Международные эксперты скептически оценивают возможные итоги саммита лидеров США и КНДР
Печать
17 марта 2018. PenzaNews. Лидер КНДР Ким Чен Ын (Kim Jong-un) стремится к заключению мирного соглашения и установлению дипломатических отношений с США. Об этом 12 марта сообщила южнокорейская газета Tona Ilbo со ссылкой на источник в администрации главы Республики Корея.
Фото: Wikipedia.org
«Конечная цель Ким Чен Ына — установить нормальные дипломатические отношения и заключить мирный договор с США, а также разместить американское посольство в Пхеньяне», — сказал собеседник издания.
Ранее президент США Дональд Трамп (Donald Trump) принял предложение северокорейского лидера о проведении личной встречи в период до мая текущего года, заявив, что ожидает «огромного успеха» в переговорах с Ким Чен Ыном.
«Я думаю, что с Северной Кореей все будет очень хорошо, я думаю, что нас ждет огромный успех. Думаю, это будет что-то очень успешное. У нас большая поддержка. Поэтому, я думаю, что с Северной Кореей все будет очень хорошо», — цитирует слова американского президента пресс-служба Белого дома.
В свою очередь глава министерства финансов США Стивен Мнучин (Steven Mnuchin) отметил, что саммит лидеров стран возможен только при условии отказа Пхеньяна от ядерных и ракетных испытаний.
«Не должно возникать путаницы. Президент прояснил, что условия [встречи] состоят в отказе [КНДР] от ядерных и ракетных испытаний. […] В нынешней ситуации президент использует дипломатию, но мы не завершаем кампанию по оказанию максимального давления [на Пхеньян]. [...] Президент собирается сесть [за стол переговоров с Ким Чен Ыном] и посмотреть, сможет ли он заключить сделку», — сказал политик в интервью телеканалу NBC.
Анализируя вероятность проведения саммита, бывший американский дипломат, отставной морской пехотинец, занимавший пост морского атташе в посольстве США в Токио, старший научный сотрудник Японского форума стратегических исследований Грант Ньюшэм (Grant Newsham) отметил, что сроки на подготовку мероприятия очень сжатые.
«Очевидно, что США и КНДР предстоит обсудить очень много деталей перед саммитом. Помимо логистики, каждая сторона должна определить поле для переговоров. Если американцы потребуют от КНДР обсуждения денуклеаризации, а Пхеньян откажется ставить это на повестку дня, переговоры могут даже не состояться. […] Я не думаю, что лидеры проведут встречу до мая, так как организационные мероприятия будут слишком сложными», — сказал он в интервью ИА «PenzaNews».
Кроме того, эксперт заявил, что скептически настроен и в отношении результативности потенциального саммита.
«Возможно, американцы по своей природе привыкли думать, что сделка будет заключена, если им просто удастся встретиться и поговорить с противником. К сожалению, четверть века попыток урегулировать ситуацию вокруг КНДР свидетельствует о том, что режим Ким Чен Ына «играет на время», одновременно «выжимая» определенную сумму денег, продовольствия, топлива и пытаясь минимизировать санкции США и Южной Кореи», — пояснил свою позицию Грант Ньюшэм.
По его мнению, кризис на полуострове провоцируют исключительно КНДР и режим династии Ким.
«Многие наблюдатели не обращают должного внимания на природу северокорейского режима, который является тоталитарным и кровожадным и в долгосрочной перспективе нацелен на раскол альянса США и Кореи и воссоединение полуострова под контролем Пхеньяна. Успешные программы развития ракетных и ядерных технологий, проводимые КНДР в течение последних нескольких десятилетий, являются средствами для достижения этой цели. […] Пока режим Ким находится у власти, я не вижу способов достижения прочного мира или стабильности в регионе», — отметил аналитик, подчеркнув, однако, что приветствует проведение встречи лидеров США и КНДР, поскольку Ким Чен Ын является единственным человеком северокорейской системы, принимающим решения на государственном уровне.
Вместе с тем профессор Австралийского национального университета Клайв Уильямс (Clive Williams) отметил, что предполагаемый сценарий саммита «выглядит неловким».
«Ситуация в КНДР остается непредсказуемой, учитывая эксцентричность и неопытность северокорейского и американского лидеров, которые не понимают позицию друг друга. Саммиту должны предшествовать переговоры официальных лиц, на которых прозвучали бы ожидания сторон, в том числе о потенциальных итогах», — сказал эксперт.
Читайте также
Преднамеренный развал Ливии США привел к печальным последствиям — Маргарет Кимберли
На его взгляд, КНДР не готова отказаться от своего ядерного сдерживания, «которое она получила с большим трудом и считает жизненно необходимым для сохранения режима в случае атаки со стороны США».
«Учитывая прошлый «послужной список» Соединенных Штатов, включающий вторжения и нападения на другие страны, любые гарантии безопасности вряд ли смогут компенсировать страх северокорейцев», — подчеркнул Клайв Уильямс.
При этом он обратил внимание на то, что, например, Северная и Южная Корея способны добиваться хороших результатов в выстраивании отношений, когда им не мешают.
«Лучшей страной, которая может выступить в качестве гаранта возможной сделки, является Китай. В отличие от Соединенных Штатов, КНР не имеет военного присутствия на полуострове, но хорошо понимает позицию Севера. Кроме того, это государство может обеспечить взаимоприемлемое место для встречи лидеров США и КНДР», — добавил австралийский аналитик.
В свою очередь бывший директор Национальной ядерной лаборатории США в Лос-Аламос, ведущий американский эксперт по КНДР, ученый-ядерщик из Стэнфордского университета Зигфрид Хеккер (Siegfried Hecker) отметил, что наиболее неожиданным в предстоящем мероприятии является не инициатива Ким Чен Ына о его проведении, а согласие Дональда Трампа на участие в саммите.
«Помимо угроз, Трамп широко транслировал информацию о том, что рассматривает возможность нанесения превентивных военных ударов, а также призывал к «максимальному давлению» на Северную Корею как в экономической, так и в политической сферах. Он может утверждать, возможно, даже имея на это некоторые основания, что его политика и действия подвели Ким Чен Ына к столу переговоров для обсуждения вопроса о денуклеаризации», — сказал эксперт.
«С другой стороны, лидер КНДР может сообщить своему народу, что идет на переговоры с позиции силы, имея межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), которыми может угрожать Соединенным Штатам. Другими словами, оба политика могут заявить о своей «победе», — добавил Зигфрид Хеккер.
При этом, на его взгляд, дипломатическая команда американской администрации недоукомплектована и «испытывает недостаток в людях, которые имеют опыт ведения переговоров с Северной Кореей».
«Сроки [подготовки к саммиту] очень сжатые, тем более что этому не предшествовало дипломатическое взаимодействие на более низком уровне. Администрации следовало бы обратиться к экспертам вне правительства США, имеющим дипломатический, технический или военный опыт в Корее», — отметил бывший директор Национальной ядерной лаборатории США.
По его словам, несмотря на готовность обеих сторон к переговорам, Вашингтон и Пхеньян имеют совершенно разные взгляды на истоки ядерного кризиса.
«Для урегулирования потребуется много времени и утомительных переговоров. Самое лучшее, на что мы можем надеяться сейчас — это обоюдное понимание необходимости не допустить войны. Для этого лидеры должны снизить напряженность и создать механизмы, позволяющие избегать разногласий. Администрация Трампа должна начать этот саммит с пониманием, что он представляет собой начало долгого пути, а не конечную точку. Даже если в итоге сторонами будет достигнуто соглашение, то его успех будет определяться последующей систематической работой и действиями, направленными на его выполнение. Вашингтон на протяжении многих лет демонстрировал слабые результаты по этим пунктам», — сказал Зигфрид Хеккер.
По его мнению, инициатива Ким Чен Ына о проведении саммита и готовность Дональда Трампа встретиться должны рассматриваться как серьезные шаги по снижению напряженности на Корейском полуострове.
Между тем аналитик Института Восток-Запад на Гавайях Денни Рой (Denny Roy) напомнил, что санкционное давление на Северную Корею на сегодняшний день больше, чем когда-либо.
«Взаимодействие КНДР и Китая остается слабым, несмотря на то, что КНР продолжает призывать США пойти на уступки Пхеньяну. Администрация Дональда Трампа, похоже, всерьез рассматривает возможность превентивного военного удара по Северной Корее, прежде чем эта страна однозначно получит ядерный ракетный потенциал», — отметил эксперт.
Вместе с тем он назвал возможное проведение саммита лидеров США и КНДР конструктивным шагом.
«Встреча предполагает, что Пхеньян может почувствовать вынужденную необходимость начать поиски мирного способа урегулирования проблемы», — подчеркнул Денни Рой.
По его мнению, на сегодняшний день администрация американского президента серьезно настроена провести саммит.
«Тем не менее встреча может состояться, а может и не состояться. Но если она пройдет, ее результатом с равной степенью вероятности может стать как действительный прорыв в отношениях между США и КНДР, так и короткий всплеск пустых надежд [на улучшение ситуации]», — сказал аналитик.
«Даже если саммит не приведет к долгосрочному урегулированию, мы «выиграем» как минимум несколько месяцев, на время которых Северная Корея прекратит ракетные и ядерные испытания, и поэтому прогресс в направлении совершенствования соответствующих технологий КНДР застопорится», — добавил Денни Рой.
На его взгляд, фундаментальным событием, которое могло бы существенным образом повлиять ситуацию в сфере безопасности и стабильности в регионе, является падение режима в КНДР и переход всего полуострова под управление Сеула.
«Положить конец кризису также может соглашение, в соответствии с которым КНДР приостановила бы свою ядерную программу в обмен на улучшение политических и экономических отношений с Сеулом и Вашингтоном. Переговоры должны создать процесс, при котором обе стороны одновременно предпринимали бы небольшие, но и неголословные шаги навстречу друг другу и не настаивали бы на слишком большом и быстром прогрессе. Это означает, что Северная Корея не может ожидать безотлагательного снятия санкций, а Соединенные Штаты не должны рассчитывать на немедленное подтверждение ликвидации ядерного оружия КНДР», — подвел итог сотрудник гавайского Института Восток-Запад.