КНР и РФ заинтересованы в дальнейшем укреплении экономических связей и более тесной кооперации
Печать
7 июля 2016. PenzaNews. Более 30 соглашений о сотрудничестве подписано в ходе переговоров председателя КНР Си Цзиньпина (Xi Jinping) и президента РФ Владимира Путина (Vladimir Putin) по итогам официального визита российского лидера в Пекин, который состоялся 24–25 июня.
Фото: Kremlin.ru
По мнению обозревателей, встреча, совпавшая с 15-летием российско-китайского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, стала очередным этапом в реализации стратегических приоритетов России по развороту на Восток.
По словам Владимира Путина, пристальное внимание в ходе переговоров было уделено вопросам укрепления сотрудничества в экономической сфере.
«Перепады в мировой экономике, нестабильность на сырьевых рынках, на валютных рынках, конечно, не могли не сказаться и на наших двусторонних связях. Мы наблюдали определенное сокращение объема. Вместе с тем в прошлом году российско-китайский товарооборот составил 63,5 млрд. долларов, это самый высокий показатель для России в страновом измерении», — сказал он по итогам российско-китайских переговоров.
Президент РФ подчеркнул, что КНР является ведущим торговым партнером России.
«В этом году почти вдвое выросли продажи в Китай машин и оборудования из России. […] На 30% возросли и аграрные, продовольственные поставки на китайский рынок. В результате, как я уже сказал, у нас наметилась позитивная динамика. Для снижения зависимости от внешней конъюнктуры мы расширяем и использование национальных валют во взаиморасчетах. […] Мы делаем упор на наращивании промышленной кооперации, запуске общих проектов в области инфраструктуры, освоения ресурсов, развития сельского хозяйства. Совместная комиссия по инвестиционному сотрудничеству [...] отобрала 58 различных коммерческих инициатив общим объемом капиталовложений в 50 млрд. долларов; 12 проектов уже в стадии реализации», — отметил Владимир Путин.
Вместе с тем «локомотивом» деловых связей двух стран по-прежнему остается энергетика. Объемы поставок по российско-китайскому нефтепроводу увеличиваются, продолжается реализация проекта возведения Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего завода, строго по графику осуществляется строительство газопровода «Сила Сибири», который должен заработать в полную мощность в 2020 году.
Кроме того, особое внимание на встрече было уделено глобальной внешнеполитической проблематике. Владимир Путин подчеркнул, что Россия и Китай придерживаются на международной арене точек зрения, которые очень близки или практически совпадают.
«Мы будем и дальше тесно координировать шаги в многосторонних организациях, прежде всего в ООН, в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС», — сказал он.
Примечательно, что российский президент прибыл в Пекин из Ташкента, где проходил юбилейный саммит ШОС, приуроченный к 15-летию ее создания, в ходе которого организация расширила ряды, приняв в свой состав Индию и Пакистан.
Комментируя итоги поездок Владимира Путина в Узбекистан и Китай, эксперт Малазийского института стратегических и международных исследований, известный журналист Бунн Нагара (Bunn Nagara) отметил, что встречи способствовали развитию общих интересов и взаимопонимания между двумя странами.
«Саммит помог несколько сгладить исторические разногласия между Россией и Китаем, в том числе в сфере пограничных вопросов, а также улучшить личные отношения лидеров государств. Среди многочисленных результатов переговоров, как экономических, так и дипломатических, наиболее важными стали годовой контракт «Роснефти» на поставку 2 млн. тонн сырой нефти компании ChemChina, вхождение ChemChina на 40% в капитал Восточной нефтехимической компании (ВНХК) на Дальнем Востоке, договоренность о расширении взаимных расчетов в национальных валютах и обсуждение совместного проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».
На его взгляд, эти отношения очень важны, как и взаимодействие Москвы с другими азиатскими странами в контексте продолжения разворота РФ на Восток.
«Восточная Азия остается наиболее важным мировым регионом роста, поэтому экономические, дипломатические и стратегические отношения имеют особую значимость и влияние. При этом России важно развивать связи самостоятельно, напрямую с этими государствами и не полагаться на Китай как на посредника», — подчеркнул Бунн Нагара.
Он также добавил, что Россия не должна проецировать на себя проблемы Китая, в частности, в Южно-Китайском море.
«Эти территориальные споры являются не просто стратегическими разногласиями между КНР и Соединенными Штатами, поскольку напрямую вовлеченными в конфликт оказываются и другие государства региона. Если Россия действительно хочет улучшить отношения с этими странами, она не должна рассматриваться в качестве «врага» в таких спорах, принимая сторону Китая», — пояснил собеседник агентства.
При этом, по мнению аналитика Института Восток-Запад на Гавайях Денни Роя (Denny Roy), Россия и Китай не являются естественными союзниками.
«Это подтверждает история. В настоящее время обе страны имеют сильную взаимную заинтересованность в противодействии глобальной повестки дня Соединенных Штатов, а также в борьбе с терроризмом. Эти общие интересы подталкивают их к сотрудничеству», — отметил эксперт.
По его словам, ШОС является одним из многих проявлений взаимодействия Москвы и Пекина.
«На самом же деле Китай и Россия — две большие и амбициозные державы, оказавшиеся «прижатыми» друг к другу. Это неизбежно приводит к натянутости в отношениях, которая может увеличиться с дальнейшим экономическим ростом и укреплением авторитета КНР в регионе, где Россия также стремится усилить свое влияние. Обоюдная напряженность Китая и РФ, связанная с политикой Соединенных Штатов, искусственно поддерживает «псевдосоюз» Москвы и Пекина, чьи двусторонние отношения легко могут ухудшиться в будущем», — сказал Денни Рой.
Однако, по мнению российского политолога Павла Данилина (Pavel Danilin), двусторонние связи развиваются довольно стабильно, и в ближайшем будущем вряд ли что-то сможет их омрачить.
«Сотрудничество Москвы и Пекина ежегодно набирает обороты, увеличивается объем торговли между государствами. Несмотря на ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры для Российской Федерации, КНР активно вкладывается в Россию. Мы создаем совместные предприятия и занимаемся энергетикой. В ближайшую четверть века ничто не должно омрачить эти двусторонние взаимоотношения», — отметил эксперт.
Кроме того, по его словам, крайне успешно прошел саммит ШОС в Узбекистане.
«К шанхайской группе выразили желание присоединиться новые страны, в том числе Израиль. Содружество демонстрирует неплохой потенциал, результативность и эффективность. Это, конечно, не полноценный военный блок, но объединение, обеспечивающее совместную безопасность на границах, а также усиливающее разные форматы сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Большой Евразии», — сказал политолог.
В свою очередь директор Китайского института Лау в Королевском колледже Лондона, профессор китаеведения Керри Браун (Kerry Brown) выразил мнение, что саммит укрепил доверие между странами в многостороннем контексте.
«Саммит государств Шанхайской организации сотрудничества предоставил сторонам дополнительную основу для взаимодействия, открыв новые сферы потенциального взаимовыгодного сотрудничества», — отметил эксперт.
Вместе с тем, на его взгляд, отношения Москвы и Пекина носят прагматичный характер.
«Это сугубо практичные, прагматические связи, где сторонам предельно ясно, что им нужно друг от друга — инвестиции, торговля и гарантии безопасности. Но эти отношения лишены истинной теплоты и глубины», — сказал Керри Браун.
По его мнению, на данный момент в отношениях России и Китая наблюдается подъем.
«Он будет сохраняться до тех пор, пока каждая из сторон видит выгоду такого взаимодействия и ощущает определенный баланс. Тем не менее эти двусторонние связи имеют под собой очень шаткие исторические основы и характеризуются нестабильностью. Поэтому сейчас мы прикроем глаза на историю, иначе очень легко можно будет разглядеть проблемы, способные нарушить этот благоприятный баланс — от российской озабоченности военной мощью Пекина в азиатском регионе до опасения китайцев относительно интересов России в Центральной Азии», — добавил аналитик.
Между тем американский специалист по Азии, вице-президент Фонда Карнеги по научным вопросам Дуглас Паал (Douglas Paal) отметил, что Россия продолжает втягиваться в экономическую орбиту Китая, пока собственная экономика страны борется за динамику и реформы.
«Саммит ШОС вновь подтвердил тенденцию к расширению китайского и уменьшению российского влияния в регионе. Россия должна найти путь к восстановлению собственной экономики», — сказал эксперт.
По его словам, на данном этапе отношений Москва находится под сильным влиянием Пекина.
«Владимир Путин и Си Цзиньпин комфортно взаимодействуют друг с другом — российский лидер черпает силы у председателя КНР, который в свою очередь приобретает преимущество перед президентом РФ. Принимая во внимание неэффективное выстраивание отношений американского руководства с Россией, а также неловкое отсутствие у Вашингтона серьезной стратегии взаимодействия с Китаем, такое положение дел будет сохраняться, по крайней мере, на протяжении следующего года», — отметил Дуглас Паал.
В свою очередь эксперт по международной политике Института по изучению мировой экономики и политики Китайской академии общественных наук Сюй Цзинь (Xu Jin) выразил мнение, что двусторонние отношения Москвы и Пекина являются моделью для взаимодействия двух великих держав.
«Визит Владимира Путина в Китай является важным для обеих стран. Впервые принятая совместная декларация в нескольких пунктах критикует политику Соединенных Штатов, демонстрируя, что две страны публично выступают против некоторых действий США в сфере безопасности», — сказал аналитик.
Более того, он также указал на возможность дальнейшего укрепления и расширения взаимодействия России и КНР.
«Если следующий президент США продолжит вести недружественную политику в отношении России и изменять баланс в Восточной Азии, Пекин и Москва сделают свое сотрудничество еще более тесным, чем сегодня», — добавил Сюй Цзинь.
Научный сотрудник исторического факультета Пекинского университета Энрико Фарделла (Enrico Fardella) также отметил, что отношения России и Китая улучшаются, однако, на его взгляд, это в большей степени связано с необходимостью Москвы сбалансировать напряженность на западном направлении.
«Это может предоставить дополнительные рычаги Китаю в экономическом плане, в частности, для реализации китайской стратегии экономического развития «Один пояс — один путь» и прямых иностранных инвестиций КНР в ключевые стратегические отрасли российской экономики, а также поможет получить более широкий доступ к российским военным технологиям, которые могут быть полезны в Южно-Китайском море», — сказал эксперт.
При этом, по его словам, Китай не будет втянут в новый союз с Россией, а попытается извлечь выгоду из напряженности в отношениях РФ с Западом, чтобы укрепить свои партнерские связи с Москвой.
В свою очередь специалист по Китаю, старший научный сотрудник Норвежского института международных отношений Марк Лантень (Marc Lanteigne) напомнил, что российские власти во главе с Владимиром Путиным продвигают политику разворота на Восток при активном участии Китая уже более двух лет.
«Москва и Пекин имеют общую позицию по ряду международных вопросов, в частности, придерживаясь единого мнения относительно гражданской войны в Сирии и разделяя опасения по поводу американской интервенции на Ближнем Востоке. Вместе с тем фундаментальной основой двустороннего сотрудничества является экономическое взаимодействие. Россия остается основным рынком сырья и энергетики для развивающегося Китая и вместе со странами Центральной Азии играет важную роль в реализации инициативы по созданию экономического пояса «Шелковый путь». Существует также возможность дальнейших совместных проектов на Дальнем Востоке и в сибирских регионах, однако экономические отношения остаются однобокими, и пока неизвестно, сможет ли Москва, улучшив свое взаимодействие с Восточной Азией, компенсировать потери, спровоцированные заморозкой связей с Европой», — отметил аналитик.
По его словам, одной из главных целей визита Владимира Путина в КНР было углубление энергетических соглашений и дальнейшее обсуждение строительства газопроводов «Сила Сибири» и «Алтай».
«Хотя значительная часть переговоров была посвящена расширению сотрудничества в области безопасности, в настоящее время Пекин в большей степени сосредоточен на решении проблемы замедления собственного экономического роста и пересмотре внутренней экономической структуры, а также обеспокоен проблемами в Южно-Китайском море», — сказал Марк Лантень.
При этом, по его мнению, несмотря на противоречия с Соединенными Штатами, КНР не может позволить себе испортить экономические отношения с США или Европой.
«Китай и Россия продолжат развивать более тесное экономическое партнерство в восточных регионах РФ, но с точки зрения всесторонней экономики — за пределами ресурсов — государства остаются отдаленными друг от друга. Многое будет зависеть от того, насколько быстро будут реализованы проекты экономического пояса «Шелковый путь» и улучшатся ли российские отношения с Западом в ближайшие годы», — заключил эксперт.