Градус напряженности на Корейском полуострове продолжает расти в связи с развертыванием THAAD
Печать
5 мая 2017. PenzaNews. Американская система противоракетной обороны Terminal High Altitude Area Defense (THAAD), размещенная в Республике Корея, заступила на боевое дежурство. С таким заявлением выступил начальник пресс-службы командования войск США в Южной Корее полковник Роб Мэннинг (Rob Manning).
Фото: Flickr.com/mdabmds
«Силы США в Республике Корея подтверждают, что система THAAD развернута и способна перехватывать ракеты Северной Кореи и защищать Южную Корею», — цитируют его слова мировые СМИ.
В свою очередь китайские власти призвали немедленно остановить процесс ввода в боевую эксплуатацию американского комплекса ПРО, поскольку считают, что система направлена в том числе против КНР.
«Относительно THAAD позиция Китая неизменна. Мы против размещения США этой системы в Республике Корея и призываем соответствующие стороны немедленно остановить этот процесс. Мы готовы принять необходимые меры для защиты наших интересов», — заявил официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан (Geng Shuang).
По данным южнокорейских СМИ, батарея THAAD будет иметь от четырех до девяти подвижных гусеничных установок. Каждая из них рассчитана на восемь ракет перехватчиков. При этом официальных данных пока обнародовано не было. Батарея также будет оснащена противоракетным радаром TPY-2 TM. Радиус действия таких противоракет, как сообщается, не превышает 200 км.
Комментируя непростую ситуацию в регионе, аналитик Института Восток-Запад на Гавайях Денни Рой (Denny Roy) пояснил, что позиция США заключается в стремлении помочь защитить Южную Корею от потенциального ракетного удара КНДР.
«На мой взгляд, действия Северной Кореи вполне оправдывают развертывание THAAD, а возражения китайцев беспочвенны. Даже если американские военные, как утверждают китайцы, планируют использовать THAAD для наблюдения за КНР, эта система окажет незначительное влияние на безопасность Китая. Соединенные Штаты уже могут отследить запуски китайских ракет другими способами, и в любом случае Китай обладает надежным потенциалом второго удара. Между тем претензии Китая по поводу развертывания THAAD выглядят нелепыми, поскольку именно Пекин допустил это воинственное поведение северокорейцев, помогая стране с ядерными разработками и защищая от экономических санкций. Более того, в действительности Пекин просто не хочет видеть, как американцы усиливают свои альянсы в Азии, «привязывая» Японию и Южную Корею к возглавляемой США системе ПРО, поэтому проблема THAAD является суррогатом китайских опасений о создании «азиатского НАТО», — сказал он в интервью ИА «PenzaNews».
Отвечая на вопрос о потенциальных сложностях вокруг комплекса ПРО в связи со сменой руководства Южной Кореи, эксперт предположил, что коренным образом ситуация не изменится.
«Кандидат в президенты Республики Корея Мун Чжэ Ин (Moon Jae-In) — известный противник THAAD, выступающий за то, чтобы не раздражать Китай. Однако и он, похоже, понимает, что после развертывания комплекса его будет очень трудно упразднить. Мун Чжэ Ин также полагает, что шестой северокорейский ядерный тест сделает развертывание ПРО неизбежным. Следовательно, THAAD, скорее всего, останется в Южной Корее, даже если его присутствие в регионе считается спорным», — пояснил свою позицию Денни Рой.
По его словам, Китай решил сделать из THAAD серьезную проблему, и это усиливает напряженность в регионе.
«В любом случае американо-китайские отношения в настоящий момент кажутся хорошими, несмотря на проблемы вокруг комплекса ПРО, демонстрируя, что это дискреционный вопрос для Китая», — добавил аналитик.
Между тем бывший консультант Госдепартамента и Минобороны США, аналитик вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Бонни Глейзер (Bonnie Glaser) также высказала уверенность в том, что размещение противоракетного комплекса США в Южной Корее является необходимым шагом.
«THAAD нужен для защиты американских объектов на территории Южной Кореи, поскольку политика руководства КНДР становится все более провокационной и непредсказуемой. Северная Корея может угрожать потенциальным применением ядерного оружия и шантажировать другие страны», — пояснила свою позицию эксперт.
Вместе с тем, по ее словам, американский комплекс в Южной Корее не должен вызывать беспокойство других стран, в частности, России и Китая.
«Влияние THAAD на сдерживающий ядерно-ракетный потенциал Москвы и Пекина минимальное», — подчеркнула бывший консультант Госдепартамента США.
В свою очередь бывший американский дипломат, отставной морской пехотинец, занимавший пост морского атташе в посольстве США в Токио, старший научный сотрудник Японского форума стратегических исследований Грант Ньюшэм (Grant Newsham) разделил мнение о крайне незначительном влиянии THAAD на «огромные и высокотехнологичные ядерные арсеналы России и КНР».
Читайте также
Урегулирование ситуации вокруг ДРСМД возможно в условиях открытого диалога России и США
«Этот комплекс является системой одиночного оружия с относительно ограниченными возможностями с точки зрения типов вооружения, которым оно может противостоять. Китайские и российские ученые имеют очень высокую квалификацию и знают об этих ограничениях. Трудно поверить, что ракетно-ядерный потенциал Москвы и Пекина настолько мал и неэффективен, что THAAD может представлять для них какую-либо угрозу», — уточнил эксперт.
По его словам, на сегодняшний день Восточная Азия еще более нестабильна, чем была в течение прошлых десятилетий.
«КНДР представляет непосредственную угрозу, и если ее не предотвратить, через несколько лет страна будет способна запускать ядерные ракеты против США и других американских союзников, таких как Япония, Южная Корея и даже Австралия», — отметил Грант Ньюшэм, добавив, что последствия потенциального конфликта будут ощущаться во всем мире.
На его взгляд, комплекс THAAD необходим для защиты Сеула от северокорейских ракетных ударов.
«Обязанностью правительства является защита своих граждан. Если бы правительство не сделало все возможное для защиты южнокорейской территории и граждан, оно в уголовном порядке отвечало бы за то, что не выполнило свой долг», — пояснил аналитик.
По его словам, THAAD был введен на законных основаниях в соответствии с законодательством Южной Кореи.
«После вступления в должность членов новой южнокорейской администрации действительно могут возникнуть проблемы, поскольку вероятный победитель на предстоящих выборах является более «левым» по сравнению с предыдущим президентом Пак Кын Хе (Park Geun-hye) и ее командой. Однако еще более серьезная проблема — далеко за пределами THAAD — заключается в возможности того, что новая южнокорейская администрация предпримет попытку восстановить неудачную политику «солнечного тепла» с Северной Кореей. Это будет очень выгодно для режима Ким Чен Ына (Kim Jong Un), однако ослабит американо-южнокорейский альянс. Тем не менее, я предполагаю, что союзничество США и Кореи сохранится», — сказал Грант Ньюшэм.
При этом, по его мнению, возражения китайской стороны в данном вопросе неуместны.
«Северная Корея имеет неуклонно развивающийся ракетный и ядерный потенциал, который угрожает Южной Корее и Японии. Он также угрожает КНР, но Китай, похоже, не заботится о ядерной опасности со стороны КНДР, пока Пхеньян открыто выступает только против Южной Кореи, Японии и Соединенных Штатов. Это недальновидный цинизм в худшем его проявлении», — отметил эксперт.
Между тем, по его словам, комментарий Дональда Трампа (Donald Trump) о том, что Южная Корея будет платить за THAAD, не следует воспринимать слишком серьезно.
«Он [президент США] иногда произносит фразы без серьезного предварительного анализа, но это только лишь его стиль. Американский советник по национальной безопасности генерал Герберт Макмастер (Herbert McMaster) проделал хорошую работу, расставив все по своим местам или, по крайней мере, смягчив то, что сказал президент. Но ущерб, каким бы он ни был, уже нанесен. Наибольшее влияние [на ситуацию с ПРО] окажет результат предстоящих президентских выборов в Корее, хотя, вероятно, и он не будет иметь решающего значения», — уточнил бывший американский дипломат.
Тем временем эксперт по Азии, корреспондент Sheppard Media Уэнделл Минник (Wendell Minnick) также назвал THAAD необходимой системой для региона.
«Комплекс обеспечивает защиту против ракет не только на большой, но и на средней и малой высотах. Именно это и вызывает явное недовольство китайцев, поскольку некоторые из их баллистических ракет, способные осуществить удар по военным целям Соединенных Штатов и Японии, попадают в этот диапазон», — пояснил он.
По его словам, очень простая сборка и транспортировка комплекса делает его практичной для использования против возникающих новых угроз.
«Китай никогда не будет рад появлению систем противоракетной обороны — особенно тем, которые разворачиваются на Тайване и затрудняют эффективное использование Пекином своего огромного арсенала баллистических ракет с неядерной боевой частью. В настоящее время Китай имеет приблизительно 1 тыс. 300 баллистических ракет малой дальности, нацеленных на Тайвань. Это число не включает в себя ракеты средней дальности DF-21, способные поражать авианосцы», — отметил аналитик.
Между тем, на его взгляд, в высказываемых Китаем претензиях относительно американского комплекса ПРО прослеживается некоторая ирония.
«У Китая есть «стрела», и он готов «пустить» ее в вас. Вы покупаете щит, и Китай называет это несправедливым. THAAD не является наступательной ракетной системой. Комплекс предназначен для того, чтобы сбивать ракеты, выпущенные с целью поражения территорий в его окрестностях. Если у вашего соседа есть злая собака, пугающая ваших детей, вы имеете право построить забор вокруг своего дома», — пояснил свое видение ситуации Уэнделл Минник.
В свою очередь эксперт по международной политике Института по изучению мировой экономики и политики Китайской академии общественных наук Сюй Цзинь (Xu Jin) отметил, что ситуация вокруг Корейского полуострова ухудшается.
«Запуски ракет и ядерная программа Северной Кореи привели к возникновению многих проблем в этом регионе. На основании потенциальной угрозы с севера Сеул начал развертывание системы THAAD, и я лично понимаю это решение южнокорейцев», — сказал китайский эксперт.
По его мнению, несмотря на наличие некоторой неопределенности, новый президент Южной Кореи не отменит решение о развертывании ПРО.
«Я не думаю, что агрессия — подходящий термин для описания поведения КНДР, потому что страна не нападает ни на Южную Корею, ни на США. Однако будущие подобные поступки, такие как запуски ракет, определенно приведут к еще большей эскалации напряженности», — отметил Сюй Цзинь.
По его словам, полностью исключать возможность вооруженного конфликта между враждебно настроенными сторонами нельзя.
«Администрация Дональда Трампа столкнулась с дилеммой: отказ от военных операций позволит всему мировому сообществу полагать, что правительство США является «бумажным тигром», тогда как решение в пользу начала боевых действий будет означать вооруженный конфликт между двумя ядерными державами, что очень опасно», — подвел итог китайский аналитик.