Предвыборная кампания в Пензе: ситуация проясняется
Печать
Пенза, 7 апреля 2016. PenzaNews. С момента выхода предыдущей публикации о ходе предвыборной гонки в Пензенской области стала яснее вырисовываться конфигурация кампании: основные игроки начали делать первые ставки.
Фотография © PenzaNews Купить фотографию
Задает тон и федеральная повестка. Стратеги Кремля, осознавая неизбежность падения рейтинга «Единой России» и перетекания избирателей к другим партиям, по-видимому, приняли решение о том, чтобы не только и не столько противодействовать этому процессу, сколько управлять им. Голоса, по их задумке, должны перетекать равномерно к другим парламентским партиям и отчасти к непарламентским, а не уходить только к КПРФ. Политтехнологи власти хотят переломить тенденцию, озвученную президентом Института региональных проектов и законодательства Борисом Надеждиным в ходе недавно прошедшего в Москве III конгресса Российской ассоциации политических консультантов: «Основные перетоки [избирателей] идут между «ЕР» и КПРФ — в головах людей есть всего две серьезные партии, остальных нет».
Прежде всего в качестве такого «альтернативного резервуара» для перетекания голосов рассматривается партия «Справедливая Россия». На федеральном уровне эсеры сделали несколько попыток перехвата повестки КПРФ: в частности, начали сбор подписей за отставку правительства Медведева (ранее «СР» его поддерживала) и кампанию против сборов на капитальный ремонт многоквартирных домов. Ранее все эти темы активно эксплуатировала КПРФ. Пока не ясно, будет ли «Справедливая Россия» и дальше двигаться в том же — близком к спойлерскому — формате или найдет собственную центральную идею и тематику кампании.
Справедливороссы уже начали кампанию во всех регионах, в том числе и там, где у них не было сильной организации, как в Пензенской области, массовой разноской газет, уличными пикетами и другими «активностями». Это показывает, что у эсеров есть достаточный финансовый ресурс, чтобы вести масштабную и дорогостоящую избирательную кампанию.
Однако от региона к региону их тактика разнится. Например, в Пензе «Справедливая Россия» раскручивает не партийный бренд, а непонятный «Фронт ЖКХ» и гражданскую активистку Людмилу Коломыцеву. Такая тактика используется справедливороссами там, где партия не обладает достаточным авторитетом — например, в Пензе и Крыму. Там, где партия узнаваема, где ранее велась работа, агитматериалы выпускаются прямо под партийным брендом. В качестве примеров можно привести агитматериалы партии, распространяемые в Тюмени, Саратове. В целом, «Справедливая Россия» резко активизировала кампанию в Пензе: запущены уличные встречи Коломыцевой с населением, идет уличный сбор подписей под требованием за отставку Медведева.
Другим средством борьбы против перетекания голосов от «ЕР» к КПРФ служит работа технологических партий-спойлеров, специально созданных для отбора голосов у Коммунистической партии. Это «Коммунисты России» (местами они даже пытаются выйти за чисто спойлерский формат и реально бороться за то, чтобы стать «второй Компартией»), КПСС, «Казачья партия Российской Федерации». По-видимому, в Пензенской области эта технология также будет активно применяться. Об этом свидетельствует включение в координационный совет при губернаторе по вопросам деятельности политических партий Дмитрия Хлапонина — главы пензенского регионального отделения «Казачьей ПРФ». Впрочем, технология партий-«обманок» не нова, и КПРФ в ряде регионов научилась с ними эффективно бороться.
Яснее стала и конфигурация по одномандатным избирательным округам. На праймериз по 146-му «пензенскому» избирательному округу от «Единой России» активно начал кампанию действующий депутат Государственной думы РФ Сергей Есяков. По имеющейся информации, его команда уже начала подготовку к мобилизации на праймериз, которые состоятся 22 мая. Его оппонентом от КПРФ выступит также действующий депутат Госдумы Владимир Симагин. В этом случае Есякову, обладающему гораздо большими финансовыми и административными ресурсами, будет довольно легко «запереть» Симагина в базовом электорате КПРФ, а самому завоевать «подвижных» избирателей и сторонников власти.
По 147-му «лермонтовскому» избирательному округу сильных кандидатов от «Единой России» пока не просматривается. Это может говорить о том, что 147-й округ планируют отдать одной из непарламентских партий в рамках соглашения о 40 округах. Напомним, слухи о таких соглашениях появились в прессе в феврале этого года. Якобы четыре парламентские партии договорились о том, что каждая из них получает по 10 округов, где остальные три партии не будут вести кампании. Таким образом, партии получали возможность провести в Госдуму ключевых партийных лидеров без острой борьбы. Однако недавно появилось сообщение о том, что КПРФ вышла из этих соглашений (в штабе партии отрицают сам факт подобных переговоров). Но источники в «ЕР» сообщают о том, что якобы именно Зюганов нарушил предварительные договоренности и вместо известных партийных лидеров пустил по 10 «чистым» округам малоизвестных кандидатов, считая, что популярные партийцы смогут победить и в конкурентных округах. Такое поведение лидера коммунистов было расценено как «кидок», и дальнейшие переговоры по округам ведутся уже без КПРФ. Существует также версия о том, что коммунисты сами прекратили переговоры, как только о них стало известно прессе, поскольку партийные стратеги посчитали, что имидж оппонента власти (который мог быть разрушен, узнай избиратели о сговоре) важнее, чем 10 «чистых» округов.
Есть версия, что 147-й округ как раз и является одним из таких «очищенных» от конкуренции. По сведениям, полученным от информированных источников, этот округ может быть «расписан» на действующего депутата от «Справедливой России» Леонида Левина. Сам Левин — опытный политтехнолог, основатель PR-агентства «Тайный советник». Возможно, с его участием в кампании как раз и связана активизация эсеров в Пензенской области.
Основным оппонентом Леонида Левина выступит руководитель пензенской областной организации КПРФ Георгий Камнев, о кампании которого мы писали в прошлой публикации. За последнее время к ней добавилась новая активность: Камневым создан потребительский кооператив «Товарищ», члены которого, по задумке организаторов, смогут закупать продовольственные товары по оптовым ценам. Использование сервисов коллективных покупок для целей избирательной кампании — один из новейших политтехнологических приемов. Его внедрение свидетельствует о том, что пензенские коммунисты значительно продвинулись в использовании избирательных технологий со времен провала на губернаторских выборах в сентябре 2015 года.
Вероятно, как раз в 147-м одномандатном округе и развернется настоящая конкурентная кампания, исход которой будет зависеть от избранной участниками стратегии, а также от вооруженности их кампании всеми видами ресурсов.
Виктор Шапинов специально для ИА «PenzaNews»