02:30:00 Пятница, 1 ноября
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Резкий спад в экономике Великобритании после Brexit может вызвать рост сепаратистских настроений

11:50 | 14.08.2020 | Аналитика

Печать

14 августа 2020. PenzaNews. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон (Boris Johnson) всерьез обеспокоен перспективой подъема сепаратистских настроений в Шотландии и Северной Ирландии после Brexit, пишет The New York Times.

Резкий спад в экономике Великобритании после Brexit может вызвать рост сепаратистских настроений

Фото: Andrew Parsons, Flickr.com/number10gov

По информации издания, 7 августа по поручению главы британского правительства Шотландию посетил канцлер казначейства Риши Сунак (Rishi Sunak). Его визит был нацелен на снижение градуса напряженности в этой части страны, где выросло число сторонников независимости. Как показывают последние опросы, идею выхода из состава королевства поддерживают 52,5% шотландцев. Это довольно существенное изменение по сравнению с результатами референдума 2014 года, когда за независимость высказались 44,7% граждан. В статье также напоминается, что во время другого референдума — по Brexit, который состоялся в 2016 году, подавляющее большинство шотландцев проголосовали за то, чтобы остаться в составе Евросоюза.

В ходе своего визита Риши Сунак, который координирует работу правительства Великобритании по спасению экономики от последствий пандемии коронавируса, посетил ряд предприятий и отчитался перед журналистами о том, что около 65 тыс. шотландских фирм получили 2 млрд. фунтов стерлингов, или 2,6 млрд. долларов, в виде кредитов, чтобы пережить кризис. При этом от вопросов о независимости он ушел, заявив, что не считает, что сейчас время говорить об этом.

Другой высокопоставленный чиновник — министр по особым поручениям Майкл Гоув (Michael Gove) — отправился в Северную Ирландию с почти 500 млн. долларов помощи для компаний, столкнувшихся с проблемой новых проверок отгружаемых товаров. Недовольство даже лояльных Лондону бизнесменов вызывает дорогостоящая бюрократическая торговая система между Северной Ирландией и остальной частью Соединенного Королевства.

По мнению исследователей Центра экономической эффективности Лондонской школы экономики, выход Великобритании из Евросоюза окажет дополнительную нагрузку на экономику страны, многие отрасли которой серьезно пострадали в период пандемии COVID-19. Так, из июльского доклада организации следует, что одновременное негативное воздействие Brexit и последствий борьбы с новым коронавирусом на экономику начнет ощущаться уже осенью этого года.

Вместе с тем, по данным Национальной статистической службы, экономика Великобритании по итогам II квартала 2020 года сократилась на 20,4% к предыдущим трем месяцам и на 21,7% в годовом выражении. В январе-марте британский ВВП потерял 2,2% к предыдущему кварталу и 1,7% в сопоставлении за год. Таким образом, экономика страны погрузилась в техническую рецессию, что последний раз фиксировалось в Соединенном Королевстве в 2009 году.

Анализируя сложившуюся в стране ситуацию, бывший посол Европейской комиссии в России, старший научный сотрудник Центра европейских политических исследований в Брюсселе профессор Майкл Эмерсон (Michael Emerson) отметил, что, согласно соцопросам, большинство граждан Великобритании сожалеют о выходе из ЕС.

«Конечно, во многом их настроение и поведение определяет ситуация с COVID-19. Люди критически относятся к непоследовательной политике правительства в борьбе с пандемией. Между тем они указывают, что в ходе длительного саммита стран ЕС, проходившего с 17 по 21 июля, 27 государств-членов представили сильную программу экономического восстановления с внедрением серьезных финансовых инноваций, которую никогда бы не одобрила Великобритания. Как это ни парадоксально, но ЕС становится сильнее после «потери» Соединенного Королевства», — сказал эксперт.

По его мнению, подъем националистических настроений в Шотландии обусловлен эффективной политикой Эдинбурга в период борьбы с пандемией на фоне остальной части государства.

«Первый министр Шотландии Никола Стерджен (Nicola Sturgeon) лучше справляется с этим кризисом, чем суматошный Борис Джонсон. Давление с целью отделения региона от Великобритании и вступления в ЕС нарастает. Однако для этого потребуется новый референдум, который по закону требует согласования с Лондоном. Борис Джонсон такую идею отвергает», — пояснил Майкл Эмерсон.

По его словам, решение отложено до следующих выборов в шотландский парламент, которые должны пройти в 2021 году, поскольку результаты голосования позволят увидеть, появится ли сильное большинство сторонников независимости.

Тем временем Северная Ирландия, на его взгляд, демонстрирует большую заинтересованность в воссоединении с Ирландской Республикой, входящей в ЕС.

«Но на данный момент ничего особенного не происходит, поскольку COVID-19 доминирует над непосредственными проблемами. Кроме того, необходимо дождаться и посмотреть, как в конечном итоге будет урегулировано торговое соглашение между Великобританией и ЕС», — добавил Майкл Эмерсон.

Эксперт Европейского института при Лондонской школе экономики и политологии Иэн Бегг (Iain Begg) разделил мнение о том, что в настоящее время вопрос выхода Северной Ирландии из состава Соединенного Королевства не стоит на повестке дня, однако может стать довольно острым уже в следующем году.

По его словам, в целом в стране не наблюдается особых изменений вокруг темы Brexit, поскольку до полного отсоединения Великобритании от ЕС осталось еще почти пять месяцев переходного периода.

«Все внимание Соединенного Королевства в течение полугода было сосредоточено на COVID-19. В результате этого последствия Brexit почти не обсуждались, за исключением продолжающихся переговоров между двумя сторонами по сделке о будущих отношениях между Лондоном и Брюсселем», — отметил Иэн Бегг.

Вместе с тем он указал на возросшую популярность Шотландской национальной партии.

«Это частично стало результатом того, что Шотландия отвергает Brexit, а в политическом плане большее влияние имело сравнение подходов к борьбе с коронавирусом премьер-министра Шотландии и главы британского правительства. Политика последнего оказалась более хаотичной», — пояснил аналитик.

На его взгляд, Великобритания все еще находится в периоде некоторого затишья в вопросе Brexit, которое продлится до тех пор, пока не появится больше ясности относительно того, какая сделка может быть согласована с Евросоюзом.

Профессор политологии в Университете Ковентри Мэтт Квортруп (Matt Qvortrup) также согласился с тем, что проблема Brexit сейчас затмевается темой пандемии COVID-19.

«Вопрос выхода Великобритании из состава Евросоюза не обсуждается в Англии широко. Однако имеются опасения, что мы не сможем достичь выгодных договоренностей с ЕС. Тем не менее сейчас в стране есть консенсус по поводу того, что отсоединение должно и будет продолжаться», — сказал эксперт.

На его взгляд, многие шотландцы действительно хотят независимости, поскольку первый министр Никола Стерджен выглядит очень впечатляющим и преуспевшим политиком.

«Тем временем Борис Джонсон не добился успеха на посту премьер-министра. Он довольно забавный, но в кризис не нужен артист. Переговоры по Brexit требуют терпения и внимания к деталям. У него нет ни того, ни другого», — подчеркнул Мэтт Квортруп.

Кроме того, он назвал весьма высокой вероятность присоединения Северной Ирландии к Ирландской Республике в будущем.

«Даже протестанты начинают осознавать выгоду от объединения. Создание государства всеобщего благосостояния, более прогрессивные социальные отношения в некогда очень консервативном обществе, а также доступ к европейским рынкам делают объединение с Ирландской Республикой все более привлекательным», — пояснил эксперт.

В свою очередь профессор политических исследований в Королевском университете Канады Джон МакГарри (John McGarry) напомнил, что намерение покинуть Евросоюз было подтверждено правительством Великобритании после уверенной победы консерваторов на выборах в декабре 2019 года: вопрос о Brexit уже решен и поэтому не вызывает горячих дебатов.

«В любом случае на данный момент политическая сцена занята проблемами, связанными с пандемией COVID-19. Насколько я понимаю, Шотландия не получала каких-либо специальных условий в рамках выхода из ЕС, и реакция шотландцев будет зависеть от того, что произойдет с экономикой Великобритании и ЕС после Brexit. Если ситуация в ЕС окажется лучше, чем в Великобритании, шотландцы будут помнить, что на референдуме о выходе из ЕС они проголосовали против, и это даст толчок для подъема шотландского национализма», — сказал профессор.

По его мнению, обстановка в Северной Ирландии более спокойна, так как Белфаст добился ряда условий, на которые рассчитывал.

«Великобритания согласилась с тем, что Северная Ирландия останется, по сути, в таможенном союзе ЕС и будет присутствовать на едином европейском рынке в отличие от остальной части Великобритании. Это то, чего добивались ирландское правительство и ирландские националисты. Вместе с тем это вызвало недовольство юнионистов в Северной Ирландии, которым не нравится тот факт, что Северная Ирландия теперь фактически имеет другой статус по отношению к ЕС, чем остальная часть Великобритании», — уточнил Джон МакГарри.

На его взгляд, в отдаленном будущем перспективы объединения Ирландии достаточно велики.

«Доля националистов среди населения региона растет, и некоторые умеренные члены юнионистской партии не так категоричны против этого шага, как когда-то. Во многом это связано с изменениями в Ирландской Республике, которая сейчас является очень либеральным и светским государством, а не консервативно католическим. К тому же это уже не бедная, а очень благополучная страна. Перспективы объединения увеличатся, если экономический разрыв между Ирландской Республикой и Великобританией продолжит расти в пользу первой. Так что если экономика ЕС, включая Ирландию, в ближайшие годы будет иметь показатели намного лучше, чем экономика Великобритании, это усилит стремление североирландцев к воссоединению с Ирландией, а шотландцев — к независимости», — подытожил эксперт.

Актуальное