Страны Запада начинают вносить коррективы в свое видение способов решения сирийского кризиса
Печать
24 июля 2017. PenzaNews. Перемирие в Сирийской Арабской Республике (САР), которого удалось достичь в результате переговоров российского лидера Владимира Путина (Vladimir Putin) и президента США Дональда Трампа (Donald Trump) на саммите «Большой двадцатки» в Гамбурге, стало одной из центральных тем, обсуждаемых мировыми аналитиками.
Фото: Mil.ru
По мнению ряда экспертов и политиков, договоренность о прекращении огня может стать важным шагом на пути к урегулированию сирийского кризиса. Так, госсекретарь США Рекс Тиллерсон (Rex Tillerson) назвал первую встречу двух президентов конструктивной, отметив, что договоренность по Сирии стала «первым успехом».
«Мне кажется, это первый знак того, что США и Россия могут работать вместе в Сирии», — отметил Рекс Тиллерсон.
Между тем премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху (Benjamin Netanyahu) заявил, что выступает против этой договоренности, которая, на его взгляд, позволит Ирану нарастить военное присутствие в САР.
«Израиль выступает против соглашения о прекращении огня на юге Сирии, которого достигли США и Россия, поскольку оно увековечивает иранское присутствие в этой стране», — сказал он после встречи с президентом Франции Эммануэлем Макроном (Emmanuel Macron).
В свою очередь лидер Франции отметил, что уход Башара Асада (Bashar Assad) больше не является необходимым условием для дальнейших инициатив в арабской республике.
«Нельзя говорить, что нужно поменять такого-то лидера. Мы делали это в Ираке, в Ливии. Через пять или десять лет мы очнулись в куда более плохих условиях», — сказал он на пресс-конференции по итогам встречи G20.
На встрече с президентом США Эммануэль Макрон также обратил внимание на новую позицию Франции по сирийскому вопросу.
«Мы поменяли французскую доктрину в отношении Сирии. Наша принципиальная задача — искоренить террористические группы, какими бы они ни были», — сказал он, добавив, что в контактную группу по послевоенному будущему Сирии должен войти и представитель Башара Асада.
Дональд Трамп при этом заявил, что действующее перемирие в Сирии стало возможным благодаря контактам США и России.
Комментируя сложившуюся ситуацию, старший научный сотрудник Института Брукингса, обозреватель журнала The National Interest Майкл О’Хэнлон (Michael O’Hanlon) положительно оценил работу лидеров Соединенных Штатов Америки и России в попытке установить перемирие в САР.
«Система договоренностей о прекращении огня в Сирии намного более реалистична, чем Женевский процесс, особенно принимая во внимание то, что ни Асад, ни Путин, на мой взгляд, не были серьезно настроены в отношении последнего, в то время как сирийская оппозиция представлялась дезорганизованной и слабой, а Вашингтон слишком полагался на этот процесс, никогда не имевший реальных шансов на реализацию», — сказал он в интервью ИА «PenzaNews».
Вместе с тем, по его мнению, конечная цель будет достигнута нескоро.
«Мы еще далеки от конечной цели, поскольку прекращение огня, чтобы оно было продолжительным, должно вести к определенному результату, который никто не согласовывал. Я выступаю за создание некоей конфедеративной модели государства с несколькими автономными зонами, поддерживаю постепенный уход Башара Асада через определенное время и передачу власти правительству, при формировании которого учитывался бы голос Асада и России, а также США и других игроков», — пояснил свою позицию Майкл О’Хэнлон.
Он также разделил мнение о том, что отстранение действующего президента Сирии от власти не должно быть обязательным условием для дальнейших шагов по урегулированию кризиса.
«Я согласен с позицией Эммануэля Макрона, однако со временем Башар Асад больше не должен управлять районами Сирии, где проживает суннитское большинство», — отметил аналитик, подчеркнув, что выступает за передачу полномочий автономиям.
В свою очередь дипломат, бывший посол Израиля в США и главный переговорщик с Сирией в 1993−1996 годах, ныне профессор истории Ближнего Востока в Тель-Авивском университете, заслуженный профессор Нью-Йоркского университета, иностранный член Американской академии искусств и наук Итамар Рабинович (Itamar Rabinovich) напомнил, что Израиль обеспокоен недавними событиями в САР и, в частности, российско-американским соглашением о прекращении огня на юге страны.
«Израиль опасается, что ни одна из сторон не будет защищать свои интересы в этой части Сирии. Иран через «Хезболлу» и других шиитских ополченцев попытается закрепиться к северу от Голанских высот и продлить нынешнюю линию конфронтации с Израилем вдоль ливано-израильской границы. Еще больше Израиль обеспокоен расширением присутствия и влияния Ирана в Сирии. Благодаря своему сотрудничеству с Россией Иран помог режиму Бащара Асада вернуть Алеппо. С такой внешней поддержкой режим прилагает усилия для восстановления контроля над большей частью, а, возможно, и всей национальной территорией страны», — уточнил эксперт.
«Ожидается, что с падением Ракки — столицы «исламского халифата» — основные усилия будут направлены на то, чтобы захватить большую территорию, которая контролируется сейчас «Исламским государством» [ИГИЛ, в арабском варианте — ДАИШ, деятельность террористической группировки запрещена в России]. Дайр-эз-Заур [город на северо-востоке Сирии, расположенный на правом берегу реки Евфрат] более важен, чем Ракка в этом контексте. Цель Ирана — создать «наземный мост» до Средиземного моря. Американцы недавно сталкивались как с иранскими, так и с сирийскими силами на востоке САР, однако вряд ли администрация Дональда Трампа готова на огромные инвестиции, чтобы контролировать потенциальный захват восточной Сирии Ираном. Это главное опасение Израиля», — подчеркнул Итамар Рабинович.
При этом, по его мнению, заявление французского президента о сохранении власти Башара Асада не выглядит удивительным.
«Многие в Европе не видят реальной альтернативы [действующему лидеру] на этом этапе. О чем не упоминается, так это то, что на практике они представляют Башара Асада правителем «усеченной» части Сирии», — пояснил дипломат.
Читайте также
Выход США из ДРСМД создаст угрозу для всего мира и приведет к новой гонке вооружений
Кроме того, он обратил особое внимание на появившуюся в прессе информацию о закрытии Дональдом Трампом программы ЦРУ по вооружению и военной подготовке антиправительственной оппозиции в Сирии.
«Публикации американских СМИ о решении президента США прекратить данную программу выглядят драматично. Если решение вступит в силу, это будет означать, что Дональд Трамп готов сотрудничать с Россией в САР и соглашается с сохранением власти Башара Асада», — сказал эксперт.
Между тем содиректор американского Института анализа глобальной безопасности Гал Люфт (Gal Luft) предположил, что ситуация в Сирии вскоре вновь может обостриться.
«Озабоченность Израиля вызвана недостаточным контролем за соблюдением договора о прекращении огня и подкрепляется тем, что США еще не выработали согласованной стратегии по Сирии. Все это может привести к победе Ирана в регионе и позволит ему создать в САР свои наземные и морские базы, расширяя возможности, чтобы «окружить» Израиль. Несмотря на реальность этой угрозы, она вряд ли сможет воплотиться в жизнь, так как шансы на длительное перемирие незначительные. Неконтролируемый режим прекращения огня не может сохраниться надолго, и мы, вероятно, вскоре станем свидетелями новой вспышки насилия. Кроме того, Израиль может прибегнуть к более навязчивым военным мерам, чтобы не допустить изменения статус-кво вдоль своей границы силами, подконтрольными Ирану, и это само по себе может вызвать эскалацию», — отметил аналитик.
По его словам, перемирие — это лишь один из шагов по урегулированию кризиса, который может и не привести к желаемому результату.
«В то время как Владимир Путин имеет четкую повестку дня по Сирии и заинтересован в сохранении режима Башара Асада, Дональд Трамп еще не разработал стратегию. Заявление Макрона предоставляет сирийскому президенту некоторую отсрочку от изоляции. Без лидирующей позиции США карты в колоде будут в большей степени укладываться в пользу Асада, и Россия будет все чаще признаваться главной влиятельной силой в регионе», — сказал Гал Люфт.
По мнению руководителя клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгара Велизаде (Ilgar Velizade), вклад России и США в урегулировании конфликта в Сирии может быть решающим в том случае, если обе страны выработают приемлемые подходы к решению проблемы.
«По опыту прошлого года мы знаем, что попытки достичь долгосрочного перемирия оборачивались провалом из-за действий третьих сил, иногда открыто торпедирующих процесс перемирия. Вот и сегодня все будет зависеть от того, не будут ли третьи силы саботировать этот процесс», — уточнил эксперт.
Он также напомнил, что Израиль обеспокоен усилением «Хезболлы».
«После того как союзники этой проиранской организации пришли к власти в Ливане, укрепление «Хезболлы» в Сирии выглядит еще более угрожающим. Перемирие действительно создает возможности для передышки проиранских сил и восполнения их военного потенциала. Именно это и тревожит Израиль, ведь конечной целью усиления Ирана в регионе является ослабление позиций Израиля», — пояснил Ильгар Велизаде.
При этом, на его взгляд, позиции Запада и России по Сирии постепенно начинают сближаться.
«Заявление Эммануэля Макрона свидетельствует о том, что позиция западных стран — в частности, Франции — в отношении сирийского кризиса эволюционирует. В то же время наблюдается сближение позиций России и Запада в отношении Сирии. Но переоценивать этот процесс все же не стоит. До полного единодушия пока далеко, стороны не намерены отказывать от текущих приоритетов. Сегодня обстановка в зоне конфликта динамично меняется, и ход этих изменений сам будет диктовать сторонам, вовлеченным в конфликт, ситуативные решения. Какими они будут, мы узнаем в ближайшее время», — подвел итог аналитик.