Если Вы хотите бесплатно получать ежедневную рассылку новостей ИА «PenzaNews» по электронной почте, пожалуйста, отправьте со своего e-mail на адрес info@penzanews.ru письмо с темой «Подписка».
Отправляя письмо, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
12 октября 2020. PenzaNews. Около 74% жителей Японии положительно оценивают сформированное в середине сентября новое правительство, которое возглавил 71-летний Есихидэ Суга (Yoshihide Suga). Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, опубликованные газетой Yomiuri.
Фото: Japan.kantei.go.jp
Вместе с тем 14% респондентов сообщили, что не поддерживают кабинет министров и его нового руководителя. 63% участников опроса одобрили стремление Есихидэ Суги продолжить политику своего предшественника Синдзо Абэ, четверть опрошенных выступили против такой инициативы.
По мнению 34% респондентов, приоритетом нового правительства Японии должна стать борьба с коронавирусом. В свою очередь 23% участников исследования подчеркнули, что в качестве главной задачи кабинету министров следует выбрать восстановление экономики.
16 сентября 2020 года парламент Японии утвердил в качестве нового премьер-министра Есихидэ Сугу. За него проголосовали 314 из 462 депутатов нижней палаты. Он получил большинство голосов и в верхней палате.
Двумя днями ранее Есихидэ Суга был избран председателем правящей Либерально-демократической партии (ЛДП). В правительстве Синдзо Абэ, который в конце августа заявил о своем желании покинуть пост из-за ухудшения состояния здоровья, он неизменно занимал должность генерального секретаря кабинета.
Оценивая перспективы развития государства под руководством нового лидера, профессор международных отношений и политологии в Школе глобальных исследований имени Фредерика Парди при Бостонском университете Уильям Граймс (William Grimes) предположил, что избрание Есихидэ Суги окажет очень небольшое влияние на траекторию японского политического курса.
«Суга тесно связан с предыдущим лидером страны Синдзо Абэ, и его внутрипартийная поддержка, по сути, останется прежней. Тем не менее между ними есть два основных различия. Во-первых, Абэ гораздо более харизматичен и был способен влиять на общественное мнение так, как Суга, вероятно, не сможет. Во-вторых, внутрипартийная поддержка Абэ во многом объяснялась чувством отсутствия реальной альтернативы. После его отставки это условие больше не выполняется. Хотя Суга чрезвычайно эффективен в качестве партийного менеджера, ему, видимо, придется больше работать, чтобы удовлетворить потребности внутрипартийных фракций, которые его поддерживают», — сказал Уильям Граймс.
По его мнению, во внешней политике Есихидэ Суга будет проводить ту же линию, что и Синдзо Абэ, выступая за проамериканский курс, свободную торговлю и международные организации.
«Однако он гораздо менее опытен в международных отношениях, чем Абэ, и гораздо менее уверен в себе, поэтому вряд ли займет ту руководящую роль, которую Абэ брал на себя в последние годы. Другое главное различие между Абэ и Сугой в международных отношениях заключается в том, что Суга не имеет личной репутации исторического ревизиониста или политика, придерживающегося правых взглядов, которую имел Абэ, когда стал премьер-министром. В принципе, это должно устранить препятствие на пути улучшения отношений с Южной Кореей и Китаем, хотя я думаю, что их взгляды на этот вопрос обычно гораздо больше связаны с их собственной внутренней политикой, чем с японским лидером, кто бы ни занимал этот пост», — уточнил Уильям Граймс.
В свою очередь научный сотрудник факультета международных исследований Королевского университета Пномпеня в Камбодже, эксперт японского Азиатско-Тихоокеанского университета Рицумейкан Лак Чансок (Lak Chansok), обратил внимание на то, что победа Есихидэ Суги была вполне предсказуема.
«Он считался правой рукой Абэ около девяти лет — с 2006 по 2007 год и с 2012 по 2020 год — и был давно известен как влиятельный координатор политики в правительстве бывшего премьер-министра. Суга мог использовать централизованные полномочия канцелярии для влияния на чиновников. Кроме того, из всех соперников Абэ больше всего доверял Есихидэ Суге, поскольку тот пообещал продолжить его политику. Даже в парламенте он легко набрал 314 из 462 голосов из-за большинства, принадлежащего правящей коалиции ЛДП. Убедительная победа Суги на голосовании в партии и в парламенте была ожидаемой и поэтому подверглась критике из-за недемократичности избирательных процессов и закрытой политики Японии», — отметил эксперт.
По его словам, Есихидэ Суга преуспел в нескольких основных направлениях, включая продвижение сельскохозяйственного экспорта.
«После того, как он стал лидером ЛДП 14 сентября, он объявил о создании государственного агентства по продвижению цифровизации японского общества к концу этого года. Несмотря на многочисленные вызовы, реформистская политика Суги может заложить основу для прекращения традиционного бюрократического секционализма в стране. Чтобы укрепить свою власть и вернуть доверие японского народа к ЛДП, Суга должен выполнить два своих главных обещания: справиться с пандемией COVID-19 и остановить экономический спад в Японии в сочетании с сокращающимся населением», — сказал Лак Чансок, подчеркнув, что для ускорения роста экономическая политика Суги должна выходить за рамки «абэномики» — долговременного плана перезапуска экономики, предложенного Синдзо Абэ.
По мнению бывшего американского дипломата Гранта Ньюшэма (Grant Newsham), администрация Есихидэ Cуги будет очень похожа на правительство Синдзо Абэ.
«Новый премьер-министр менее заинтересован в пересмотре конституции Японии, что было для Абэ навязчивой идеей. Однако в отношении внутренней политики я ожидаю, что импульс, заданный предыдущей администрацией, сохранится. Не будет никаких ярких инициатив в плане финансовой, экономической или социальной политики. Трудно представить, что может привести к изменениям в этих сферах», — отметил эксперт.
«Суга в значительной степени представляет так называемые сформировавшиеся в стране интересы политического, делового и чиновничьего класса. Некоторые критики утверждают, что Япония — это общество, которым управляет правящий класс, и что граждане существуют только для его поддержки и благополучия. Эта идея недалека от действительности. Взгляните, например, на налоговую систему Японии. Суга не видит причин менять ситуацию, чтобы предоставить «среднему» гражданину более выгодные условия», — добавил Грант Ньюшэм.
На его взгляд, Есихидэ Суга в некотором роде является консерватором, однако у него нет тех националистических настроений, которые были у Синдзо Абэ.
Отношения страны с зарубежными партнерами, по словам аналитика, в целом будут прежними.
«Япония признает, что связи с США необходимы, и они останутся близкими. Новая администрация Суги, похоже, намерена продолжить участие в так называемой «четверке», в которую неформально входят Япония, США, Австралия и Индия, стремящейся противостоять китайскому экспансионизму и запугиванию. Правительство Японии продолжит поддерживать усилия по международному развитию на региональном и глобальном уровнях. Отношения с Южной Кореей останутся прохладными. Также не стоит ждать серьезных улучшений в японо-северокорейских связях», — отметил Грант Ньюшэм.
При этом, по его мнению, Есихидэ Суга не так одержим идеей возвращения «северных территорий», как Синдзо Абэ, однако он все же попытается разобраться, какую сделку можно заключить, даже если ее итоги «будут представлять собой лишь постепенный прогресс».
Наибольшее количество вопросов, по словам эксперта, вызывают дальнейшие отношения Японии с Китаем.
«Администрация Суги будет стараться поддерживать глубокие экономические связи с Пекином, пытаясь в некоторой степени «отделиться». Новый премьер по-прежнему будет полагаться на американцев в поддержке обороны страны. Однако КНР оказывает на Японию все большее давление, и она боится, [...] что будет неспособной противостоять военному давлению Китая в одиночку. Одно из опасений заключается в том, что «прокитайский» лагерь в партии Суги попытается [...] заставить его уступить КНР. Это то, о чем беспокоятся консерваторы Японии и многие люди в Вашингтоне. Время покажет», — сказал бывший американский дипломат.
Между тем научный сотрудник Японского института международных отношений Хиронори Фусита (Hironori Fushita) напомнил, что новый премьер-министр Японии был избран по упрощенной схеме из-за желания президиума ЛДП избежать политического вакуума и продолжить курс Синдзо Абэ.
«Японский народ приветствует нового лидера. Они хорошо знают, что Есихидэ Суга принимал ряд мер в борьбе с распространением коронавируса в администрации Абэ, а также хотят продолжения текущего политического курса», — отметил он.
«Суга неоднократно заявлял, что продолжит внешнюю политику под лозунгом «свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» — на основе устойчивых военно-политических отношений с США Япония намерена укрепить стратегические связи с такими странами, как Индия и Австралия, и улучшить политические отношения с Китаем и Южной Кореей», — уточнил Хиронори Фусита.
Вместе с тем, на его взгляд, заметного прогресса в японо-российских отношениях ожидать трудно.
«У Синдзо Абэ было четкое намерение улучшить отношения с Россией вплоть до самого конца его правления, [...] а у Есихидэ Суги, кажется, нет такой политической страсти. Другими словами, Суга более прагматичен, чем Абэ. К сожалению, эта черта его характера может стать тормозом для стратегической беседы с Россией», — пояснил Хиронори Фусита.
В свою очередь бывший японский дипломат, директор Института международных отношений при университете Киото Санге Кадзухико Того (Kazuhiko Togo) подчеркнул, что Есихидэ Суга хорошо разбирается во всех управленческих вопросах, однако никогда не проявлял личных амбиций возглавить страну.
«Тем не менее его приход к власти и сформированный им кабинет министров производит сильное впечатление. Ему удалось подчинить себе борьбу за власть в ЛДП, чтобы получить поддержку большинства. Сформированный им кабинет министров удивительно хорошо отражает сложный и тонкий баланс сил ЛДП. При этом его возглавляют министры, обладающие большим опытом в вопросах, за которые они отвечают. Это стабильное правительство, готовое к работе. Создается впечатление, что Суга намерен сохранить свой пост на выборах в следующем году и оставаться в должности еще в течение четырех лет. Безусловно, он не просто временно исполняет обязанности», — сказал экс-дипломат.
По его мнению, Есихидэ Суга имеет больше опыта во внутренней политике и никогда не проявлял личного лидерства в сфере внешней безопасности — области, где Синдзо Абэ добивался блестящих результатов.
«Последние три недели его внешней политикой, по всей видимости, руководили профессиональные дипломаты. Выбранный курс хорошо отражает их осторожный и достаточно сбалансированный подход. Учитывая вероятность сильной напряженности между США и Китаем после американских выборов, упор на курс с Вашингтоном и стратегию «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» является естественным, однако диалог с Китаем также был очень тщательно продуман», — уточнил Кадзухико Того.
«Акцент сделан на политику в Восточной Азии, при этом уже прорабатывается курс в отношении Европы, России и Южной Кореи. В ближайшее время [...] мы увидим, какую инициативу в сфере внешней безопасности сможет продемонстрировать новый премьер-министр страны», — резюмировал эксперт.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter