04:37:54 Среда, 6 ноября
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Разрешение конфликта в Сирии возможно только при условии более тесного взаимодействия РФ и США

11:15 | 12.05.2016 | Аналитика

Печать

12 мая 2016. PenzaNews. Слаженная работа Воздушно-космических сил (ВКС) России в Сирии позволила достичь коренного перелома в борьбе с боевиками «Исламского государства» (ИГ, в арабском варианте — ДАИШ; группировка запрещена в РФ). Об этом заявил президент страны Владимир Путин (Vladimir Putin) на совещании с военачальниками и руководством оборонно-промышленного комплекса в Сочи 10 мая.

Концерт симфонического оркестра академического Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Пальмире

Фото: Kremlin.ru

«Самолетами дальней бомбардировочной авиации совершено 178 боевых вылетов, удары с воздуха и с моря по группировкам и инфраструктуре террористических организаций ИГ и «Джебхат ан-Нусра» были точными, мощными и эффективными, и именно это и позволило достичь коренного перелома в борьбе с боевиками», ― подчеркнул глава государства.

Он также отметил, что при поддержке российской авиации войска Сирии освободили от террористов более 500 населенных пунктов, среди которых «жемчужина мировой культуры и цивилизации ― Пальмира».

Владимир Путин выразил надежду, что механизм урегулирования сирийского конфликта, выработанный совместно с партнерами России, в том числе с американской стороной, приведет к конструктивным и кардинальным изменениям в стране.

Ситуация в Сирии остается сложной, однако режим прекращения огня, введенный при посредничестве Москвы и Вашингтона, в целом соблюдается, хотя террористы по-прежнему продолжают провокационные обстрелы, направленные на срыв перемирия.

«Мы считаем, что наши совместные усилия позволили значительно снизить уровень насилия в районе Северной Латакии и Восточной Гуты. Вместе с тем мы также признаем трудности, связанные с соблюдением режима прекращения боевых действий в нескольких районах страны, особенно в недавнее время, а также сохраняющиеся проблемы в обеспечении гуманитарного доступа в осажденные районы», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте министерства иностранных дел России.

Между тем, по словам начальника российского Центра по примирению враждующих сторон на территории Сирии генерал-лейтенанта Сергея Кураленко (Sergei Kuralenko), режим тишины в Алеппо позволил добиться заметного снижения напряженности и уменьшения общего количества нарушений прекращения огня.

По имеющимся официальным сведениям, количество населенных пунктов, присоединившихся к режиму прекращения огня в стране, увеличилось за сутки до 99.

«В течение суток заключено соглашение о примирении с представителями двух населенных пунктов в провинциях Хомс и Хама. В провинции Хама заключено соглашение о прекращении боевых действий с полевым командиром вооруженного формирования. Количество вооруженных формирований, заявивших о своей приверженности принятию и выполнению условий прекращения боевых действий, увеличилось до 53», ― сообщается в информационном бюллетене на сайте Минобороны России.

Комментируя ситуацию в регионе, депутат парламента Люксембурга от Альтернативной демократической реформистской партии (ADR) Фернанд Картайзер (Fernand Kartheiser) назвал сирийский конфликт чрезвычайно сложным.

«Тот факт, что Россия и Запад в некоторой степени сотрудничают в Сирии, является наиболее положительным моментом в развитии ситуации. Это доказывает, что Москва может стать ценным партнером Запада в борьбе с терроризмом. Кроме того, это взаимодействие в целом должно способствовать улучшению отношений между РФ и западными странами», ― сказал политик в интервью ИА «PenzaNews».

По его словам, урегулирование ситуации должно происходить при условии обеспечения безопасности и благополучия всех этнических или религиозных групп и меньшинств, проживающих на территории государства.

«Потенциальный способ разрешения конфликта должен учитывать сложившуюся обстановку в стране и не может исключать возможность дальнейшего нахождения у власти правительства Башара Асада (Bashar Assad). Тем не менее, принимая во внимание ситуацию с правами человека в Сирии, в среднесрочной перспективе его смещение могло бы стать наиболее желательным», ― добавил Фернанд Картайзер.

Он также подчеркнул необходимость обратить более пристальное внимание на роль Турции в регионе.

«Необходимо прояснить ситуацию вокруг предполагаемых связей Анкары с некоторыми радикальными группировками в Сирии и Ираке», ― отметил собеседник агентства.

Между тем, по его словам, стабилизация ситуации, достигнутая в результате переговоров и последующего перемирия сторон, должна будет способствовать скорейшему возвращению беженцев на родину.

«Европейские и другие страны могли бы внести свой вклад в обеспечение безопасности в Сирии и создать необходимые условия для экономического развития страны. В долгосрочной перспективе мирная Сирия могла бы стать значимым партнером и для России, и для стран Запада, например, в контексте энергетики и поставок сырья», ― сказал депутат парламента Люксембурга.

При этом он положительно оценил роль Москвы в урегулировании сирийского конфликта.

«В целом успешное военное вмешательство России показало, что страна претендует на большую роль в международных делах и имеет для этого все необходимые средства и основания. Культурная дипломатия также не теряет своей актуальности ― концерт в Пальмире стал мощным символом, подтверждающим этот факт», ― добавил Фернанд Картайзер.

В свою очередь старший научный сотрудник Института Брукингса, обозреватель журнала The National Interest Майкл О’Хэнлон (Michael O’Hanlon) заявил, что не испытывает оптимизма относительно продвижения мирного процесса в Сирии.

«Конфликт в Алеппо представляется мне противостоянием между двумя наиболее сильными сторонами ― Башаром Асадом и боевиками «Джебхат ан-Нусры», тогда как жители города являются его потенциальными жертвами», ― отметил эксперт.

При этом, по его мнению, единственно возможным способом решения проблемы является создание в Сирии конфедеративного государства.

«На мой взгляд, западные державы должны гораздо более напористо поддерживать умеренную сирийскую оппозицию, чтобы обеспечить мирное урегулирование с дальнейшим образованием конфедеративной модели в стране, где Башар Асад, вероятно, останется во главе алавитского и христианского сектора, где будет создана курдская автономия на северо-востоке, а также один, два или три сектора, управляемые суннитами при условии соблюдения прав меньшинств», ― пояснил свою позицию аналитик.

По его словам, тогда в государстве появится новое децентрализованное управление, которое со временем может укрепиться при желании автономных областей.

«Эти преобразования должны проходить под контролем и при поддержке международных сил, обеспечивающих выполнение соглашений по установлению мира и включающих как Россию, так и Соединенные Штаты. На мой взгляд, это единственный возможный путь урегулирования», ― добавил Майкл О’Хэнлон.

Тем временем аналитик Центра политических исследований в Анкаре (Ankara Policy Center) Орхан Гафарлы (Orkhan Gafarli) высказал мысль, что Соединенные Штаты и Россия не учитывают интересы других региональных держав по сирийскому вопросу.

«Москва и Вашингтон должны подключить к диалогу все заинтересованные страны и принимать во внимание их мнение. Роль Турции, Ирана и Саудовской Аравии очень важна для урегулирования этого конфликта. Поскольку позиция этих государств не учитывается, я не думаю, что достигнутое перемирие будет долгим», ― отметил турецкий эксперт.

По его словам, особые сложности возникают из-за недостатка взаимодействия Москвы и Анкары.

«Серьезные разногласия в отношениях Турции и России, а также полное отсутствие сотрудничества этих стран по проблеме в Сирии очень негативно влияет на весь процесс», ― подчеркнул Орхан Гафарлы.

«При этом между Турцией и Ираном, несмотря на то, что у них тоже очень сложные отношения, есть диалог, есть координация, ведутся переговоры на уровне министров иностранных дел. Нельзя сказать, что все получается, однако по каким-то пунктам у сторон есть согласие, в частности, это касается курдского вопроса. США и Саудовская Аравия также ведут переговоры с Турцией, обсуждают некоторые детали. Основная проблема заключается в отсутствии какого-либо взаимодействия между Турцией и режимом Башара Асада, а также Турцией и Россией», ― добавил аналитик.

Вместе с тем заведующий отделом Ближнего Востока немецкого Общества защиты угнетенных народов Камаль Сидо (Kamal Sido) придерживается противоположного мнения.

«Россия и США должны объединить свои усилия в регионе, чтобы минимизировать влияние Турции, Саудовской Аравии, Катара и Ирана в Сирии. Анкара, так или иначе, поддерживает исламских боевиков, поэтому необходимо ограничить ее влияние на Дамаск. Чем теснее будет сотрудничество Москвы и Вашингтона, тем лучше», ― сказал немецкий эксперт.

При этом, по его словам, ситуация в стране продолжает оставаться очень сложной.

«Недавно я был на северо-востоке Сирии в провинции Эль-Хасака. Этот регион находится под контролем курдского народного ополчения. Самая большая опасность там исходит с двух направлений ― со стороны турецкого правительства, чья артиллерия часто бьет по позициям курдов, а также со стороны ИГ ― террористы подрывают заминированные машины в населенных пунктах, что приводит к многочисленным жертвам среди мирных граждан. Есть и другие проблемы, связанные с недостатком воды, продовольствия, лекарств, отсутствием электроснабжения в регионе», ― пояснил аналитик.

Он также добавил, что не предвидит разрешения конфликта в ближайшей перспективе, поскольку РФ и США пока не готовы к более плотному взаимодействию по сирийскому вопросу.

«При этом, если руководство этих стран сможет договориться, конфликт может быть разрешен очень быстро. Соединенные Штаты находятся в более трудном положении, поскольку их союзники в регионе ― Турция, Саудовская Аравия, Катар ― создают дополнительные сложности», ― отметил Камаль Сидо.

По его словам, все сирийские граждане хотят, чтобы ИГ и другие исламские боевики были разгромлены как можно скорее.

«Курды в своем большинстве не поддерживают власть нынешнего президента, однако также не хотят допустить прихода к власти протурецких, проэрдоганских элементов, поскольку те будут проводить еще более жесткую политику в отношении национальных меньшинств в стране», ― сказал эксперт.

«Башар Асад не может бесконечно оставаться у власти, необходимо задумываться о какой-то альтернативе. На мой взгляд, такой альтернативой должно стать демократическое федеративное государство, где соблюдались бы права всех религиозных и национальных меньшинств, а курды могли бы иметь свою автономию», ― добавил он.

В свою очередь депутат Европарламента от Кипра, член комитета по иностранным делам Димитрис Пападакис (Demetris Papadakis) высказал убежденность в том, что ситуация в Сирии на сегодняшний день существенно улучшилась.

«Тем не менее, она еще не достигла желаемого уровня, когда на территории всей страны восстановился бы мир и порядок, позволив Сирии вернуться в нормальное русло. Многое еще предстоит сделать. Прежде всего следует прекратить внешнее вмешательство, которое усиливает напряженность и столкновения в Сирии. Перемирие должно быть восстановлено путем диалога, способствуя тем самым достижению конечной цели ― установлению прочного мира в Сирии», ― отметил политик.

При этом, по его словам, вмешательство России оказало положительное влияние на процесс урегулирования ситуации в регионе.

«За все время пятилетнего конфликта в стране все остальные государства оставались безучастными и были неспособны к решительным действиям, которые могли бы изменить ситуацию», ― подчеркнул Димитрис Пападакис.

Кроме того, европейский политик высоко оценил роль Москвы в освобождении Пальмиры.

«Я считаю, что без участия России обстановка была бы значительно хуже, а силы ИГ могли бы взять под контроль всю территорию Сирии и некоторых других стран. Освобождение Пальмиры стало наиболее значимым вкладом в разрешение ситуации и задало верное направление в урегулирование конфликта. Однако необходимо подчеркнуть, что Россия должна будет сыграть особую роль и потом ― это касается установления верховенства права и демократии в стране, а также поиска наиболее оптимального решения урегулирования, которое было бы в интересах большинства сирийцев», ― уточнил евродепутат.

По его мнению, прекращение боевых действий может быть обеспечено только тогда, когда стороны сядут за стол переговоров.

«Конфликт в Сирии проверяет на прочность способность мирового сообщества к решению международных проблем и выходу из кризиса. Действия крупных держав только в своих собственных интересах приводят к созданию еще больших проблем. При этом, если все региональные игроки и крупные мировые державы объединятся, это будет способствовать разрешению ситуации, и в дальнейшем может превратить регион в зону мира и стабильности», ― подвел итог политик.

Режим прекращения огня в Сирии вступил в силу 27 февраля 2016 года в полночь по дамасскому времени.

Перемирие не распространяется на запрещенные в РФ и ряде других стран организации «Исламское государство», «Джебхат ан-Нусра» (сирийское подразделение «Аль-Каиды») и другие формирования, признанные Советом безопасности ООН террористическими.

Актуальное