Первое зарубежное турне американского лидера подтвердило приоритет ближневосточного курса
Печать
2 июня 2017. PenzaNews. Президент США Дональд Трамп (Donald Trump) завершил свою первую зарубежную поездку в статусе главы государства, которая включала в себя визит в Саудовскую Аравию, Израиль, Палестинскую автономию, Бельгию, где он встретился с лидерами стран-членов НАТО, а также Италию — там прошел двухдневный саммит «Большой семерки» (G7).
Фото: Shealah Craighead, Flickr.com/whitehouse
«В Саудовской Аравии и Израиле, на саммите НАТО и «Большой семерки» — в ходе этой исторической поездки мы добились огромных успехов для повышения безопасности и процветания Соединенных Штатов, наших друзей и наших союзников. И мы подготовили почву для новой эры сотрудничества между народами мира, чтобы победить общего врага — терроризм», — сказал Дональд Трамп, выступая перед американскими военнослужащими на военной базе НАТО в итальянской Сигонелле на Сицилии.
Кроме того, по итогам поездки американский президент в очередной раз напомнил, что выступает за повышение военных расходов всех членов НАТО, которые не соблюдают установленный соглашениями альянса уровень в 2% от ВВП.
При этом, по мнению обозревателей, наиболее значимым результатом зарубежного турне Дональда Трампа стало подписание пакета соглашений в Эр-Рияде на общую сумму 380 млрд. долларов. В частности, стороны договорились о закупке Саудовской Аравией американского вооружения на более чем 100 млрд. долларов — вертолетов Black Hawk, танков, артиллерийских установок, бронетехники, кораблей береговой обороны, противоракетных комплексов Patriot и THAAD.
Комментируя итоги рабочей поездки американского президента, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Евгения Войко (Evgeniya Voyko) отметила, что выбор направления для первого зарубежного визита Дональда Трампа оказался вполне объяснимым.
«Ближний Восток остается приоритетным направлением внешней политики для администрации Соединенных Штатов. США демонстрируют стремление контролировать ситуацию, прежде всего, на рынке поставок вооружений, а также подчеркивают значимость Саудовской Аравии для Вашингтона. Израиль, имеющий с американцами тесные политические, экономические и культурные связи, также является важным партнером США в регионе. Своим первым визитом Дональд Трамп закрепляет круг своих ключевых союзников в мире, подчеркивает свою сферу влияния на Ближнем Востоке и демонстрирует, что каких-либо серьезных корректировок на этом направлении от США ждать не стоит», — сказала она в интервью ИА «PenzaNews».
Между тем, по ее словам, с первых дней президентства в отношении Дональда Трампа ведется определенная информационная кампания.
«Она направлена на выявление его негативных, в том числе человеческих, проявлений, чтобы увести на второй план вопросы политики и серьезных экономических контактов. На уровне мировых СМИ, включая американские, есть попытка дезавуировать значимость нового президента, показав, что это, скорее, не политик топ-уровня, а бизнесмен, не умеющий управлять страной и совершающий некие действия, которые «приличный» президент не должен себе позволять», — пояснила аналитик.
Тем не менее, на ее взгляд, высокий уровень встреч и заключенные контракты не позволяют назвать ближневосточный визит американского лидера неудавшимся.
«Что касается уровня отношений по линии США – НАТО, на повестке остро стоит финансирование Североатлантического альянса — проблема, с которой не мог справиться Барак Обама (Barack Obama). Тема связей Соединенных Штатов с ЕС также является достаточно значимой для внешней политики США, однако американский лидер не очень обеспокоен этим вопросом, в отличие от предыдущего президента, который активно лоббировал Трансатлантическое партнерство. Сейчас это ушло на второй план и не является ключевой темой для американской администрации», — отметила Евгения Войко.
Анализируя потенциальную угрозу, которую может представлять многомиллиардное соглашение на поставку американских вооружений в Саудовскую Аравию, норвежский политик, издатель, писатель, независимый предприниматель в области культуры и информационных технологий Пол Стейган (Pal Steigan) подчеркнул, что саудиты являются «главным спонсором джихадизма в мире».
«Будучи кандидатом, Дональд Трамп очень критично относился к влиянию Эр-Рияда на США, однако с тех пор эта критика растворилась. Теперь он «сделал реверанс» перед «королем террора» и получил свою почетную медаль [Дональд Трамп был награжден высшим орденом страны — наградой имени основателя правящей династии короля Абдель Азиза], заключив сделку более чем на 100 млрд. долларов. Саудовская Аравия является крупнейшим импортером оружия в мире, ее «оборонный» бюджет затмевает даже Россию. В то же время это очень неустойчивая диктатура, «экспортирующая» терроризм. Саудиты не ведут боевые действия сами, они платят наемникам и используют американское, немецкое и даже норвежское оружие. Потери солдат, таким образом, не влияют на общественное мнение в стране, и военные подстрекатели могут беспрепятственно продолжать свою деятельность», — пояснил свое видение ситуации эксперт.
Читайте также
Урегулирование ситуации вокруг ДРСМД возможно в условиях открытого диалога России и США
Он также напомнил, что Израиль выступает еще одним ключевым партнером Соединенных Штатов на Ближнем Востоке.
«За последние годы наблюдалось формирование де-факто саудовско-израильского союза, в частности, в борьбе с Ливией, Сирией и Ираном. И саудиты, и израильтяне заинтересованы в военном противостоянии — читай: войне с Ираном — и они хотят вовлечь в него США», — добавил Пол Стейган.
Между тем эксперт Школы экономики и бизнеса Витватерсрандского университета Тинаше Чучу (Tinashe Chuchu) согласился с мнением о том, что государства для первого зарубежного визита были выбраны неслучайно.
«В частности, Дональд Трамп хотел продемонстрировать неизменную приверженность Соединенных Штатов поддержке Израиля. Поездка на Западный берег [реки Иордан] также была очень значимой, так как на протяжении десятилетий этот регион состоял в конфликте с администрацией США после попытки американских властей повлиять на заключение мирного соглашения об урегулировании конфликта», — сказал эксперт, напомнив, что Дональд Трамп заявлял о намерении принести мир в этот регион сразу после вступления в должность президента США.
При этом об эффективности состоявшихся встреч, на его взгляд, можно будет судить только в долгосрочной перспективе.
«Дональд Трамп смягчил некоторые из своих внешнеполитических суждений, а также изменил подход к решению ряда вопросов. В частности, поменялись его взгляды на отношения с папой римским Франциском, а также мнение относительно Североатлантического альянса», — добавил аналитик.
По его словам, американский президент дал иностранным лидерам возможность взглянуть на себя с другой стороны.
«Среди наиболее значимых заявлений можно выделить месседж Дональда Трампа о том, что ислам и Соединенные Штаты не находятся в состоянии войны, а риторика его предвыборной кампании, наполненная антиисламскими настроениями, давно исчезла. Другое ключевое послание состояло в том, что он в некоторой степени подтвердил свою приверженность НАТО», — отметил Тинаше Чучу.
Комментируя подписание пакета соглашений с Саудовской Аравии, он напомнил, что за прошедшие годы лидеры обеих стран смогли выстроить довольно продуктивные отношения на официальном уровне.
«Тем не менее крупная сделка по продаже оружия может нести потенциальный риск для стабильности региона. Угроза может исходить от действующих на территории страны групп, которые формально не связаны с саудовским правительством, однако могут получить доступ к этим вооружениям», — предположил аналитик.
По его словам, ожидаемый вектор внешней политики американского правительства заключается в принятии на себя более покровительственной роли.
«При этом страна может не так строго соблюдать некоторые из международных договоренностей и, очевидно, выйдет из соглашений о свободной торговле, таких как Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Дональд Трамп стремится сохранить рабочие места внутри страны, полагая, что число предприятий, принадлежащих США и находящихся за рубежом, должно быть сокращено. В Южной Африке существует риск закрытия предприятий по производству автомобилей, например, Ford Motors, что может негативно сказаться на 800 южноафриканских рабочих. Страна потеряет по меньшей мере 100 млн. долларов. Более того, Дональд Трамп потенциально может пересмотреть закон об обеспечении роста и расширении возможностей в Африке (AGOA), предусматривающий свободную торговлю между США и, в частности, ЮАР. Ужесточение условий соглашения негативно скажется на экономике Южно-Африканской республики», — добавил эксперт.
В свою очередь профессор антропологии и международных отношений в американском Университете Джорджа Вашингтона Хью Густерсон (Hugh Gusterson) отметил, что в своей первой зарубежной поездке президент США ставил перед собой ряд конкретных задач.
«Одна из целей заключалась в подписании крупной сделки по поставкам оружия с Саудовской Аравией. Посещая эту страну, Дональд Трамп также стремился показать, что не враждебен по отношению ко всем мусульманам. Если ему это удалось, то только ценой демонстрации безразличия к нарушениям прав человека в этой стране. Он также хотел продемонстрировать своим европейским союзникам, что раздражен их малыми затратами на оборону и слишком большим экспортом в Соединенные Штаты, однако очень четко изложил эту позицию и тем самым навредил альянсу. Кроме того, он ставил перед собой задачу убедить своих критиков в том, что он настоящий государственный деятель. В этом вопросе президент США потерпел неудачу», — уточнил представитель университета.
Так, по наблюдениям эксперта, в инциденте с лидером Черногории Дональд Трамп выглядел «грубым крестьянином», нередко казался растерянным, а также демонстрировал собственное невежество и изолированность.
«После «прочтения лекций» немецкому канцлеру многие европейцы прозвали Дональда Трампа «невоспитанным болваном». Как ясно из речи Ангелы Меркель (Angela Merkel) по итогам визита президента США в Европу, он, возможно, нанес вред западному альянсу», — добавил Хью Густерсон.
По его словам, предсказать дальнейшие шаги американского лидера во внешнеполитической сфере довольно сложно.
«Он управляет Белым домом так же, как и своим бизнесом — на принципах непредсказуемости, хаоса и фракционного конфликта. Этому человеку наверху предоставлена полная власть, за ним все решения. Однако этот хаос затрудняет выдвижение каких-либо предположений относительно возможного политического курса страны. Все может зависеть от того, кто из его советников и членов кабинета министров сохранит свое влияние», — заключил аналитик.