В Пензе начались слушания по иску Зуева к Коломыцевой о защите чести и достоинства
Печать
Пенза, 15 ноября 2016. PenzaNews. Первое заседание по иску бывшего депутата Законодательного собрания Пензенской области от КПРФ Андрея Зуева к члену «Справедливой России» Людмиле Коломыцевой о защите чести, достоинства и деловой репутации состоялось в Октябрьском районном суде Пензы во вторник, 15 ноября.
Фотография © PenzaNews Купить фотографию
На нем присутствовали Людмила Коломыцева и ее представитель Илья Селиванов, а также адвокат Лариса Симакова, представляющая интересы Андрея Зуева.
Открывая заседание, судья Наталья Аргаткина зачитала сторонам их права, после чего поинтересовалась, есть ли у них какие-либо ходатайства. В итоге суду представили две видеозаписи.
Одна из них была сделана 4 декабря 2013 года во время совместной пресс-конференции руководителей региональных управлений МВД и СКР Юрия Рузляева и Олега Трошина, которую они провели в день задержания Андрея Зуева. На тот момент его подозревали в организации банды.
Второе видео было записано 30 августа 2016 года, то есть уже после вступления в законную силу приговора Андрею Зуеву, которым он признан виновным в вымогательстве, но освобожден от назначенного наказания в связи с истечением срока давности уголовного преследования. Запись сделана во время дебатов между эсером Людмилой Коломыцевой и коммунистом Георгием Камневым, которые баллотировались в Госдуму РФ седьмого созыва по 146-му одномандатному округу. Именно тогда член «Справедливой России» допустила высказывание в отношении Андрея Зуева, которое послужило основанием для иска.
После этого судья Наталья Аргаткина предложила стороне истца пояснить свою позицию.
«30 августа 2016 года в период времени с 19.00 до 21.00 в актовом зале дома культуры имени Дзержинского на Октябрьской, 2, проходили дебаты между зарегистрированными кандидатами в депутаты Государственной думы РФ. […] В ходе дебатов в ответ на некоторые реплики Камнева о членах партии «Справедливая Россия» ответчица Коломыцева утвердительно позволила себе высказывания в плане того, что в партии КПРФ есть недостойные члены, привела в пример некоего Паршина и, соответственно, Зуева, после чего из зала ей посыпались реплики, вопросы, что это неправда. Обернувшись к залу, утвердительно Коломыцева сказала: «Кого я сейчас оболгала? Зуева, который с группировкой бандитской связан? С ОПГ так называемой?». Соответственно, из зала послышались различные комментарии к этому. Ее высказывание после этого прокомментировал и Камнев. В том числе Коломыцева была удивлена, что Зуев в настоящее время является несудимым», — сказала Лариса Симакова.
Она отметила, что информация об аресте Андрея Зуева действительно размещалась в СМИ в 2013 году, однако значительно отличается от той, что содержится в приговоре.
«В отношении него по реабилитирующим основаниям прекращено уголовное преследование по ст. 209 и 210 [УК РФ], то есть за организацию банды и преступного сообщества. Кроме того, при разбирательстве в суде первой инстанции не нашел своего подтверждения квалифицирующий признак совершения преступления в составе организованной группы, что также имеет место быть отраженным в приговоре. Действительно, в отношении него был вынесен обвинительный приговор. В связи с истечением срока давности он был освобожден от отбывания наказания. […] Подобный приговор не влечет судимости для человека. То есть в настоящее время он не судим и также может баллотироваться вновь в депутаты любых уровней», — подчеркнула адвокат.
По ее словам, истец просит обязать ответчика опровергнуть порочащие честь сведения путем опубликования резолютивной части суда в случае удовлетворения иска в газете «Пензенская правда», а также взыскать с Людмилы Коломыцевой моральную компенсацию в сумме 100 тыс. рублей и 2 тыс. 300 рублей в качестве судебных расходов.
В свою очередь Илья Селиванов поинтересовался, что истец имеет в виду под словом «утвердительно», а также в каком значении понимает слово «бандитская».
Лариса Симакова пояснила, что «утвердительно» означает, что высказывание прозвучало не в форме вопроса, а «банда» подразумевается как создание вооруженной преступной группы.
После этого Илья Селиванов заявил, что сторона ответчика не согласна с иском.
В качестве одного из оснований он назвал постановление пленума Верховного суда РФ от 24 февраля 2005 года, в котором говорится, что при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации следует руководствоваться не только нормами российского законодательства, но и федеральным законом «О ратификации конвенции «О защите прав человека», основных свобод и протоколов к ней», приведя в качестве примера дело «Гринберг против РФ».
Представитель Людмилы Коломыцевой отметил также, что решающее значение имеет факт распространения ответчиком сведений об истце.
«Такой факт — предоставленный, по крайней мере, как доказательство — мы не увидели. Считаем, что иск Коломыцевой Людмилы Викторовны от Зуева не подлежит удовлетворению. Просим отказать в полном объеме», — сказал Илья Селиванов.
Судья Наталья Аргаткина спросила у Людмилы Коломыцевой, оспаривает ли она факт произнесения фразы об Андрее Зуеве в ходе дебатов, на что получила утвердительный ответ. При этом член «Справедливой России» сослалась на то, что точную формулировку она не помнит.
«Во время дебатов доподлинно мне не было известно, был ли там Зуев или нет, во-первых. Во-вторых, я не знакома с Андреем Викторовичем Зуевым лично и никаких к нему претензий личных у меня быть не может. В-третьих, все, что я говорила, является моим мнением личным, основанным на информации из открытых источников. В частности, это пресс-конференция Рузляева и Трошина, […] СМИ. И, в частности, я знакомилась с апелляционным определением областного суда от 30 марта 2016 года, где было сказано, что Зуев А.В., кроме этого, осужден за вымогательство с применением насилия, вымогательство группой лиц по предварительному сговору, а также за организацию вымогательства. […] Вымогательство группой лиц по предварительному сговору, на мой взгляд, это чисто мое мнение — это и есть бандитизм», — пояснила свою позицию Людмила Коломыцева.
Она подчеркнула, что в СМИ также фигурировало слово «бандитизм» в отношении Андрея Зуева, в связи с чем, по ее мнению, аналогичные требования истцу следует предъявить и журналистам.
После этого судья предложила посмотреть видеозапись с дебатов, однако из-за технических неполадок сделать это не получилось.
Затем были допрошены свидетели по делу, среди которых — руководитель регионального отделения всероссийского женского союза «Надежда России», помощник депутата Госдумы РФ Тамары Плетневой Маргарита Абрамова, сокурсник Андрея Зуева Андрей Карезин и односельчанин Сергей Сениченков.
Все они подтвердили факт высказывания Людмилой Коломыцевой сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию Андрея Зуева, и отметили, что на дебатах присутствовало большое количество людей, которых эти слова возмутили.
Рассмотрение дела продолжится 24 ноября. К этой дате судья Наталья Аргаткина попросила предоставить заявленные видеозаписи на DVD-дисках, а также копию приговора, вынесенного в отношении Андрея Зуева.