Китаю предстоит решить сложные задачи на пути к новой экономической модели — аналитики
Печать
12 марта 2016. PenzaNews. Международные обозреватели продолжают пристально следить за ходом ежегодной сессии высшего законодательного органа КНР ― Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), по итогам которой будет принят план экономического и социального развития государства на 2016−2020 годы.
Фото: Wikipedia.org
По данным доклада правительства, целевой показатель роста экономики страны в 2016 году составит 6,5−7%.
«Устанавливая планку на отметке 6,5−7%, мы учитывали необходимость построения общества среднего достатка и необходимость дальнейшего проведения структурных реформ. Кроме того, такие темпы роста помогут управлять ожиданиями рынка и поддерживать его стабильность», ― отметил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян (Li Keqiang).
При этом, по его словам, анализ всех факторов показывает, что «экономика Китая столкнется с еще большими и более сложными проблемами и вызовами», среди которых — слабые темпы роста торговли, резкие колебания на финансовом рынке, увеличивающиеся геополитические риски, а также ряд внутриполитических проблем, связанных со структурными реформами и растущим давлением на экономику страны.
Вместе с тем китайский премьер подчеркнул, что непреодолимых трудностей для государства не существует.
Согласно представленному плану, КНР будет поддерживать стабильную макроэкономическую политику, проводить более проактивную фискальную и сдержанную монетарную политику. Правительство продолжит углублять реформу финансового сектора, повышать эффективность инвестиций, создавать новые механизмы для контроля рисков, сокращать избыточные производственные мощности, проводить реформу госкорпораций.
Как ожидается, особое внимание будет уделяться экологическим вопросам. На рассмотрение вынесен план законопроекта о дополнительном налогообложении для предприятий, загрязняющих окружающую среду, целью которого является сокращение выбросов в атмосферу.
Кроме того, министр охраны окружающей среды КНР Чэнь Цзинин (Chen Jining) указал на необходимость наращивания объемов использования экологически чистого и высокоэффективного угля, сокращения потребления традиционного необработанного угля и стимулирования перехода от угля к газу и электричеству.
Комментируя предварительные итоги главного внутриэкономического события в Китае, президент Латиноамериканского центра экономических и политических исследований КНР Франсиско Кафиеро (Francisco Cafiero) напомнил, что в 2015 году рост ВВП в стране составил 6,9% и стал самым низким показателем с 1990-х годов.
«Однако все же экономика Китая растет в три раза быстрее экономики США и в четыре раза опережает Европу. Двузначное значение темпов экономического роста КНР в предыдущие годы, прежде всего, объясняется значительным объемом иностранных инвестиций и увеличением экспорта», ― сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».
Вместе с тем, по его словам, международный финансовый кризис 2008 года значительно снизил уровень притока иностранного капитала и отрицательно сказался на доходах от реализации товаров за рубежом.
«Для того чтобы выйти из сложившейся ситуации, руководство страны приняло решение об изменении экономической политики государства и ее переориентации на внутренний рынок», ― пояснил Франсиско Кафиеро.
Он также добавил, что к 2020 году китайское правительство планирует существенно увеличить общий ВВП и ВВП на душу населения, чтобы вновь достичь показателей 2010 года.
«Для этого ежегодные параметры прироста должны находиться на уровне около 6,5%, что довольно затруднительно из-за низких темпов роста мировой экономики. Между тем Китай является самым крупным держателем валютных резервов в мире и может ввести в экономику дополнительные денежные потоки для достижения вышеупомянутых целей», ― уточнил аргентинский аналитик.
Кроме того, он отметил, что КНР открывает новые рынки, создает зоны свободной торговли в Шанхае, городе Тяньцзинь, провинциях Гуандун и Фуцзянь, а также в Пекине, привлекая иностранных инвесторов в сферу услуг.
«Китай является двигателем мировой экономики, поэтому способен поддерживать высокие темпы роста, а также играет ключевую роль для показателей в других странах», ― подчеркнул Франсиско Кафиеро.
В свою очередь профессор финансов в Институте управления Гуанхуа при Пекинском университете, один из ведущих экспертов по экономике Китая Майкл Петтис (Michael Pettis) напомнил, что каждой стране, прошедшей долгий путь интенсивного экономического роста, обусловленного большим объемом инвестиций, затем всегда приходилось сталкиваться с трудным периодом корректировок, в течение которого она боролась с растущим долгом.
«Ситуация в Китае еще раз доказывает справедливость этого утверждения. В соответствии с обещанием Вэнь Цзябао (Wen Jiabao), сделанным им на посту премьера Госсовета КНР, Пекин должен был начать перераспределение в экономике в 2007 году. Однако преодолеть сопротивление кругов, имеющих корыстные интересы, на деле оказалось политически трудно, и дисбаланс продолжил усиливаться вплоть до 2011−2012 годов», ― сказал аналитик.
По его словам, под руководством Си Цзиньпина (Xi Jinping) Китай начал медленно восстанавливать равновесие в экономике, однако сделать предстоит еще очень многое.
«Исторические прецеденты свидетельствуют о том, что страны, способные реализовать важные реформы, которые так необходимы КНР, являются либо демократиями, которые, как правило, очень хорошо адаптируются, либо централизованными автократиями, где легко можно преодолеть сопротивление реформам со стороны элит. Поэтому я считаю очень значимыми предпринятые китайским лидером шаги по централизации власти. Си Цзиньпин продолжает консолидировать силы, и в течение 2016−2017 годов при условии его успешной работы Пекин сможет агрессивно начать осуществление реформ, предложенных в ходе третьего пленума ЦК КПК в 2013 году», ― отметил профессор.
Заострив внимание на попытках Пекина получить контроль над уровнем долга, эксперт предположил, что темпы роста ВВП страны продолжат падать.
«В этом случае ВВП будет быстро снижаться на 1% и более в год в течение нескольких следующих лет. Если же показатели временно застынут на нынешнем уровне, это приведет к быстрому увеличению долга, который растет в 2−3 раза быстрее, чем ВВП», ― добавил Майкл Петтис.
По его мнению, наиболее вероятным вариантом развития событий станет последовательное ежегодное замедление китайской экономики, что может положительно отразиться на ситуации в мире и, в частности, на производителях в развивающихся странах.
«Если же снижение роста будет устойчивым или беспорядочным, я предполагаю, что цены на товары добывающих отраслей промышленности, включая ценные бумаги промышленных предприятий и металлы, будут оставаться на низком уровне и, возможно, продолжат падение. В целом пока в США, Китае и большинстве других стран существует проблема неравномерного распределения доходов, мировой спрос будет оставаться слабым», ― сказал аналитик, добавив при этом, что не ожидает кризиса в экономике КНР.
Между тем американский специалист по Азии, вице-президент Фонда Карнеги по научным вопросам Дуглас Паал (Douglas Paal) отметил, что Китай находится на начальном этапе трудного перехода от инвестиционно-ориентированной экономики к экономике, ориентированной на потребление.
«Это будет иметь значительные последствия для решения проблем, связанных с избытком инвестиций и, как следствие, избытком производственных мощностей, включая безработицу, субсидии и переподготовку кадров», ― пояснил эксперт.
Он также напомнил, что Китай обременен долгом посткризисного периода стимулирования роста.
«Решение этого вопроса тоже приведет к замедлению. Более низкие цены на сырьевые товары тем не менее помогают Китаю поддерживать положительное сальдо торгового баланса, что предоставляет государству возможность справляться с этими и другими нагрузками», ― уточнил аналитик.
Комментируя основное направление внутриполитического курса страны, он особо подчеркнул, что превращение государственных предприятий в по-настоящему конкурентоспособные и ликвидация избыточной производственной мощности ― две стороны одной медали.
«Корыстные интересы крупных корпораций политически усложняют задачу. Не менее важно и то, что Китай меняет критерии оценки работы должностных лиц государства на базовом уровне и переходит от премирования за стремительный рост и быстрый заработок к поощрению природоохранной деятельности, сдержанного роста и более стабильной фискальной практики. Это в корне меняет политику управления на местном уровне», ― сказал вице-президент Фонда Карнеги.
На его взгляд, в государственной системе страны присутствует огромное пассивное сопротивление необходимым реформам.
«КНР будет в значительной мере способствовать росту мировой экономики, однако это не сравнится с масштабами предыдущих 10 лет. Корпорации, которые полагаются на быстрый рост китайской экономики, в частности, иностранные автопроизводители, должны будут придержать свои амбиции», ― добавил Дуглас Паал.
В свою очередь директор Китайского института Лау в Королевском колледже Лондона, профессор китаеведения Керри Браун (Kerry Brown) высказал мнение, что на данный момент экономическая ситуация в Китае полна неопределенности.
«Темпы роста падают быстрее, чем ожидалось. Шанхайская фондовая биржа крайне неустойчива. Индекс доверия в деловых кругах внутри страны, а также по отношению к КНР пошатнулся: его значение находится на самом низком уровне за последнее десятилетие. Создается впечатление, что правительство зашло в тупик, желая, с одной стороны, предоставить решение всех вопросов рынку, а с другой — продолжая вмешиваться», ― пояснил свою позицию эксперт.
По его мнению, основным направлением политики страны на ближайшие пять лет станет поддержка сферы услуг, имеющей значительную долю в ВВП, повышение уровня внутреннего потребления, а также реализация плана по решению экологических проблем.
«Однако Китай все еще находится на переходном этапе, поэтому не сможет полностью отказаться от роста промышленного производства, ориентированного на экспорт», ― подчеркнул аналитик.
По его словам, в ближайшие годы Пекин будет стремиться перейти к экономической модели, основанной на развитии производства с высокой добавленной стоимостью.
«Вместо того чтобы оставаться мировым производителем, страна хочет стать новым поставщиком услуг и потребителем. Китаю необходимо создать надежный внутренний финансовый сектор для представителей возникающего ― крайне важного для страны ― среднего класса. Однако это довольно сложная задача, реализовать которую будет очень непросто, учитывая масштабы работы, сжатые сроки, отсутствие эффективного правового регулирования и политическую модель государства», ― подвел итог Керри Браун.