Для соглашения по Brexit осталось решить лишь несколько вопросов, но все они непростые
Печать
16 октября 2018. PenzaNews. Великобритания и Европейский союз смогут достичь договоренности об условиях выхода Соединенного Королевства из ЕС. Такое мнение высказал глава британского МИД Джереми Хант (Jeremy Hunt) на заседании совета министров иностранных дел стран Евросоюза в Люксембурге 15 октября.
Фото: Consilium.europa.eu
«Был достигнут огромный прогресс. Остаются один или два очень сложных вопроса. Я думаю, мы сможем достигнуть этого [договоренности]. Сделаем ли мы это на текущей неделе или нет — кто знает», — сказал он по прибытии на мероприятие.
Между тем глава МИД Испании Жозеп Боррель (Josep Borrell) усомнился в том, что стороны смогут прийти к согласию до конца недели.
«Три-четыре дня назад думали, что соглашение возможно на этой неделе. Сейчас похоже, что на этой неделе оно невозможно. Но эта неделя не конец срока, у нас еще есть полмесяца. Мы продолжим переговоры. Мне сложно поверить, что мы не придем к соглашению», — отметил он перед началом встречи глав МИД Евросоюза.
В свою очередь главный переговорщик от ЕС по Brexit Мишель Барнье (Michel Barnier) накануне заседания заявил, что наиболее важные вопросы, включая ирландскую границу, пока остаются нерешенными.
«Сегодня мы встречались с [министром Великобритании по вопросам Brexit] Домиником Раабом (Dominic Raab) и командой переговорщиков Соединенного Королевства. Несмотря на интенсивные усилия, некоторые ключевые вопросы по-прежнему открыты», — написал он в микроблоге «Твиттер» 14 октября.
Анализируя непростую ситуацию вокруг обсуждения условий выхода Великобритании из ЕС, профессор социальной политики в университете Кента Питер Тейлор-Губи (Peter Taylor-Gooby) подчеркнул, что процесс продвигается крайне медленно.
«Подготовка к выходу Великобритании из Евросоюза все еще находится на ранней стадии, а основные проблемы остаются нерешенными. Среди ключевых вопросов, по которым стороны не находят взаимопонимания — граница с Северной Ирландией, свобода передвижения граждан и финансовая индустрия», — сказал аналитик в интервью ИА «PenzaNews».
На его взгляд, на предстоящем саммите Европейского совета стороны не смогут договориться о будущей модели сотрудничества в области экономики и безопасности.
«Вопрос иммиграции будет основной нерешенной проблемой ЕС, чтобы ни происходило вокруг темы Brexit», — пояснил Питер Тейлор-Губи.
При этом крайний срок для достижения соглашения, по его мнению, еще не определен.
«Официально это конец октября, но срок может быть продлен. Кроме того, решение проблем могут отложить на период после выхода Соединенного Королевства из ЕС путем заключения временных сделок», — уточнил эксперт, назвав Brexit катастрофой для Великобритании.
Тем временем научный сотрудник Европейской программы британского Королевского института международных отношений (Chatham House) Джорджина Райт (Georgina Wright) напомнила слова Мишеля Барнье, отметившего в своем последнем выступлении, что Брюссель и Лондон пришли к согласию по более чем 80% условий выхода Великобритании из ЕС.
«Вместе с тем есть еще один большой камень преткновения: ирландская граница. Пока неясно, как они будут решать свои разногласия. Заключение соглашения до встречи лидеров ЕС на следующей неделе представляется маловероятным», — сказала аналитик.
По ее словам, дискуссии о будущем партнерстве в области экономики и безопасности в Великобритании и Евросоюзе только начались.
«При этом ЕС неохотно приступает к рассмотрению этих вопросов, ведь не решены главные темы Brexit — кроме ирландской границы, это британские условия «развода» с ЕС, а также права европейских граждан, проживающих в Великобритании, и британцев, живущих на территории Евросоюза», — уточнила Джорджина Райт.
«Великобритания выйдет из ЕС 29 марта 2019 года, если государства не решат продлить переговоры. Надеюсь, что условия Brexit будут сформулированы к декабрю, и стороны смогут начать переговоры о будущем, то есть о сотрудничестве в области безопасности и экономического партнерства», — добавила эксперт.
Она предположила также, что основные трудности еще впереди.
«Если до сих пор переговоры казались нам проблематичными, давайте подождем начала обсуждения вопросов торговли и безопасности. Переходный период в 20 месяцев может оказаться недостаточным», — пояснила свою точку зрения аналитик.
Между тем эксперт Европейского института при Лондонской школе экономики и политологии Иэн Бегг (Iain Begg) подчеркнул, что обе стороны имеют четкое представление о вопросах, которые нужно решить для заключения сделки по Brexit.
«На данный момент формируются новые взгляды на тему продления членства Великобритании в Таможенном союзе до тех пор, пока не будет создана полная альтернатива такому сотрудничеству», — сказал он.
Однако пока, на его взгляд, стороны могут сделать только ни к чему не обязывающее политическое заявление о намерении выстроить будущие отношения между Великобританией и ЕС.
«Заключение некоего соглашения [в ходе предстоящего саммита] маловероятно. Однако я ожидаю появления большего числа позитивных сигналов, чем было на неформальном саммите в Зальцбурге в прошлом месяце», — добавил Иэн Бегг.
Говоря о наиболее приемлемом сроке согласования всех спорных моментов, эксперт предположил, что у сторон есть еще полтора месяца.
«Работа ведется в рамках обратного отсчета от 29 марта 2019 года [официальной даты выхода Великобритании из ЕС], и для ратификации сделки парламентами необходимо время. Поэтому декабрь может стать приемлемым дедлайном, если не произойдет некоторого продления срока в рамках 50-й статьи, что не поддерживается самим Соединенным Королевством», — сказал эксперт.
«Даже если правительство Великобритании и ЕС придут к договоренности и заключат надежную сделку, все равно возникнет серьезная проблема ратификации соглашения парламентом страны. Если оно не будет ратифицировано, в Соединенном Королевстве наступит конституционный кризис», — уточнил Иэн Бегг.
В свою очередь глава подразделения по макроэкономической стратегии на глобальных рынках VTB Capital Нил Маккиннон (Neil MacKinnon) отметил, что «Brexit прост, несмотря на всю преднамеренно созданную суматоху вокруг деталей».
«Что такое Brexit? Brexit означает, что Великобритания не подпадает под действие законодательства Евросоюза, контролирует свои границы, имеет возможность совершать собственные торговые сделки и больше не платит ежегодный взнос в размере 10 млрд. фунтов стерлингов в бюджет Европейского союза», — пояснил аналитик.
«План Чекерс» премьер-министра Терезы Мэй (Theresa May) не удовлетворяет идее Brexit, поскольку оставляет Великобританию в подчинении законодательству и регулировкам ЕС, удерживает страну в Таможенном союзе, не позволяя ей совершать торговые сделки за его пределами, а также оставляет в силе необходимость ежегодного взноса, лишая при этом права голоса в будущих юридических вопросах Евросоюза», — добавил Нил Маккиннон.
На его взгляд, это сценарий формирования «вассального государства», который не находит поддержки в парламенте страны.
«Любой компромисс, уступка или продление переходного периода приведут к тому, что поддержка Терезы Мэй со стороны ее партии будет маловероятной, и ей будет очень трудно протащить такое решение в парламенте. Суть в том, что ее план будет казаться беспорядочным и неприемлемым соглашением, который превратит Brexit в одно название», — сказал глава подразделения VTB Capital.
Тем временем директор Исследовательского центра в области безопасности и разведки при Букингемском университете, профессор Энтони Глис (Anthony Glees) обратил внимание на необходимость различать соглашение о выходе Соединенного Королевства из Евросоюза и политическую декларацию о будущих отношениях между Великобританией и 27 остающимися в ЕС странами.
«Я думаю, стороны близки к заключению сделки по Brexit, и оптимистично верю, что здравый смысл возобладает. Два наиболее затруднительных момента связаны с ирландской границей и доступом Соединенного Королевства к единому рынку товаров. Я ожидаю, что ЕС предоставит Великобритании такую возможность, если последняя пока отложит решение вопроса о границе с Северной Ирландией и в Ирландском море», — сказал эксперт.
Однако, по его мнению, это не означает, что соглашение будет одобрено парламентом.
«Это серьезная проблема Терезы Мэй. Большинство членов парламента не поддерживают «жесткий» Brexit или даже соглашение о свободной торговле с Канадой. Большинства в парламенте также нет и по так называемому «норвежскому решению», которое предусматривает доступ к единому рынку вне Таможенного союза. Нет большинства и по вопросу о том, чтобы остаться в составе ЕС. В настоящее время в британском парламенте нет большинства ни по одному из вопросов, […] поэтому соглашение может быть вынесено на второй референдум», — отметил Энтони Глис.
По его словам, ЕС заключит сделку с Великобританией, если руководство остальных стран Евросоюза окажется достаточно мудрым.
«Они нуждаются в сотрудничестве с британским аппаратом госбезопасности, поэтому, на мой взгляд, они придут к согласию», — подчеркнул директор Исследовательского центра в области безопасности и разведки при Букингемском университете.
На его взгляд, вероятность того, что стороны не договорятся, крайне мала.
«Если сделка не будет заключена в ноябре, фунт стерлингов рухнет, и в Великобритании будет царить хаос. Я не думаю, что у кого-то хватит на это смелости. Мы уже пребывали в хаосе на протяжении двух лет, а влияние Brexit оказалось достаточно серьезным — стоимость британского фунта упала на 18%, инвестиции снизились наполовину, цены выросли, а некогда имевшая наиболее высокие темпы роста в G7 экономика Великобритании сейчас демонстрирует самый низкий рост, причем летом его вообще не наблюдалось. Каждая семья стала примерно на 1 тыс. фунтов стерлингов беднее с 2016 года. Виной тому Brexit, и все это не проходит бесследно», — пояснил Энтони Глис.
Он также назвал сам Brexit «монументальной ошибкой».
«У сторонников выхода из ЕС нет четкого плана того, что они хотят делать. «Жесткий» Brexit будет деиндустриализировать Великобританию, уничтожит ее сельское хозяйство и рыболовство, подтолкнет в руки трамповской Америки. Да, промышленное производство составляет только 10% нашей экономики, но оно необходимо при производстве 50% всего того, что мы экспортируем. Мы станем значительно беднее даже в том случае, если сделка Терезы Мэй осуществится. Для Великобритании настали очень тяжелые времена. Но, возможно, наш либеральный политический класс снова найдет в себе силы, как в 1940 году», — резюмировал аналитик.