18:27:17 Пятница, 22 ноября
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Ограничением продажи кодеинсодержащих препаратов мы поднимем волну по стране — Александр Никишин

14:31 | 15.07.2010 | Общество

Печать

Пенза, 15 июля 2010. PenzaNews. Министр здравоохранения и социального развития Пензенской области Александр Никишин дал интервью информационному агентству «PenzaNews», в котором рассказал о проблеме употребления населением региона синтетических наркотических средств и обозначил задачи, стоящие перед правительством Пензенской области по ограничению свободной продажи кодеинсодержащих препаратов.

— Александр Викторович! В настоящее время и в правительстве региона, и в прессе активно обсуждаются вопросы ограничения свободной продажи кодеинсодержащих препаратов. Чем так опасны данные медикаменты, и о каких именно торговых наименованиях идет речь?

— Кодеин — наркотическое вещество, относящееся к группе анальгетиков. Он обладает успокаивающим, обезболивающим, закрепляющим, противокашлевым свойствами. Однако кодеинсодержащие препараты активно используют наркозависимые люди для изготовления наркотика в домашних условиях. Прием подобных наркотических средств приводит к необратимым последствиям: происходит быстрое истощение нейрогормональной и эндокринной систем организма, снижение иммунитета приводит к гнойному поражению кожи и внутренних органов, общему заражению крови. Кроме того, наркотики, изготовленные из кодеинсодержащих препаратов, вызывают очень быстрое привыкание.

Дезоморфин появился сравнительно недавно — буквально два-три года назад. В настоящее время в Пензенской области перекрыты практически все пути для попадания растительных наркотических средств на территорию региона. В результате этого наркомафия обеспокоена поисками других видов психотропных веществ. Первым пробным шаром стали курительные смеси. Правительство России, услышав мнения с мест, быстро приняло решение о запрете их продажи. Следом за ними активное распространение стали получать кодеинсодержащие препараты, так называемый дезоморфин. Этих торговых наименований много, я не буду их называть, чтобы не создавать ненужной рекламы. Однако могу сказать совершенно определенно — их не единицы, а десятки.

— Вы упомянули, что кодеинсодержащие препараты являются компонентом для приготовления наркотиков в домашних условиях. Сколько сейчас в Пензенской области людей, страдающих зависимостью от синтетических наркотиков и насколько сильна эта зависимость? Она так же страшна, как героиновая или кокаиновая, и поддается ли лечению?

— Согласно статистике, в среднем дезоморфин употребляют 95% наркоманов, однако цифры стремительно растут, и, я думаю, что процент уже приблизился к 99. Главное отличие синтетических наркотических средств от растительных заключается в том, что синтетика гораздо сильнее угрожает здоровью организма, нежели кокаин или героин. Растительные наркотики несут большую социальную опасность. Такие наркоманы обычно имеют пятнадцатилетний или даже двадцатилетний стаж, однако при употреблении природных психотропных веществ развивается так называемая резистентность. Иными словами, тот, кто их употребляет, вынужден постоянно повышать дозу. Причиной смерти таких людей зачастую и является передозировка. Те же, кто принимает дезоморфин, обычно просто не доживают до того периода времени, когда им требуется все больше и больше губительного вещества. Дольше 5 лет наркоманы, употребляющие синтетику, не живут. Слишком серьезными бывают осложнения — поражаются сердце, почки и печень, и это очень страшно.

Если говорить о лечении, то лечится практически любая зависимость, главное — желание человека. Тут появляется другая проблема — излечившись, бывший наркоман вновь возвращается в ту среду, которая его в нем «воспитала». И здесь нам нужно продумать систему реабилитации, чтобы каким-то образом забирать человека из губительной атмосферы. Конечно, главную роль в этом вопросе должна играть сила воли человека.

— В настоящее время правительство Пензенской области занимается подготовкой обращения в региональный парламент об ограничении продажи кодеинсодержащих препаратов. Выходило ли с такой инициативной министерство здравоохранения и социального развития региона? В чем заключается трудность в решении вопроса об исключении данных лекарственных средств из перечня безрецептурного отпуска?

— Данное обращение уже подготовлено. Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области неоднократно выходило с подобной инициативой, однако трудность заключается в том, что нормативный акт должен быть принят на уровне Федерации, но там решения данного вопроса пока нет. Губернатор Пензенской области Василий Бочкарев проявил политическую волю, подписав соответствующий документ и лично взяв на себя ответственность за будущее молодежи, несмотря на то, что будет очень много протестов. Мы в этом уверены. Со стороны главы региона это стало твердым и, бесспорно, верным решения руководителя, обеспокоенного здоровьем населения, которое и доверило ему возглавлять этот субъект. Здравый смысл в любом случае должен восторжествовать. Подняв эту волну снизу, мы совместно с другими регионами, которые нас поддержат, поднимем волну по всей России и только так сможем решить проблему.

— Александр Викторович, лично на Ваш профессиональный взгляд, в какой степени ограничение продажи кодеинсодержащих препаратов поможет решить проблему с изготовлением и употреблением синтетических наркотических средств?

— Все зависит от того, как наши противники, которые находятся по ту сторону, я говорю о представителях наркомафии, будут себя вести. Возможно, ситуацию удастся исправить, но лишь до того момента, пока они не придумают новый способ одурманивания нашей молодежи. Этого я очень серьезно опасаюсь, но надеюсь, что мы сможем так же быстро и адекватно отреагировать на возникшую ситуацию, как это было с курительными смесями.

Наркомафия располагает огромным финансовым ресурсом для создания различных путей доставки наркотиков в регионы. Я как врач с содроганием сердца думаю о том, что еще может появиться, когда мы введем эту ограничительную меру. Наркобизнес занимает одно из первых мест по прибыльности, поэтому я бы не стал делать радужных прогнозов в плане полного исчезновения наркомании. Главное — очень быстро реагировать на подобные вещи и вовремя принимать запрещающие меры.

— На Ваш взгляд, не приведет ли данная мера к ущемлению прав законопослушных граждан? Ведь, например, существуют сиропы от кашля, содержащие кодеин. Есть ли у них «безобидные» аналоги?

— Если раньше можно было пойти и свободно купить «Пенталгин», то в настоящее время это также не составит труда — это можно сделать официально, обратившись к врачу и пойдя с рецептом в аптеку. Нужно понимать, что лекарства — это не хлеб. Нормальному человеку на целый месяц хватит одной упаковки того же «Пенталгина». Наркоман же покупает десятки упаковок ежедневно. Поэтому бояться рецептурного отпуска не стоит. Во всем мире купить лекарства без рецепта практически невозможно. В свободном доступе имеются лишь различные биологически активные добавки (БАД).

Что касается аналогов, то у кодеинсодержащих препаратов их нет. Составной частью всех этих лекарств является кодеин. Это действующее вещество, не будет кодеина — не будет эффекта.

— И последний вопрос. Что, помимо императивно-запретительных мер, по Вашему мнению, может привести к снижению числа наркозависимых граждан на территории Пензенской области?

— Безусловно, одними запрещающими мерами мы ничего не добьемся. Для нас важно увести молодежь с улицы, отвлечь от интереса к наркотикам. Если посмотреть на конец прошлого века — 70-80-е годы — никто даже не знал, что такое наркотик. Идеология была сформирована таким образом, что употреблять наркотики считалось «немодным», наркоманы презирались обществом.

Беда ворвалась в нашу страну в смутные 90-е годы. Поменялся менталитет, и употребление психотропных веществ стало чуть ли не привилегированным состоянием. Сейчас мы боремся с последствиями такой идеологии. Нам будет очень тяжело, если в ближайшее время не будет сформирована национальная идея борьбы с наркоманией на уровне молодежи. Поэтому и правительство Пензенской области, и лично губернатор Василий Бочкарев очень обеспокоены сложившейся ситуацией. Проводимой политикой мы стараемся уводить молодежь с улиц, подальше от контактов с теми, кто провоцирует их вести нездоровый образ жизни.

Как известно, наркомафия охотится не за бедной категорией населения, ей интересны дети состоятельных родителей. И нам, в первую очередь, нужно переориентировать молодежь на занятия спортом и физкультурой, на объединения, пропагандирующие здоровые идеи. Чем быстрее нам удастся это сделать, тем быстрее мы сможем победить недуг, столь стремительно и нежданно свалившийся на наши головы.

– Спасибо за интересные ответы на наши вопросы!

Александр Викторович Никишин родился в Ульяновской области. В 1983 году окончил лечебный факультет Куйбышевского медицинского института имени Д.И. Ульянова.

Трудовую деятельность начал врачом-хирургом городской больницы №5 города Пензы. После окончания клинической ординатуры в течение ряда лет работал заместителем главного врача, затем главным врачом медико-санитарной части №2 города Пензы.

В 1992-1993 годах работал в управлении здравоохранения Пензенской области. В 1999-2000 годах — в должности заместителя министра здравоохранения Пензенской области.

В течение двух лет возглавлял территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области.

С июня 2006 года — главный врач государственного учреждения здравоохранения «Областной онкологический диспансер».

В 2008 году получил второе высшее образование по специальности «Экономика».

В 2009 году назначен на должность министра здравоохранения и социального развития Пензенской области.

Женат, воспитывает сына и дочь.

Актуальное