13:59:48 Вторник, 23 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Соглашение КНДР и Ирана о сотрудничестве является попыткой противостояния санкциям западных стран

15:45 | 08.09.2012 | Аналитика

Печать

8 сентября 2012. PenzaNews. Исламская Республика Иран и Северная Корея подписали соглашение о научном и технологическом сотрудничестве в ходе визита в Тегеран председателя Постоянного совета Верховного народного собрания КНДР Ким Ен Нама (Kim Yong Nam). По сообщениям иранских СМИ, ранее глава северокорейского парламента встретился с духовным лидером ИРИ аятолла Али Хаменеи (Ali Khamenei), который заявил, что у двух стран «общие враги», и они «должны добиваться поставленных целей, невзирая на давление, санкции и угрозы». Несмотря на то, что детали соглашения между Пхеньяном и Тегераном не разглашаются, некоторые обозреватели не исключают, что оно может быть направлено на совместное развитие военных технологий.

Соглашение КНДР и Ирана о сотрудничестве является попыткой противостояния санкциям западных стран

Фото: President.ir

Научный сотрудник Объединенного королевского института по исследованию вопросов безопасности и обороны в Лондоне Андреа Бергер (Andrea Berger) отметила, что более тесное сотрудничество между Ираном и Северной Кореей неизбежно привлечет внимание со стороны Запада.

«Немногие известные пункты договора подразумевают кадровые обмены и совместную работу в лабораториях, но распространится ли такое сотрудничество на военную сферу пока остается неизвестным», — сказала эксперт в интервью ИА «PenzaNews».

При этом Андреа Бергер высказала мысль о том, что одной из главных мотиваций Тегерана к заключению подобного соглашения могло стать стремление оказать противодействие изоляции государства от внешнего мира.

«Иранские лидеры изо всех сил пытаются сохранить существующие связи и крайне заинтересованы в новых контактах», — подчеркнула аналитик, напомнив, что ранее республика предлагала продлить мирное ядерное сотрудничество с дружественными африканскими странами.

Казахстанский политолог, арабист, карьерный дипломат, редактор журнала «Эксклюзив» Расул Жумалы (Rasul Jumaly) также считает, что данное соглашение между ИРИ и КНДР является попыткой «компенсировать недостаток внешних связей».

«Кроме того, Иран поддерживает контакты с различными государствами арабского мира, Турцией, Сирией, а также влиятельными группировками, такими как Хизбалла. Таким образом Тегеран пытается минимизировать последствия мировых санкций, развернутых США и Израилем», — сказал эксперт.

Вместе с тем, по словам Расула Жумалы, подписанный договор может стать еще одним доводом в пользу того, что Иран не собирается ограничиваться развитием мирного атома и, возможно, намерен создать оружие массового поражения.

«Но здесь имеют место так называемые двойные стандарты. Одним государствам это позволяется — не только постоянным членам Совета Безопасности ООН, но и таким странам как Пакистан, Израиль, который де-факто является обладателем ядерного оружия, — и об этом почему-то никто не вспоминает, а против Ирана, который такого оружия еще не имеет, ополчается весь мир», — подчеркнул политолог.

Более того, по словам аналитика, даже КНДР, обладающая ядерным потенциалом, не испытывает такого прессинга как ИРИ. Это, по мнению эксперта, свидетельствует о том, что нажим на исламскую республику, прежде всего, обусловлен геостратегическим расположением Ирана, его открытой антиамериканской политикой и «израильским фактором».

«Тель-Авив — самый близкий союзник Вашингтона на мировой арене, а Иран на сегодняшний день является одним из главных элементов риска для стабильности и безопасности Израиля. На мой взгляд, этот аргумент перевешивает атомную составляющую, а «ядерное досье» используется для того, чтобы будоражить общественное мнение и компрометировать Иран в глазах мирового сообщества», — отметил Расул Жумалы.

В свою очередь член Центра иранских исследований при Лондонском университете, автор книги «Иран в мировой политике: вопрос исламской республики» Аршин Адиб-Могаддам (Arshin Adib-Moghaddam) напомнил, что ограничения на взаимодействие с Тегераном, установленные Советом Безопасности ООН, дополняются многочисленными санкциями, введенными в одностороннем порядке Вашингтоном.

«Тем не менее, иранское правительство готово наладить связи с Соединенными Штатами, особенно под президентством Барака Обамы (Barack Obama), о чем, прежде всего, свидетельствует согласие ИРИ возобновить международные переговоры по ядерной программе страны», — сказал эксперт.

«Но всякий раз, когда исламская республика и Запад на один шаг приближаются к примирению, администрация премьер-министра Биньямина Нетаньяху (Benyamin Netanyahu) обостряет военную риторику. Нетаньяху одинок в своем стремлении спровоцировать новый кризис в Западной Азии, однако предпринимаемые им усилия негативно сказались на попытках США наладить контакты с Ираном», — добавил Аршин Адиб-Могаддам.

Кроме того, аналитик выразил сомнение в том, что сотрудничество Северной Кореи и исламской республики может выйти за рамки мирного.

«Это не стратегическое соглашение. Находящиеся под гнетом санкций Иран и Северная Корея объединяют свои ресурсы, однако ядерные программы обеих стран являются внутригосударственными, и я считаю маловероятным, что Пхеньян и Тегеран могут сотрудничать в этой области. Тем не менее, подписанный договор может стать эффективным способом противостояния санкциям западных стран», — отметил Аршин Адиб-Могаддам.

Старший научный сотрудник, руководитель Программы по нераспространению и контролю над ядерными вооружениями Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) Шэннон Кайл (Shannon Kile) подчеркнул, что обмен данными в рамках технического сотрудничества по разработке ракет между Северной Кореей и Ираном происходит на регулярной основе, а, по мнению некоторых обозревателей, государства были вовлечены и в сотрудничество в области ядерных технологий.

«Поэтому я полагаю, что подписанное соглашение — это своего рода политическое заявление о том, что страны намерены бросить вызов международному давлению и санкциям, направленным на то, чтобы заставить государства отказаться от своих ядерных программ», — сказал аналитик.

Несмотря на то, что различные ограничения на взаимодействие со странами и, в частности, вступившее в силу летом этого года эмбарго ЕС на ввоз нефти из Ирана наносят серьезный ущерб экономике, режимы санкций, по мнению эксперта, не привели к желаемому результату.

«Подписанное соглашение усилит подозрения международного сообщества относительно иранской и корейской ядерной программы, а также укрепит решимость США и их союзников в попытке ограничить или заблокировать любой вид внешнего взаимодействия этих государств, и, вероятно, вызовет ужесточение санкций в отношении обеих стран. Однако вопрос о том, приведут ли эти меры к изменению в схеме поведения руководства Ирана и Северной Кореи, остается открытым», — подвел итог Шэннон Кайл.

Актуальное