Международные эксперты назвали итоги саммита G20 в немецком Гамбурге неоднозначными
Печать
14 июля 2017. PenzaNews. Итоги двухдневного саммита «Большой двадцатки», завершившегося в немецком Гамбурге 8 июля, вызвали неоднозначную оценку у международных аналитиков и представителей экспертного сообщества.
Фото: Kremlin.ru
С одной стороны, лидеры государств достигли договоренностей по сохранению открытых рынков, борьбе с протекционизмом и обеспечению прозрачности финансовой системы, выступили за продолжение противостояния терроризму, а также решили объединить усилия в вопросе последствий миграции.
С другой стороны, непреодолимые разногласия по проблеме климата, связанные с выходом США из Парижского соглашения, исключили возможность достижения консенсуса. В результате участники саммита окончательно зафиксировали изоляцию Вашингтона в этом вопросе, включив в итоговое коммюнике два совершенно противоположных мнения — США и остальных участников G20.
Среди значимых двусторонних мероприятий в рамках саммита ключевой стала встреча президента РФ Владимира Путина [Vladimir Putin] с его американским коллегой Дональдом Трампом [Donald Trump], которая состоялась между ними впервые. По словам российского лидера, она позволила установить личные отношения.
«Что касается личных взаимоотношений, я считаю, что они установлены. […] Мне кажется, что, если мы будем строить наши отношения, как прошла наша беседа вчера, то есть все основания предполагать, что мы сможем хотя бы частично восстановить тот уровень взаимодействия, который нам нужен», — сказал Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита G20.
Комментируя итоги встречи лидеров «Большой двадцатки», научный руководитель Международного центра по вопросам европейского и глобального управления, директор Научно-исследовательского центра многоуровневой интеграции и процессов управления в университете eCampus Роберто Касталди (Roberto Castaldi) обратил внимание на изменение роли Соединенных Штатов в масштабах саммита.
«В прошлом Соединенные Штаты брали на себя лидерство и задавали темп. Сегодня это уже не так, и такое изменение, скорее всего, является препятствием для эффективного решения глобальных проблем, как показывает выход США из Парижского соглашения. Пока альтернативного лидерства нет. Это затрудняет принятие важных решений», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».
По его мнению, наиболее существенным результатом саммита стала договоренность России и США по Сирии.
«Вероятно, самым значимым итогом стало перемирие в Сирии, согласованное Трампом и Путиным», — отметил итальянский аналитик, добавив, что в этом году G20 нельзя назвать очень результативным.
Он также указал на протесты в Гамбурге, демонстрирующие напряженную атмосферу вокруг мероприятия.
«Дональд Трамп сумел стать еще более непопулярным политиком в мире, чем Джордж Буш (George W. Bush). Участие в мероприятии многих лидеров, считающихся автократами, и осознание высокой значимости их роли в мире не способствовало улучшению [климата, в котором проходил саммит]», — уточнил Роберто Касталди.
На его взгляд, политическая значимость саммита оказалась очень несущественной.
«Скорее всего, мы станем свидетелями еще многих почти бесполезных встреч лидеров G20 во время президентства Дональда Трампа», — предположил собеседник агентства.
Профессор Техасского университета в Остине, член Общества американских историков и Философского общества Техаса Генри Брэндс (Henry Brands) также обратил особое внимание на линию, выбранную президентом США.
«Впервые с 1930-х годов президент Соединенных Штатов не взял на себя ведущую роль в ходе саммита лидеров величайших держав мира. Это главное событие G20. Все остальное — только детали», — коротко прокомментировал Генри Брэндс.
В свою очередь эксперт по международной политике Института по изучению мировой экономики и политики Китайской академии общественных наук Сюй Цзинь (Xu Jin) назвал саммит довольно успешным.
«Одним из главных результатов мероприятия стало подтверждение общей приверженности лидеров стран G20 принципам свободной торговли. Печально, однако, что не удалось достичь консенсуса по проблеме климатических изменений из-за возражений президента США Дональда Трампа», — отметил аналитик.
Он также напомнил, что саммит проходил в условиях протестов и беспорядков.
«Антиглобалисты со всего мира собрались в Гамбурге на демонстрации, которые, к сожалению, превратились в беспорядки. Это говорит о том, что глобализация встретит более сильное сопротивление в будущем», — сказал Сюй Цзинь.
Между тем сотрудник Японского института международных отношений Хиронори Фусита (Hironori Fushita) высказал мнение о том, что СМИ Японии уделили встрече «Большой двадцатки» недостаточное внимание.
«В новостях события освещались только в рамках внешней политики администрации Синдзо Абэ (Shinzo Abe). В последнее время многие японцы стали более критично относиться к работе премьер-министра, так как сейчас вокруг него и его коллег стали всплывать политические скандалы, а рейтинг Синдзо Абэ упал», — сказал эксперт.
Вместе с тем, на его взгляд, заметных результатов на саммите действительно было немного.
Читайте также
Градус напряженности на Корейском полуострове продолжает расти в связи с развертыванием THAAD
«Используя формат саммита, правительство Японии было намерено продемонстрировать единую политику по отношению к Северной Корее, в частности, вопросам развития ракетной программы КНДР, а также показать солидарность держав в регионе. Однако, вопреки ожиданиям Японии, общую политическую линию к КНДР согласовать не удалось. Кроме того, результатов было мало и в отношениях с китайскими партнерами. Во время встречи с главой КНР премьер Абэ предложил взаимный визит лидеров, но Си Цзиньпин (Xi Jinping) избежал определенных заявлений на эту тему», — пояснил японский аналитик.
Комментируя итоги саммита G20, профессор антропологии и международных отношений в Университете Джорджа Вашингтона, президент Американского этнологического общества Хью Густерсон (Hugh Gusterson) отметил, что завершившаяся в Гамбурге встреча лидеров стран поспособствовала еще большей изоляции Соединенных Штатов.
«Саммит «Большой двадцатки» выявил существенные различия во взглядах новой американской администрации и других членов западного альянса на проблему изменения климата и развитие международной торговли. Одним из итогов саммита стала еще большая изолированность США от своих союзников», — сказал эксперт, подчеркнув, что дальнейшее увеличение этой изоляции может наблюдаться в течение всего президентского срока Дональда Трампа.
Он также обратил особое внимание на нарушение лидером США строгих правительственных протоколов.
«Очень странно, что президент США позволил своей дочери занять его место в ходе встречи с другими лидерами G20. В правительстве США существует строгий протокол, диктующий порядок, когда правительственные чиновники должны заменять президента или руководителя ведомства в таких ситуациях. В данном случае Дональд Трамп нарушил этот протокол. Сразу после 4 июля [День независимости США] Трамп стал вести себя как монарх, а не президент», — отметил Хью Густерсон.
В свою очередь депутат парламента Люксембурга от Альтернативной демократической реформистской партии (ADR) Фернанд Картайзер (Fernand Kartheiser) подчеркнул, что самой важной частью саммита стала встреча президентов США и России.
«Среди политических результатов мероприятия интересно также отметить, что акцент на сотрудничестве в области развития постепенно заменяется торговым подходом, который в долгосрочной перспективе, вероятно, будет в большей степени полезен для африканских стран. Выход Соединенных Штатов из Парижского соглашения о климате приведет к новой и более свободной переоценке научной основы нынешней доктрины глобального потепления. Несмотря на то, что 19 стран подтвердили на встрече в Гамбурге свою неизменную приверженность Парижскому договору, в последующие годы ситуация постепенно будет меняться. Многочисленные недостатки гипотезы глобального потепления заставят государства пересмотреть свою позицию по энергетической политике в соответствии с экономическими и другими ограничениями», — сказал политик.
При этом, анализируя неспокойную атмосферу в Гамбурге, Фернанд Картайзер обратил внимание на серьезную проблему насильственного экстремизма со стороны левых политических сил.
«Односторонний активный подход к борьбе с правыми силами на протяжении десятилетий оказался недостаточным для решения проблем с радикальными движениями в стране. Кроме того, особую тревогу вызывает тот факт, что ни один политик независимо от своего «веса» не желает брать на себя ответственность за события во время саммита. Германия создает впечатление страны, которая, несмотря на наличие некоторой неубедительной риторики, толерантно относится к насилию левых сил, обнажая значительные недостатки в своей политической культуре», — отметил депутат парламента Люксембурга.
По его словам, саммит G20 является важным событием, однако политическое или экономическое влияние мероприятия остается ограниченным.
«Современный мировой порядок в большей степени определяется на других форумах. Однако важно отметить, что западные страны, то есть демократические страны с христианскими корнями, постепенно становятся меньшинством. Поэтому необходимо более тесно координировать отношения между Северной и Южной Америкой, Европой и Россией, чтобы лучше защитить нашу общую культуру и ценности в быстро меняющемся мире. При таком подходе старый антагонизм между Западом с одной стороны и Россией с другой должен быть заменен более широкой концепцией, признающей, что традиционный Запад и Россия являются частью родственных наций», — подвел итог политик.