05:15:03 Пятница, 15 ноября
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Эскалация напряженности на Корейском полуострове требует консолидации усилий мировых держав

14:31 | 19.03.2016 | Аналитика

Печать

19 марта 2016. PenzaNews. Ситуация на Корейском полуострове усугубляется на фоне продолжающихся ракетных испытаний КНДР, последнее из которых было проведено в минувшую пятницу, 18 марта.

Эскалация напряженности на Корейском полуострове требует консолидации усилий мировых держав

Фото: Wikipedia.org

Ранее в ответ на четвертый тест Северной Кореей ядерного оружия и пуск ракеты дальнего радиуса действия Совет безопасности ООН принял жесткую резолюцию, усиливающую экономическую изоляцию государства, однако Пхеньян это не остановило.

Несмотря на позицию, которую заняло руководство КНДР, Россия обратила внимание на недопустимость использования ситуации для ухудшения экономической и гуманитарной обстановки в стране.

Так, в частности, глава МИД РФ Сергей Лавров (Sergey Lavrov) в ходе телефонного разговора с госсекретарем США Джоном Керри (John Kerry) подчеркнул, что реакция международного сообщества должна быть твердой и нацеленной на перекрытие каналов подпитки ракетно-ядерных программ КНДР, но при этом учитывать и без того тяжелую гуманитарную ситуацию в этой стране и не наносить ущерба легитимным связям с ней зарубежных партнеров в гражданских отраслях экономики.

Между тем новый запуск двух баллистических ракет, по мнению обозревателей, стал очередным провокационным шагом со стороны Северной Кореи, требующим консолидации усилий международного сообщества для стабилизации обстановки.

«События последних дней и даже часов, к нашему общему разочарованию, говорят о том, что руководство Северной Кореи ничему не научилось, по состоянию на данный момент, и пока не вняло голосу разума, совершив очередной шаг, который иначе как провокационным назвать нельзя», — сказал посол России в КНР Андрей Денисов (Andrey Denisov).

Анализируя ситуацию вокруг Корейского полуострова, ведущий американский военный эксперт, старший научный сотрудник Института Брукингса, обозреватель журнала The National Interest Майкл О’Хэнлон (Michael O’Hanlon) назвал положение довольно опасным.

«Никто не располагает конкретным планом действий, чтобы повлиять на Ким Чен Ына (Kim Jong Un) и заставить его отказаться от свойственной ему угрожающей манеры поведения на международной арене», ― сказал он в интервью ИА «PenzaNews».

Говоря об истинных целях, преследуемых политиками Северной Кореи, аналитик высказал предположение, что сами власти страны до конца не разобрались в этом вопросе. При этом основной движущей силой, определяющей агрессивное поведение северокорейского истеблишмента, по его словам, является слепое желание максимального укрепления авторитета и мощи государственной власти.

«Для стабилизации ситуации, на мой взгляд, необходим двухэтапный дипломатический процесс, в котором первый шаг должен быть направлен на достижение более реальной цели ― контролируемой извне заморозке ядерной программы и программы создания баллистических ракет КНДР в обмен на снятие некоторых санкций», ― отметил Майкл О’Хэнлон.

При этом он поставил под сомнение испытание Пхеньяном водородной бомбы, разделив мнение подавляющего числа экспертов о том, что Северная Корея преувеличивает свои технические возможности, подчеркнув, однако, что баллистическая ракета даже с атомной боеголовкой представляет собой очень серьезную угрозу.

Директор исследований американо-корейских связей в Совете по международным отношениям (США) Скотт Снайдер (Scott Snyder) также подчеркнул, что КНДР добилась немалых результатов в совершенствовании собственных ядерных технологий, и мировое сообщество не должно недооценивать потенциальную угрозу со стороны Северной Кореи.

«Атмосфера вокруг полуострова крайне напряжена в связи с совместными учениями США и Южной Кореи, а также недавними северокорейскими испытаниями и новой резолюцией Совбеза ООН, ужесточающей санкции в отношении Пхеньяна», ― сказал эксперт американского аналитического центра.

Отвечая на вопрос о мерах, необходимых для стабилизации ситуации, Скотт Снайдер высказал мысль о том, что действия международного сообщества в итоге должны заставить Ким Чен Ына принять за основы безопасности нормализацию отношений и интеграцию, а не нуклеаризацию.

Между тем реальные цели КНДР, на его взгляд, сводятся к укреплению существующего режима, уходу от мирового давления и прессинга, обусловленного успешным развитием Южной Кореи.

В свою очередь старший научный сотрудник Центра международных оценок и стратегий Рик Фишер (Rick Fisher) отметил, что, помимо сохранения династии Кимов, КНДР стремится заработать как можно больше денег от продажи ядерных технологий.

«Северная Корея работает над своими атомными бомбами и ракетами более 25 лет. На сегодняшний день они достигли определенного прогресса и вскоре смогут передать на вооружение межконтинентальную баллистическую ракету, способную атаковать Москву», ― уточнил аналитик.

По его словам, этому поспособствовало «дипломатическое жульничество» и вмешательство властей Китая, а также ― в меньшей степени ― России.

«Российская Федерация исторически обязана остановить мировую угрозу, исходящую от династии Кимов, поскольку Иосиф Сталин (Josef Stalin) также был ответственным за ее возникновение. Более того, Москва напрямую заинтересована в том, чтобы не допустить превращения КНДР в китайскую провинцию и, как следствие, расширения геостратегических возможностей КНР для нападения на Дальний Восток. Если бы Россия действительно серьезно относилась к своей собственной безопасности, она бы вышла из шестисторонних переговоров [по ядерной программе КНДР], инициированных Китаем, и поддержала бы Южную Корею и Запад в их более интенсивных усилиях по созданию жесткой морской блокады Северной Кореи», ― отметил Рик Фишер.

Между тем эксперт по КНДР Центра стратегических и международных исследований Лиза Коллинз (Lisa Collins) высказала мысль, что Пхеньян стремится создать надежное средство ядерного устрашения и разработать достаточное количество атомного оружия для ведения переговоров с Америкой на приемлемых условиях, преследуя цель положить конец любому военному присутствию США на Корейском полуострове.

«Вашингтон и его союзники должны продолжать придерживаться жесткой позиции в отношении КНДР, сохраняя надежный уровень сдерживания. Странам региона также необходимо объединиться в разработке дипломатических стратегий, которые помогли бы вернуть Северную Корею за стол многосторонних переговоров. Использование метода кнута ― давление посредством санкций ― и пряника ― предложение перейти к дипломатическим переговорам и потенциальная помощь ― поможет изменить ситуацию», ― добавила аналитик.

При этом гуманитарная ситуация в стране, по ее мнению, оказалась менее подверженной негативному влиянию усугубившейся напряженности.

«Появляются противоречивые сообщения, однако активность на внутреннем рынке КНДР находится на привычном уровне, как и торговля на границе с Китаем», ― уточнила Лиза Коллинз.

В свою очередь ведущий аналитик по вопросам обороны в американском стратегическом исследовательском центре RAND Брюс Беннет (Bruce Bennett), напротив, особо подчеркнул плачевное состояние экономики северокорейского государства.

«ВВП КНДР на душу населения составляет менее 5% от южнокорейского показателя. Власти теряют контроль над экономикой: ее состояние, как и состояние инфраструктуры государства, пришло в упадок. Уровень производства зерновых культур ниже величины прожиточного минимума потребления», ― сказал эксперт.

Вместе с тем, по его словам, лидер Северной Кореи в течение шести последних месяцев готовится к VII съезду партии ― первому за 35 лет, и хочет предстать мощным лидером.

«Однако за последние полгода его политика была полна провальных решений и неудач, среди которых успешная южнокорейская агитация на границе, отказ от участия в торжествах, посвященных 70-й годовщине окончания Второй мировой войны в Пекине, неспособность организовать встречу на высшем уровне с руководством Китая, два неудачных испытания баллистических ракет с подводных лодок, провальный тест водородной бомбы, осуждение этих испытаний Китаем, принятие США нового акта HR 757, ужесточающего санкции против КНДР, а также резолюция 2270 Совета безопасности ООН», ― пояснил аналитик.

При этом он подчеркнул, что основные меры, предпринимаемые международным сообществом в отношении Северной Кореи, являются наказанием за ее провокации.

«Это имеет большое значение, однако еще более важно не допустить подобных действий КНДР в будущем. Учитывая, как на сегодняшний день Ким Чен Ын дорожит собственным имиджем внутри страны, международное сообщество должно дать понять, что сделает все возможное для подрыва его внутриполитических позиций в случае дальнейших провокаций», ― отметил Брюс Беннет.

По его мнению, международное сообщество должно искать новые подходы в реагировании на действия северокорейских властей, которые могли бы стать неожиданностью и, как следствие, сорвать любые готовящиеся провокации.

«Россия играет важную роль в предотвращении северокорейской агрессии, осуждая ядерные и ракетные испытания КНДР. Я высоко ценю ответственный подход Москвы к решению северокорейской проблемы», ―добавил аналитик.

Между тем бывший технический директор издания NK News, специалист по компьютерным сетям Северной Кореи, новозеландский программист Франк Файнштейн (Frank Feinstein) подчеркнул, что международное сообщество постоянно недооценивало потенциальную угрозу Пхеньяна.

«КНДР действительно преувеличивают свои возможности. Однако, несмотря на это, их технический потенциал для поражения других стран по-прежнему остается одним из самых высоких в мире, что подтверждается множеством неопровержимых доказательств. Пхеньян близок к разработке водородного, а не атомного оружия», ― сказал он.

«Моя основная работа фокусируется на разведданных и международной хакерской экспертизе. Северная Корея также представляет реальную угрозу западной кибербезопасности», ―добавил эксперт.

Анализируя меры, предпринимаемые в отношении Северной Кореи, он отметил, что международное сообщество в целом не утруждает себя проблемой улучшения ситуации.

«Очень немногие западные страны заинтересованы в стабилизации обстановки ― они гораздо больше стремятся к сохранению собственных рычагов влияния и нарушению спокойствия вокруг полуострова для достижения своих внешнеполитических целей», ― пояснил Франк Файнштейн.

По мнению аналитика Института Восток-Запад на Гавайях Денни Роя (Denny Roy), Северная Корея является наглядным примером того, что происходит, когда правящий режим заботится только о сохранении собственных позиций, будучи абсолютно безжалостным в достижении этой цели.

«Неумелое политическое и экономическое управление государством привело к ухудшению условий жизни: большая часть населения подвергается идеологическим репрессиям, а сегмент общества, представителей которого власти считают политическими преступниками, сталкивается с ужасающими фактами нарушений прав человека», ― сказал эксперт.

При этом, по его словам, помимо обеспечения безопасности собственного режима, руководство страны стремится не допустить потенциального поглощения КНДР Южной Кореей и обезопасить себя от нападения США.

«Существует три возможных способа решения проблемы на Корейском полуострове. Один из них ― принятие КНДР в качестве легитимного государства. Это потребует от мирового сообщества, в частности, согласия с наличием в стране ядерного оружия, прекращения официальной критики действующего режима и налаживания нормальных дипломатических связей с последующей оценкой результативности подобного подхода. Второй вариант подразумевает политику, направленную на свержение существующего режима, путем оказания тяжелого экономического и военного давления ― санкции, вводимые до сегодняшнего дня, в основном носили символический характер. США и Китай могут применить гораздо более серьезные меры», ― отметил Денни Рой.

При этом третьим возможным вариантом действий, по его мнению, является сохранение статус-кво, сопровождаемого легким давлением и политикой сдерживания в ожидании самостоятельного падения или реформирования режима.

«Текущий подход нельзя назвать многообещающим в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Ситуация остается в тупике из-за вопроса о денуклеаризации КНДР, а также из-за того, что Китай опасается падения режима Северной Кореи больше, чем ее ядерного оружия. Северокорейский режим очень похож на «Исламское государство»: все боятся и презирают его, однако правительства, которые имеют наиболее реальную возможность уничтожить его ― в данном случае Китай и Южная Корея ― не хотят этого делать по своим определенным причинам», ― подвел итог аналитик.

Актуальное