь требует невыполнимых шагов от США», ― отметил Денни Рой.
По его словам, многие представители предыдущих администраций США неоднократно наталкивались на одни и те же непреодолимые препятствия, пытаясь разрешить данный кризис.
«Будет интересно посмотреть, выработает ли администрация Трампа новый конструктивный подход к урегулированию проблемы. Если потенциальные решения, которые не будут серьезно компрометировать твердо устоявшиеся позиции и интересы США, все же существуют, найти их пока не удалось», ― добавил аналитик.
По его мнению, КНДР останется причиной разногласий между Китаем и Соединенными Штатами вплоть до серьезных изменений на политической арене, таких как крах правительства Северной Кореи или акт войны со стороны Пхеньяна.
«Это может привести к более тесному сотрудничеству или же к еще большей конфронтации между КНР и США. Между тем создание КНДР межконтинентальной баллистической ракеты заставит США и Южную Корею всерьез задуматься о более агрессивной мере воздействия на Пхеньян, что поставит Китай в еще более трудное положение, чем сегодня. Однако осложненные американо-китайские отношения не увеличивают вероятность сотрудничества КНР с другими демократическими странами для урегулирования кризиса на Корейском полуострове», ― сказал Денни Рой.
В свою очередь научный сотрудник Совета по международным отношениям в Токио Джонатан Беркшир Миллер (Jonathan Berkshire Miller) предположил, что КНДР не готова к началу диалога.
Читайте также
Американские эксперты надеются на продолжение сотрудничества России и США в ядерной сфере
«Режим Ким Чен Ына в Северной Корее продолжает развивать масштабы своей ядерно-ракетной программы. С начала 2016 года Пхеньян провел два ядерных и множество ракетных испытаний, а также работал над уменьшением размера ядерной боеголовки. Однако, несмотря на все ответные санкции и другие усилия по сдерживанию Пхеньяна, нет никаких признаков того, что КНДР готова вести переговоры и искренне свернуть свои ядерные разработки, как того требуют США, Южная Корея и другие представители международного сообщества», ― сказал аналитик.
По его словам, члены определенных кругов в Сеуле и Вашингтоне полагают, что пришло время более серьезно обдумать возможность превентивного удара или других военных операций против КНДР.
«Итогом таких действий почти наверняка будет конец режима Ким, однако цена этих шагов остается неприемлемо высокой, что делает перспективу упреждающей атаки и боеударов по Корейскому полуострову крайней мерой и наиболее нежелательным политическим ходом», ― отметил Джонатан Беркшир Миллер.
По его мнению, нестабильность на полуострове будет для администрации нового президента США острой проблемой, не имеющей простого решения.
«Барак Обама (Barack Obama) и его предшественники испробовали почти все варианты из своего «сборника тактических комбинаций», пытаясь убедить северокорейцев отказаться от ядерного потенциала и ракетной программы. США должны держать на контроле растущую угрозу со стороны Пхеньяна. В ответ на нее Вашингтон должен активизировать усилия по сдерживанию и значительно усилить трехстороннюю координацию со своими союзниками в Северо-Восточной Азии ― Токио и Сеулом. […] Однако при отсутствии доверия одно лишь давление не приведет к денуклеаризации КНДР», ― уточнил эксперт.
Тем временем директор программы по контролю над вооружениями и нераспространению Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) Тарик Рауф (Tariq Rauf) напомнил, что Северная Корея продолжает добиваться прогресса в разработке различных типов баллистических ракет.
«КНДР быстро развивает свою программу по созданию баллистических ракет для их запуска с пусковых платформ наземного и морского базирования. В 2016 году Пхеньян произвел 24 ракетных испытания, некоторые из которых оказались успешными. Не стоит забывать о том, что в первые годы развития ракетных технологий — в конце 1950-х и 1960-х годов — и СССР, и США потерпели целый ряд неудач, но в итоге им все же удалось разработать надежные ракеты», ― сказал аналитик.
По его словам, многие страны не имеют дипломатических отношений с Северной Кореей под давлением США и ряда западных государств.
«При этом ядерную проблему КНДР нельзя урегулировать изолированно. Она требует решения фундаментальных вопросов в сфере безопасности, экономики и прав человека. Нравится нам это или нет, но в ближайшей перспективе КНДР сохранит свой ядерный потенциал как инструмент обеспечения собственной безопасности. Ни какое-либо экономическое давление, обещанное вознаграждение и принуждение, ни какие-либо военные угрозы не убедят руководство КНДР отказаться от своей программы по созданию ядерного оружия», ― выразил уверенность Тарик Рауф.
«Международные санкции в отношении Северной Кореи не привели к успешному результату, как и в случае с Индией, Ираном, Ираком, Ливией и Пакистаном. Концепция «умных санкций» напоминает оксюморон», ― добавил эксперт.
По его мнению, необходимым элементом в поиске потенциального ядерного компромисса между КНДР и США является отсутствие жестких требований по разоружению.
«Денуклеаризация не должна быть отправной точкой переговоров: КНДР может сохранить «достаточное» количество ядерного оружия для сдерживания и ограничить свою программу мораторием на дальнейшие атомные и ракетные испытания. С целью удовлетворения необходимых нужд для развития страны КНДР может быть оказана экономическая помощь в рамках международных финансовых институтов. МАГАТЭ следует возобновить мониторинг невоенных ядерных объектов. Группа ученых из Китая, России и США могла бы взаимодействовать со своими северокорейскими коллегами в части наблюдения за выполнением моратория, а также сотрудничать в рамках лабораторных исследований, минимизируя угрозы. Это не идеальное решение, но тем не менее оно реалистично и может привести к определенной нормализации ядерной обстановки на Корейском полуострове», ― подвел итог аналитик.