02:18:19 Среда, 6 ноября
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Проект соглашения по Brexit стал важным этапом в процедуре отсоединения Великобритании от ЕС

21:08 | 28.03.2018 | Аналитика

Печать

28 марта 2018. PenzaNews. Главы стран Евросоюза одобрили положения будущих отношений с Великобританией после реализации Brexit в ходе саммита ЕС, завершившегося в Брюсселе 23 марта.

Проект соглашения по Brexit стал важным этапом в процедуре отсоединения Великобритании от ЕС

Фото: Graeme Maclean, Wikipedia.org

«Есть решение: 27 стран приняли руководящие принципы для будущих отношений между ЕС и Великобританией после Brexit», — написал председатель Евросовета Дональд Туск (Donald Tusk) в своем официальном аккаунте Twitter.

Ранее Лондон и Брюссель согласовали большую часть текста соглашения о выходе Соединенного Королевства из ЕС.

«Мы подтвердили договоренность о правах граждан. Выходцы из ЕС и Великобритании [на территории друг друга] должны пользоваться равными правами и гарантиями, хотя еще остается согласовать вопросы пенсионного обеспечения. Мы подтвердили договоренность по финансовой проблеме [достигнутой в декабре 2017 года, согласно которой Великобритания продолжит платить взносы в бюджет ЕС до конца 2020 года]. Мы согласовали условия транзитного периода. […] Мы сделали большой шаг вперед, но нужно понимать, что мы говорим о подготовке международного соглашения, в котором должна быть достигнута полная юридическая точность формулировок», — заявил главный переговорщик Еврокомиссии по Brexit Мишель Барнье (Michel Barnier) на совместной пресс-конференции с британским представителем Дэвидом Дэвисом (David Davis) в Брюсселе по итогам очередного раунда переговоров 19 марта.

Кроме того, стороны определили, что переходный период после Brexit завершится в декабре 2020 года.

«Мы договорились, что транзитный период будет ограничен по времени и составит 21 месяц с 30 марта 2019 года, когда Великобритания покинет ЕС. В этот период Великобритания сможет пользоваться всеми правами члена ЕС, оставаясь членом единого рынка, но не сможет участвовать в процессе принятия решений в Евросоюзе», — уточнил Мишель Барнье.

Представители бизнеса положительно оценили достигнутые договоренности, получив возможность выстраивать стратегии развития почти на два года вперед. Тем не менее ряд нерешенных вопросов между Евросоюзом и Великобританией, включая проблему границы на острове Ирландия, может значительно осложнить дальнейшие дискуссии.

Комментируя переговорный процесс Великобритании и ЕС, старший биржевой аналитик компании OANDA, являющейся одним из ведущих онлайн-брокеров на рынке Форекс, Крейг Эрлам (Craig Erlam) назвал проект соглашения по Brexit важным и решающим шагом, подчеркнув при этом, что основная часть работы еще впереди.

«Обеим сторонам пришлось пойти на уступки по определенным вопросам, но в конечном итоге самые значимые пункты этих двухлетних переговоров будут обсуждаться в течение следующих 6–9 месяцев. Это определит, насколько успешным будет Brexit», — сказал он.

«Удастся ли им договориться, будет зависеть от того, насколько велики «аппетиты» обеих сторон, а также готовы ли они к компромиссам по ряду вопросов, включая и те, что ранее были вынесены за «красную черту». Риск незаключения сделки существует, но никому не выгоден, поэтому, на мой взгляд, сторонам удастся избежать такого исхода», — сказал Крейг Эрлам.

По его мнению, решение проблемы ирландской границы окажется чрезвычайно сложным.

«Многое будет зависеть от конечного формата будущих отношений Великобритании и ЕС, а также от того, насколько тесно стороны будут связаны с нормативной точки зрения. В этом вопросе должны быть уступки, поскольку отсутствие жесткой границы потребует согласования некоего рубежа между Северной Ирландией и остальной частью Великобритании», — отметил эксперт.

На его взгляд, Белфаст по-прежнему будет больше ориентирован на ЕС, чем на остальную часть Великобритании.

«Однако, я полагаю, что стороны придут к определенным компромиссам, которые будут гарантировать, что Северная Ирландия не окажется отрезанной от других частей Соединенного Королевства», — подчеркнул Крейг Эрлам.

Между тем эксперт по европейской политике Университета Суррея Саймон Ашервуд (Simon Usherwood) разделил мнение о том, что ирландская граница вызывает наибольшую сложность в переговорном процессе.

«Никаких подвижек с момента публикации совместного доклада за декабрь 2017 года в этом вопросе не произошло. Хотя Великобритания и заявляет о том, что не одобряет механизмы, прописанные в черновом варианте сделки, она также не может предложить жизнеспособных альтернативных вариантов», — констатировал аналитик.

Тем не менее, на его взгляд, достигнутые договоренности стали важным шагом на пути к разработке финальной версии соглашения о выходе Великобритании из ЕС.

«Предварительный вариант сделки демонстрирует степень согласия между двумя сторонами и подтверждает их стремление к разрешению оставшихся вопросов. Составленный в большей степени на условиях Евросоюза проект соглашения действительно предоставляет Великобритании различные привилегии, а также обеспечивает основу для перехода на новые отношения в долгосрочной перспективе», — сказал Саймон Ашервуд.

Вместе с тем, по его мнению, период до декабря 2020 года «по-прежнему представляется очень сжатым сроком для проведения переговоров и утверждения новых всеобъемлющих торговых отношений».

«Шансы на своевременное заключение сделки по выходу Соединенного Королевства из Евросоюза в марте 2019 года теперь выше, чем в любой другой период после «запуска» статьи 50 [Лиссабонского договора]. Если Великобритания продолжит идти на уступки так, как она делает сегодня, окончательный текст [договора] может быть согласован в октябре», — предположил эксперт.

В свою очередь научный сотрудник Европейской программы британского Королевского института международных отношений Chatham House Джорджина Райт (Georgina Wright) обратила внимание на то, что проект соглашения подразумевает условия выхода Великобритании из ЕС 29 марта 2019 года и распространяется на переходный период до декабря 2020 года, однако не охватывает будущую торговую сделку между сторонами.

«В настоящее время неясно, будет ли переходный период достаточным для обсуждения деталей [торговой] сделки, не говоря уже о ее подписании и ратификации государствами-членами и их парламентами. В любом случае предварительное соглашение уменьшило риск незаключения сделки, поскольку переходный этап предоставит ЕС и Великобритании больше времени для переговоров», — отметила аналитик.

Тем не менее, по ее словам, определенные нерешенные вопросы, включая ирландскую границу, могут затормозить дальнейшие переговоры.

«Некоторые предложения [по Ирландии] предусматривают установку камер на границе и инвестиции в новые технологии, но это требует инновационных разработок. Кроме того, не совсем понятно, возможно ли все это сделать вовремя, то есть до конца транзитного периода в декабре 2020 года», — пояснила свою позицию Джорджина Райт.

Однако, на ее взгляд, руководящие принципы Европейского совета по выстраиванию будущих отношений с Соединенным Королевством выглядят обнадеживающе.

«Они подтверждают, что страны ЕС хотят заключить многообещающее торговое соглашение, а также установить прочные партнерские связи в области безопасности, обороны и правоохранительной деятельности. Теперь Лондон должен представить свои предложения по будущей сделке, а также разрешить нерешенные вопросы. […] Премьер-министр испытывает давление. В Великобритании сейчас наблюдается раскол между кабинетом министров, парламентом и страной в целом, поэтому Терезе Мэй (Theresa May) нужно будет убедить не только ЕС, но и собственных граждан в том, что это наилучшая сделка для обеих сторон. Это будет непросто», — сказала эксперт Chatham House.

Тем временем профессор социальной политики в Университете Кента Питер Тейлор-Губи подчеркнул, что не считает проект соглашения прорывным, поскольку «Великобритания сдалась по всем пунктам».

По его словам, перспектива заключения торговой сделки между Соединенным Королевством и ЕС полностью зависит от готовности Лондона вновь пойти на уступки.

Анализируя дальнейшее развитие событий в стране, Питер Тейлор-Губи обратил особое внимание на отсутствие единого мнения о Brexit и условий его реализации внутри самой Великобритании.

«Серьезная борьба за доступ британских финансов к [рынку] ЕС усугубляет раскол в Консервативной партии между фракциями, выступающими за и против выхода из Евросоюза, поскольку люди понимают, что Brexit, которого они хотят, будет наносить ущерб правящему классу Великобритании. Лейбористы должны четко определиться с позицией по выходу Соединенного Королевства из ЕС. Думаю, что они примкнут к стану противников Brexit и выиграют досрочные выборы по проблеме отсоединения от Евросоюза примерно в начале 2020-х годов, но столкнуться с ожесточенной внутренней борьбой», — сказал эксперт.

При этом сотрудник факультета экономики в Бирмингемском университете Джон Фендер (John Fender) также отметил, что не испытывает оптимистичных чувств, наблюдая за процессом отсоединения Великобритании от ЕС.

«Предположим, что конечный результат будет заключаться в соглашении о свободной торговле с ЕС, договоренности о неучастии Великобритании в преференциальных торговых сделках Евросоюза с другими странами, но возможности самостоятельного ведения торговых переговоров с другими государствами. Тогда необходимо будет ввести таможенную проверку товаров, перевозимых между Великобританией и ЕС, а фирмам нужно будет предоставлять сертификаты о происхождении грузов. В случае заключения Великобританией льготной торговой сделки со страной, которая не имеет преференциальной торговой договоренности с ЕС, экспортеры могут попытаться отправить товары в Евросоюз через Соединенное Королевство. При отсутствии таможенных проверок они смогут это сделать, не оплачивая тарифы, которые должны были бы оплатить ЕС», — пояснил аналитик.

«Фактически при любом вероятном сценарии потенциальной сделки Британии и ЕС сторонам нужно будет вводить таможенные проверки перевозимых между ними товаров. Единственным исключением станет вариант, при котором Великобритания останется в составе Таможенного союза и будет участвовать в преференциальных торговых сделках ЕС с другими странами, но этого почти наверняка не произойдет», — добавил Джон Фендер.

По его мнению, необходимость «жесткой границы» между Великобританией и ЕС после реализации Brexit представляется неизбежной.

«Тем не менее стороны приняли на себя обязательство избегать создания такой границы между Северной и Южной Ирландией, поэтому я не вижу возможности решить эту проблему», — сказал сотрудник Бирмингемского университета.

В свою очередь глава подразделения по макроэкономической стратегии на глобальных рынках VTB Capital Нил Маккиннон (Neil MacKinnon) подчеркнул, что не стал бы называть предварительный вариант сделки «решающим», хотя и считает его еще одним шагом на пути к прекращению членства Великобритании в ЕС.

«Мои опасения заключаются в том, будет ли отсоединение адекватным. [По итогам Brexit] Великобритания восстанавливает главенство своего законодательства и регулирования, контролирует границы и имеет возможность в одностороннем порядке вести переговоры о своих торговых сделках. Однако проблема переходного периода состоит в том, что в течение этого времени мы все еще подчиняемся законам и нормам ЕС, но при этом остаемся лишены права голоса в процессе принятия каких-либо решений. Хорошо, что стороны согласовали определенную дату окончания [переходного этапа], в противном случае Великобритания рискует стать «вассальным государством», что совершенно недопустимо», — отметил эксперт.

Он также напомнил, что сторонам предстоит найти решение по ряду сложных вопросов.

«По-прежнему есть проблемы в отношении прав Великобритании на рыболовство. Также не решен вопрос о границе Северной Ирландии, но большинство ее жителей хотят остаться в составе Великобритании, а не Евросоюза, поэтому нет никаких причин, чтобы не сохранить в силе нынешнее положение дел», — сказал Нил Маккиннон.

Вместе с тем, на его взгляд, даже незаключение сделки не сможет нанести Великобритании непоправимый ущерб.

«Фактически я поддерживаю «чистый» Brexit, поскольку выступаю за возвращение контроля «в руки» Соединенного Королевства. Великобритания является пятой по величине экономикой и крупнейшим финансовым центром в мире. Ни один банк или финансовое учреждение не будет целиком и полностью перемещено во Франкфурт или Париж. Дело в том, что экономики развивающихся стран составляют половину мировой экономики и являются основным источником роста и торговли. Экономика еврозоны, напротив, характеризуется низким ростом и высоким уровнем безработицы, а также снижением доли мирового производства и торговли», — пояснил свою позицию аналитик.

«Brexit позволит Великобритании избежать протекционизма ЕС, направленного на поддержку фермеров и крупного бизнеса Евросоюза, даст возможность продвигать свободную торговлю и снижать импортные тарифы в пользу британских потребителей, а также реализовывать торговый и инвестиционный потенциал в других странах. Пекин не Брюссель, вот, что действительно значимо», — подвел итог Нил Маккиннон.

Актуальное