Межкорейские переговоры стали отправной точкой длительного процесса по налаживанию отношений
Печать
8 мая 2018. PenzaNews. КНДР установила единое время с Южной Кореей, переведя стрелки часов на полчаса вперед по указу президиума Верховного народного собрания страны.
Фото: President.go.kr
«Это является первой практической мерой, принятой в рамках достижения примирения и сплочения нации, объединения Севера и Юга после исторического третьего межкорейского саммита», — говорится в сообщении Центрального телеграфного агентства Кореи.
27 апреля в пограничном пункте Пханмунджом состоялась первая встреча между президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином (Moon Jae-in) и лидером КНДР Ким Чен Ыном (Kim Jong-un), по итогам которой стороны договорились объявить об окончании Корейской войны в 2018 году.
«КНДР и Республика Корея объявляют конец перемирию, длящемуся с 1953 года, с тем, чтобы трансформировать его в мирный договор. С этой целью Северная Корея, Южная Корея и США будут продвигать проведение трехстороннего или четырехстороннего [при участии Китая] саммита с целью установления системы твердого мира», — подчеркивается в тексте совместной Пханмунджомской декларации о мире, процветании и объединении Корейского полуострова.
Тем временем результаты опроса, проведенного южнокорейским телеканалом МВС 1 мая, продемонстрировали резкий рост уровня доверия южнокорейцев к лидеру КНДР Ким Чен Ыну с 10% до 77,5% за полтора месяца. Поддержка северокорейского лидера в Корее достигла значений, сопоставимых с рейтингом Мун Чжэ Ина, который равен 86%.
«Если так пойдет и дальше, то следующим нашим президентом будет избран Ким Чен Ын», — мрачно пошутил председатель ведущей оппозиционной Партии свободной Кореи Хон Чжун Пхе (Hong Jun-pyo), представляющий интересы наиболее консервативных кругов страны.
Комментируя существенное потепление двусторонних отношений, профессор Австралийского национального университета Клайв Уильямс (Clive Williams) подчеркнул чрезвычайную значимость проведенного саммита.
«Встреча была важна, поскольку она показала готовность обоих лидеров занять новые позиции в выстраивании двусторонних отношений. На полуострове уже восстановлен мир — в том смысле, что прямой конфликт между КНДР и Южной Кореей отсутствует. Тем не менее мирное соглашение придет на смену действующему режиму прекращения огня. Это более позитивная рамочная основа для продвижения вперед», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».
При этом, на его взгляд, единственным способом добиться прочного мира на полуострове является воссоединение двух стран, чего пока ожидать не стоит.
В нынешней ситуации, по мнению эксперта, международное сообщество должно способствовать тому, чтобы основные стороны вопроса — Китай, США, КНДР и Южная Корея — могли сделать шаги в верном направлении.
«Учитывая «послужной список» США, связанный со свержением неядерных режимов, и неспособность выполнить свои обязательства перед Северной Кореей в соответствии с рамочными договоренностями 1994 года — вскоре после подписания соглашения контроль над американским Конгрессом перешел к Республиканской партии, которая не поддержала данный договор — Север вряд ли будет готов к денуклеаризации настолько, чтобы полностью отказаться от своих ядерных ракет», — предположил Клайв Уильямс.
Он также напомнил, что история отношений США и Северной Кореи «с 1953 года фактически замусорена несдержанными обещаниями обеих сторон».
«Поэтому в какой-то момент ООН, возможно, потребуется вмешаться и выступить посредником при разработке новой согласованной программы [по налаживанию отношений между Южной Кореей и КНДР]», — добавил аналитик.
В свою очередь депутат Бундестага от партии ХДС Патрик Зенсбург (Patrick Sensburg) обратил особое внимание на отсутствие должного уровня инициативности Организации Объединенных Наций в вопросе урегулирования ситуации на Корейском полуострове.
«Международное сообщество может помочь при условии, что Пхеньян откажется от своих ядерных программ и согласиться на контролирующие мероприятия [третьих стран]. Самое печальное, что ООН в этом вопросе не играет важной роли, а проявляет некоторую слабость, как и во многих других областях в последние годы», — сказал политик.
По его словам, исторический диалог двух лидеров стал возможен «только спустя несколько месяцев кропотливой работы по улучшению отношений между Южной Кореей и КНДР».
Читайте также
Международные эксперты обеспокоены эскалацией северокорейского кризиса в преддверии Олимпиады
«Возможно, одним из важных факторов [сближения] оказалась сила олимпийского духа. На мой взгляд, нынешняя ситуация может стать отправной точкой для процесса нормализации двусторонних отношений. С другой стороны, мы не должны забывать, что проводившиеся в последние годы аналогичные переговоры, к сожалению, не приводили к существенным прорывам», — напомнил Патрик Зенсбург.
По его мнению, международное сообщество должно поддержать эти небольшие шаги Северной и Южной Кореи на пути к мирному договору.
«Хотя ситуация до сих пор неопределенная, направление выбрано правильное. Торговля может стать ключом для содействия процессу примирения и поддержки переговоров на международном уровне. Когда США, Китай, Россия и ЕС будут помогать этому процессу, можно надеяться на успех», — отметил депутат Бундестага.
Тем временем бывший американский дипломат, отставной морской пехотинец, занимавший пост морского атташе в посольстве США в Токио, старший научный сотрудник Японского форума стратегических исследований Грант Ньюшэм (Grant Newsham) скептически оценил двустороннюю встречу Ким Чен Ына и Мун Чжэ Ина в демилитаризованной зоне.
«Корейские лидеры вели приятную беседу, но следует помнить, что ранее другие президенты Южной Кореи и представители династии Ким также проводили аналогичные встречи и говорили подобные вещи. Есть ли какая-то причина полагать, что в этот раз результат будет другим? Трудно себе представить», — сказал аналитик.
«Ким Чен Ын, казалось, пребывал в хорошем расположении духа, но я не думаю, что это будет гарантировать лучшие перспективы в вопросе заключения мира или повлияет на решение КНДР отказаться от ядерного оружия», — добавил Грант Ньюшэм, предположив, что лидер страны действительно может начать проведение некоторых реформ.
При этом он напомнил о ранее звучавших обвинениях в убийстве в Куала-Лумпуре Ким Чен Нама (Kim Jong-nam) — брата Ким Чен Ына — и действующей системе, похожей на ГУЛАГ, «где десятки тысяч корейцев подвергаются жестокому обращению».
По мнению эксперта, южнокорейский президент Мун Чжэ Ин «опасно наивен и слишком заинтересован в достижении соглашения с Севером».
«Я думаю, что Ким Чен Ын с радостью примет все, что готов дать ему Мун Чжэ Ин, но никогда не пойдет полный отказ от ядерного оружия», — подчеркнул бывший американский дипломат, отметив, что в течение 25 лет КНДР уже предлагали деньги, продукты питания, нефть и гарантии безопасности, а династия Ким продолжала разрабатывать ракеты большой дальности.
На его взгляд, американцы вместе с международным сообществом должны по-прежнему оказывать давление на Северную Корею, а также Китай.
«Не США или Южная Корея должны убедить КНДР принять их экономическую помощь и гарантии безопасности, а Ким Чен Ын должен доказать цивилизованному миру, что больше не является жестоким тираном и заслуживает того, чтобы быть принятым в приличное общество. Что может сделать Ким Чен Ын в качестве первоначального доказательства своей порядочности? Закрыть свой северокорейский ГУЛАГ. Это разумное требование. Если он сделает что-то подобное, тогда я буду впечатлен. В противном случае — мы это уже проходили», — сказал Грант Ньюшэм.
Между тем эксперт по международной политике Института по изучению мировой экономики и политики Китайской академии общественных наук Сюй Цзинь (Xu Jin) назвал межкорейские переговоры «хорошим началом процесса примирения».
«Дискурсы в заявлениях позитивны, а лидеры Северной и Южной Кореи впервые взяли на себя обязательство положить конец состоянию войны на полуострове. Мир между Кореями установлен с 1953 года, но проблема заключается во враждебности обеих сторон. Прекращение агрессивных действий потребует длительного времени», — отметил аналитик.
По его мнению, стороны действительно делают шаг для улучшения ситуации, однако перспектива дальнейших событий на данном этапе неясна.
«Как и прежде, не исключено, что этот процесс будет остановлен или прерван в связи с незапланированными событиями», — предположил Сюй Цзинь.
При этом, на его взгляд, международное сообщество вряд ли может каким-либо существенным образом оказать содействие в урегулировании этого непростого вопроса.
«Нам следует ждать и наблюдать. Заинтересованные стороны должны создать хорошие условия для дальнейших шагов и не делать ничего, что могло бы спровоцировать КНДР и Южную Корею или же ухудшить атмосферу в целом», — подвел итог китайский эксперт.