Урегулирование вопроса о спорных островах откроет для Японии и России новые перспективы
Печать
28 декабря 2018. PenzaNews. Подписание мирного договора между Москвой и Токио выведет страны на новый уровень взаимодействия. Об этом в интервью РИА Новости заявил посол Японии в РФ Тоехиса Кодзуки (Toyohisa Kozuki).
Фото: Anatoly Gruzevich, VNIRO Russia, Wikipedia.org
«Мы убеждены, что заключение мирного договора путем решения территориальной проблемы сможет поднять японо-российские отношения на более высокий уровень. Правительство Японии намерено продолжит прилагать усилия в этих целях», — сказал дипломат.
По его словам, Москва и Токио договорились о проведении визита премьер-министра Синдзо Абэ (Shinzo Abe) в Россию в начале 2019 года при возможности встречи министров иностранных дел перед ним, а также японо-российской встречи на высшем уровне на полях саммита G20, который пройдет в Осаке в июне.
Анализируя потенциальные итоги дальнейших переговоров о спорных территориях, сотрудник кафедры политологии в японском кампусе Темпльского университета Джеймс Браун (James Brown) отметил, что обсуждение вступило в новую фазу.
«Это результат того, что под руководством Синдзо Абэ Япония заняла более примирительную позицию в отношении территориального спора. В частности, премьер-министр согласился вести переговоры на основе совместной декларации 1956 года. Это важно, потому что в документе упоминаются только два меньших из четырех спорных островов, а, значит, в отличие от своих предшественников Абэ может пойти [...] на такую сделку. Эта готовность к компромиссу помогла создать более позитивную атмосферу в двусторонних отношениях стран», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».
Тем не менее, на его взгляд, заключение мирного договора в ближайшем будущем остается под вопросом.
«Несмотря на то, что Синдзо Абэ в значительной мере уступил свои позиции, перспективы окончательной сделки все еще кажутся сомнительными — российская сторона дала понять, что заключение договора даже по двум островам потребует от Японии выполнения определенных строгих условий», — пояснил Джеймс Браун.
«Эти условия официально не были обнародованы, но, как ожидается, будут включать в себя требование о том, чтобы Япония приняла право России на острова по итогам Второй мировой войны. Кроме того, Москва, вероятно, потребует исключить два острова из договора о безопасности между США и Японией, тем самым не допуская размещения на них американских войск», — уточнил аналитик.
По его мнению, японская общественность и союзник страны в лице США вряд ли одобрят такие условия.
«Я не ожидаю изменения статус-кво, поскольку нынешняя договоренность хорошо подходит России, которая контролирует все четыре спорных острова. Кроме того, наличие территориальной проблемы дает японскому руководству стимул к политическим и экономическим связям с Россией. Этот стимул исчез бы, если бы спор был фактически улажен», — отметил Джеймс Браун.
В свою очередь бывший американский дипломат, отставной морской пехотинец, занимавший пост морского атташе в посольстве США в Токио, старший научный сотрудник Японского форума стратегических исследований Грант Ньюшэм (Grant Newsham) предположил, что вопрос о перспективах урегулирования территориального спора останется актуальным и через 20 лет.
«Кажется, что переговоры несколько раз переходили в новую фазу на протяжении многих лет, но это всегда приводило к следующей новой фазе. Я не думаю, что стороны смогут достичь соглашения, которое решит проблему», — сказал он, добавив, что заключение мирного договора могло бы благоприятно сказаться на развитии Дальневосточного региона России.
«Я наблюдаю за этой проблемой с ельцинских времен, и просто не вижу, чтобы вопрос спорных островов решался. В отношениях между Россией и Японией всегда будет напряженность, учитывая их историю территориальных разногласий и непосредственных войн в течение последних нескольких веков», — пояснил аналитик.
По его мнению, проблема вряд ли разрешится возвратом островов Японии.
«Японцы и русские продолжат встречаться, и, может быть, когда-нибудь в течение следующего десятилетия достигнут соглашения, которое предоставит Токио возможность заплатить Москве много денег в обмен на то, чтобы некоторые японские компании организовали определенную ограниченную деятельность на спорных островах, ближайших к Японии. Трудно представить себе фактический возврат территорий», — отметил Грант Ньюшэм.
По словам старшего научного сотрудника Азиатского форума в Японии Джонатана Беркшира Миллера (Jonathan Berkshire Miller), решение Токио и Москвы вернуться в рамки совместной советско-японской декларации 1956 года «подталкивает Россию к потенциальному возврату двух из четырех спорных островов — Шикотан и Хабомаи».
«Премьер-министр Японии и президент России приложили немало усилий, чтобы преодолеть историческую напряженность между Токио и Москвой. Лидеры встречались более 20 раз, и Синдзо Абэ сосредоточился именно на территориальном споре, желая урегулировать ситуацию до того, как его последний третий срок истечет в 2021 году», — напомнил аналитик.
«Реальность, однако, остается сложной, поскольку любое потенциальное территориальное преобразование, безусловно, сопряжено с определенными нюансами — наиболее серьезный вопрос касается роли США как японского союзника», — добавил Джонатан Беркшир Миллер.
По его словам, Токио оказывается в трудном положении, поскольку принятие «половинчатой» сделки несет в себе большие риски и неблагоприятные последствия для дальнейших отношений с Вашингтоном.
«Япония также должна быть обеспокоена тем, что любая сделка по северным территориям, предусматривающая уступки, может создать дестабилизирующий прецедент для дальнейшей поддержки США в вопросе спорных островов Сенкаку в Восточно-Китайском море, на которые претендует Китай, но которыми управляет Япония. На данный момент США поддерживают Токио в соответствии со статьей 5 договора о безопасности между США и Японией», — пояснил эксперт.
Между тем научный сотрудник Камбоджийского исследовательского центра морского шелкового пути (CMSRRC) Королевского университета Пномпеня, эксперт японского Азиатско-Тихоокеанского университета Рицумейкан Лак Чансок (Lak Chansok) напомнил, что в ходе саммита ВЭФ во Владивостоке Владимир Путин (Vladimir Putin) предложил заключить до конца года мирный договор с Японией «без всяких предварительных условий», однако, по мнению аналитика, несмотря на позитивную политическую риторику двух лидеров, это маловероятно в силу ряда причин.
«Одна из них заключается в том, что обе страны имеют разный взгляд на саму проблему и ее возможное решение», — уточнил он.
По его словам, с геополитической точки зрения, Курильские острова служат стратегической буферной зоной и имеют особое значение для обороноспособности России в Тихом океане.
«Более того, считается, что Москва усиливает свое стратегическое и политическое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе в связи с усилением японских оборонительных возможностей, включая развертывание истребителей F-35B американского производства, а также авианосцев впервые после Второй мировой войны. Неопределенность региональной политики Дональда Трампа (Donald Trump) и растущее давление США на Японию с целью укрепления ее военного потенциала делают маловероятным заключение каких-либо потенциальных сделок между Москвой и Токио в этот критический момент», — сказал Лак Чансок.
Бывший глава департамента Европы и Азии МИД Японии, директор Института международных отношений Университета Киото Санге Кадзухико Того (Kazuhiko Togo) подчеркнул, что переговоры между государствами перешли на важный этап, а лидеры полны решимости двигаться вперед и выстраивать взаимоотношения, основанные на доверии.
«Обеим странам нужен новый надежный партнер: для Японии им может стать Россия, а для РФ — Япония. На карту поставлено нечто гораздо более важное, чем некоторое количество островов. [...] Естественно, существует много препятствий для успешных переговоров. Прежде всего, это понятные негативные настроения в России, связанные с потенциальным изменением статус-кво территории, а также сильные патриотические чувства японцев, готовых противостоять любому исходу, который не реализует их заявленную цель до конца. Существует абсолютная необходимость понять боль другой стороны и найти компромиссное решение. Я не знаю, нашли ли участники переговоров взаимоприемлемый путь урегулирования, но, если они еще не достигли такой точки, я искренне надеюсь, что это случится в недалеком будущем», — отметил политолог.
Вместе с тем, по его словам, предсказать развитие ситуации очень сложно.
«Что касается Японии, совершенно очевидно, что премьер-министр Абэ полон решимости выстроить качественно новые отношения с Россией. Я не могу представить себе более сильного кандидата в обозримом будущем, столь решительно настроенного на этот курс. В этом смысле у России сейчас большие перспективы. Если мы не успеем воспользоваться этим окном возможностей, в обозримом будущем оно будет закрыто для обеих стран. Я очень надеюсь, что в период правления Абэ и Путина между государствами будет достигнуто соглашение», — резюмировал бывший японский дипломат.
Россия и Япония долгие годы ведут переговоры о заключении мирного договора, который по окончании Второй мировой войны так и не был подписан.
Токио претендует на курильские острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года.
В 1956 году СССР и Япония подписали совместную декларацию, по которой Москва соглашалась рассмотреть возможность передачи Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора. Судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. СССР рассчитывал, что декларация поставит точку в споре, Япония же считала документ лишь частью решения проблемы, не отказываясь от претензий на все острова. Последующие переговоры ни к чему не привели.
Позиция Москвы заключается в том, что Южные Курилы по итогам Второй мировой войны вошли в состав СССР, правопреемницей которого стала РФ, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.