Урегулирование ситуации вокруг ДРСМД возможно в условиях открытого диалога России и США
Печать
6 апреля 2017. PenzaNews. Рост напряженности вокруг договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) от 8 декабря 1987 года продолжает осложнять двусторонние отношения Москвы и Вашингтона, предъявляющих друг к другу взаимные претензии в части исполнения положений документа.
Фото: Mil.ru
Так, в марте 2017 года Пентагон вновь обвинил Россию в нарушении «духа и буквы» договора, а также развертывании запрещенной баллистической ракеты наземного базирования (БРНБ).
«Система сама по себе представляет угрозу для большинства наших объектов в Европе, и мы считаем, что русские сознательно развернули ее — с целью создать угрозу для НАТО и инфраструктуры в зоне ответственности альянса», — заявил замглавы Объединенного комитета начальников штабов ВС США Пол Селва (Paul Selva) на слушаниях в Конгрессе.
В свою очередь глава МИД РФ Сергей Лавров (Sergey Lavrov) отметил, что российское руководство неоднократно подтверждало приверженность обязательствам по ДРСМД.
«Каких-либо нарушений с нашей стороны не было. США утверждают обратное, но при этом не приводят никакой конкретной информации, которую можно было бы проверить с тем, чтобы прояснить ситуацию», — цитируют его слова СМИ.
При этом российский министр подчеркнул, что РФ имеет весьма серьезные вопросы к США по поводу некоторых «вольностей» с выполнением договора самими американцами.
«[Это] касается их программы создания «мишеней», аналогичных по характеристикам запрещенным ракетам средней и меньшей дальности, использования ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), подпадающих под определение крылатых ракет средней дальности наземного базирования, а также пусковых установок в составе наземных комплексов ПРО, которые могут использоваться и для стрельбы крылатыми ракетами», — пояснил глава МИД России.
Комментируя непростую ситуацию, руководитель исследовательской группы по разоружению и контролю над вооружением Института исследований мировых проблем и политики безопасности при Гамбургском университете Гетц Нойнек (Goetz Neuneck) отметил, что на сегодняшний день будущее договора о РСМД поставлено под сомнение.
«С 2014 года Госдепартамент США утверждает, что Российская Федерация нарушает свои обязательства по договору. США обвиняют РФ в развертывании двух батальонов крылатой ракеты наземного базирования SSC-X-8, […] однако детали пока не опубликованы. Россия предъявила встречные обвинения: среди прочего, Москва утверждает, что развертывание американцами пусковых установок Mk-41 для перехватчиков Aegis BMD не соответствует требованиям документа, поскольку пусковые установки использовались для испытания баллистических ракет наземного базирования типа «Томагавк» (Tomahawk) и могут применяться для развертывания наступательных БРНБ», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».
По его мнению, существенное нарушение договора одним государством может привести к выходу другой страны-участницы из этого исторического соглашения.
«Это ознаменует собой начало новой дорогостоящей и опасной гонки вооружений между Западом и Россией, подразумевающей развертывание новых ракет средней и меньшей дальности широкого диапазона с высокой точностью и боевыми зарядами. Шансы на их военное использование для упреждающего удара резко возрастут и в Европе, и в Азии. Кроме того, США и Европа будут вынуждены разрабатывать системы ПРО и против России», — пояснил Гетц Нойнек.
По его словам, президенты РФ и США Владимир Путин (Vladimir Putin) и Дональд Трамп (Donald Trump) должны вместе найти выход из сложившийся тупиковой ситуации.
«При наличии политической воли проблема может быть решена в очень короткий срок. Сохранение договора о РСМД отвечает интересам обеих сторон, а также интересам Европы и Азии. В рамках исторического соглашения Россией и США было уничтожено 2 тыс. 692 ракеты с ядерными боеголовками, что значительно уменьшило ядерную угрозу в Европе, России и Азии. Начав серьезный диалог, правительства стран могут решить эти проблемы с помощью ряда мер по укреплению доверия, в частности, договорившись о публикации данных о развертывании ракет и их военной значимости или же обнародовании информации о месте развертывания и организации инспекций на подозрительные объекты», — отметил немецкий аналитик.
Одним из таких противоречивых объектов, на его взгляд, является система ПРО в Румынии и Польше.
«США утверждают, что они направлены только против Ирана. Теперь, когда с Ираном заключено соглашение, ядерной угрозы со стороны исламской республики нет, и объект в Польше вообще не имеет смысла и должен быть закрыт», — пояснил свою позицию собеседник агентства.
Кроме того, по его мнению, в текст документа может быть включен дополнительный протокол, запрещающий использование беспилотных вооруженных средств диапазона средней и малой дальности.
«Автономные беспилотники являются новой угрозой, потому что решение о смертоносном ударе принимает машина, а не человек-оператор. Этические нормы, регламент боевых действий и контроль над робототехникой могут помочь в сдерживании этих дестабилизирующих обстоятельств. Сегодня вооруженные беспилотники, применяемые США на Ближнем Востоке и в Азии, управляются операторами. Их использование в основном оправдано борьбой против терроризма, при этом правомерность масштабного применения дронов многими ставится под сомнение. Психологический и гражданский ущерб, наносимый этим видом оружия, больше, чем мы предполагаем», — сказал Гетц Нойнек.
Бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США, специализировавшийся на военно-политических и разведывательных вопросах, ведущий сотрудник американской Ассоциации по контролю за вооружением Грег Тельман (Greg Thielmann) также высказал мысль о целесообразности заключения дополнительных протоколов к ДРСМД.
«Политические и военные лидеры США считают, что вооруженные БПЛА обладают большей селективной способностью, позволяя избегать жертв среди гражданского населения, а также являются более эффективными благодаря длительному наблюдению за своими целями, чем в случае с пилотируемыми самолетами. Кроме того, их применение, очевидно, влечет меньшие риски для военного персонала США. […] Учитывая некоторые сходства с запрещенными договором о РСМД крылатыми ракетами наземного базирования, а также крылатыми ракетами воздушного пуска, было бы целесообразно договориться о дифференциации БРНБ и вооруженных беспилотных летательных аппаратов в ходе заседания специальной консультативной комиссии, возможно, заключив протокол к договору о РСМД», — сказал эксперт.
По его словам, Россия и Соединенные Штаты должны немедленно созвать спецкомиссию для решения проблем вокруг соблюдения договора.
«После 13-летнего перерыва двухдневная сессия комиссии, в ходе которой были озвучены взаимные опасения, прошла в ноябре 2016 года, но даты для следующей сессии не назначались. Москва и Вашингтон должны срочно подготовиться к очередной сессии и сфокусировать работу своих делегаций с участием технических экспертов военных служб на выработке мер по устранению обоюдных опасений», — отметил Грег Тельман.
При этом, на его взгляд, наиболее значимым шагом может стать решение о проведении совместных выездных инспекций.
«США могли бы пригласить россиян посетить объект противоракетной обороны «Эгида» в Румынии и на месте пояснить, почему пусковые установки Mark-41 неспособны запустить БРНБ и как этот факт может контролироваться Россией в будущем. Американцы также могли бы получить приглашение на визит в испытательный центр и объекты для развертывания российских БРНБ, которые Соединенные Штаты считают запрещенными», — уточнил ведущий сотрудник американской Ассоциации по контролю за вооружением.
Он также напомнил, что в соответствии с ДРСМД Соединенные Штаты и Советский Союз — а впоследствии Россия, Украина, Беларусь и Казахстан — ликвидировали целый класс ядерного оружия и создали ряд важных прецедентов, касающихся контролирующих мер, которые позднее были использованы в договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).
«Если проблемы вокруг соблюдения соглашения не будут решены или, по крайней мере, урегулированы, договор, скорее всего, будет отменен. Реакция администрации Дональда Трампа на предполагаемые нарушения со стороны России пока неизвестна. Но даже если это не приведет к взаимному развертыванию запрещенных БРНБ, США, вероятно, прибегнут к военным мерам, которые Россия сочтет провокационными и угрожающими. Более того, это усилит оппозицию вашингтонских противников продления нового договора о СНВ из обеих политических партий», — предположил аналитик.
В свою очередь научный директор лондонской группы European Leadership Network и бывший заместитель директора Службы государственной безопасности Польши Лукаш Кулеса (Lukasz Kulesa) подчеркнул, что на карту поставлено не только будущее самого договора, но и всей российско-американской системы контроля над ядерными вооружениями.
«США выдвинули очень серьезные обвинения против РФ, заявив, что она не только проводила испытания системы крылатых ракет, запрещенных договором, но и развернула их на базе ракетных бригад. Если информация подтвердится, это «убьет» ДРСМД и повлияет на другие договоры по контролю над вооружениями, такие как СНВ, а также затруднит согласование новых соглашений», — отметил эксперт.
При этом, по его словам, одно из встречных обвинений России, касающееся пусковых установок в системе ПРО, также заслуживает особо пристального внимания.
«Договор содержит механизм решения проблем, связанных с соблюдением его положений, включая заседания специальной консультативной комиссии. Требуется больше встреч на уровне экспертов. Что касается вопроса об обвинениях Соединенных Штатов в отношении России, на мой взгляд, для адекватного урегулирования ситуации обеим сторонам необходимо будет выработать решение, которое, в частности, предусматривало бы выездные инспекции в РФ», — сказал аналитик.
Читайте также
Американские эксперты надеются на продолжение сотрудничества России и США в ядерной сфере
Вместе с тем он подчеркнул, что кризис вокруг ДРСМД уже привел к негативным последствиям — США и Россия сейчас вряд ли будут сотрудничать по другим вопросам контроля над вооружениями.
«Некоторые аналитики из РФ и Соединенных Штатов разделяют мнение о необходимости отказаться от договора на юридическом уровне. Однако это приведет лишь к ухудшению ситуации в сфере безопасности. В Западной Европе многие страны станут ощущать непосредственную угрозу со стороны российских ракет и оказывать сильное давление на США и НАТО с целью развертывания подобных систем в ответ. Китай также, скорее всего, почувствует угрозу», — предположил Лукаш Кулеса.
При этом использование контролируемых человеком боевых дронов и других подобных систем эксперт назвал неизбежным этапом с точки зрения военно-технического прогресса.
«Попытка прекратить данные разработки будет подобна той, что была направлена остановить внедрение боевых самолетов 100 лет назад. Однако применение любых систем, работающих без участия человека, может ассоциироваться с определенными проблемами, поэтому в данном вопросе я полностью поддерживаю законные усилия по их контролю и ограничению», — уточнил научный директор лондонской группы European Leadership Network.
Между тем руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде (Ilgar Velizade) подчеркнул особую значимость действующего договора.
«Несмотря на то, что ДРСМД был заключен в 1987 году и соответствовал политике Советского Союза и США по налаживанию глобального политического диалога, положившего конец холодной войне, он не утратил своего значения и сегодня. Этот договор выполняет роль важного элемента сдерживания гонки вооружений и составляет один из базовых элементов современной архитектуры безопасности в северном полушарии земного шара», — сказал эксперт.
При этом он напомнил, что согласно официальной информации условия договора были полностью выполнены к июню 1991 года.
«Однако новый виток напряженности в отношениях между США и Россией актуализировал этот вопрос, привел к появлению версий о невыполнении этого договора, в частности, со стороны России. Судя по всему, речь идет о развертывании Москвой новой системы противоракетной обороны на северо-западе страны — в Калининградской области. Но никаких существенных доказательств о возобновлении Россией производства ракет малой и средней дальности и их размещения предъявлено не было», — отметил руководитель клуба политологов «Южный Кавказ».
На его взгляд, в условиях фактической заморозки политического диалога между Вашингтоном и Москвой говорить о создании некой мониторинговой группы по этому вопросу сложно.
«Между тем в феврале текущего года сенаторы и конгрессмены США предложили принять закон, разрешающий начать поставки ракет средней и малой дальности в Европу и другим союзникам Вашингтона. Несомненно, денонсация договора в нынешних условиях может быть безответственным шагом, создающим условия для эрозии современной системы панъевропейской безопасности и открывающим путь для нового витка гонки вооружений, которая приведет к активизации существующих очагов напряженности не только в Европе, но и в Азии», — сказал Ильгар Велизаде.
«Обвинения со стороны Вашингтона имеют политическую подоплеку, но доказательства и фактология требуют объективного анализа, подкрепленного убедительными подтверждениями в виде фото- и видеодокументов, детализирующих сведений, заявлений политических и военных чинов, так или иначе подтверждающих характер военных приготовлений. Пока о таких доказательствах ничего неизвестно», — подчеркнул аналитик.
По его мнению, проблема вокруг беспилотников также является довольно серьезной в условиях отсутствия законодательной базы, регламентирующей стандарты их применения.
«В отличие от ракет малой и средней дальности, по которым есть договорно-правовая конкретика, в отношении дронов в международном праве существует много спорных моментов, позволяющих странам обходить имеющиеся ограничения в использовании этих БПЛА. Кроме того, технологией по производству и использованию дронов обладает достаточное число стран, еще большее число стран активно их закупает, и трудно с уверенностью определить, какой именно стране они принадлежат. Это во многом позволяет уходить от ответственности в случае нарушения гуманитарных норм связанных, с использованием данного вида БПЛА», — пояснил свою позицию Ильгар Велизаде.
При этом для обеспечения соблюдения основных требований договора о РСМД, на его взгляд, необходимо проведение тщательного мониторинга ситуации.
«Работу следует проводить в том числе с участием представителей неангажированных сторон — возможно, в рамках специальной миссии ОБСЕ при обоюдном согласии Москвы и Вашингтона. Для этого достаточно вспомнить, как работала миссия инспекторов, действующих в процессе уничтожения ракет малой и средней дальности в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия. Речь идет о комплексном политическом решении на основе всеобъемлющего соглашения между Россией и США, предусматривающего инспекцию как российских, так и американских военных объектов. Это в свою очередь возможно лишь при условии широкомасштабного американо-российского диалога, надежда на который пока присутствует», — подвел итог эксперт.