20:34:01 Пятница, 22 ноября
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Избирательная кампания в Пензе: федеральные тенденции и местная специфика

11:31 | 02.04.2016 | Статьи

Печать

Пенза, 2 апреля 2016. PenzaNews. Предвыборная кампания пока еще не развернулась в Пензенской области в полную силу, но первые ходы основные игроки уже сделали.

Избирательная кампания в Пензе: федеральные тенденции и местная специфика

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

Начнем с партии власти. Предстоящее голосование станет для «Единой России» большой проблемой, падение рейтинга практически неминуемо. Об этом публично говорят и сами лидеры партии. Тревожные сигналы донес до руководителей избирательных штабов замглавы администрации президента по внутренней политике Вячеслав Володин в ходе большого совещания политтехнологов «ЕР», состоявшегося зимой. На этом совещании до штабистов партии были доведены неутешительные цифры закрытой социологии, свидетельствующие об отрицательной динамике рейтинга «Единой России».

Основным драйвером снижения поддержки «ЕР» становится ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Избранная партией тактика ведения избирательной кампании не дает надежд на то, что «Единой России» удастся «отвязать» свой образ от последствий провалов экономического блока правительства и непопулярных реформ либерального толка. На выборы партию ведет премьер Дмитрий Медведев, что в значительной степени превращает сами выборы в референдум о доверии курсу правительства. Это ослабляет фактор «партии президента», который раньше давал «ЕР» серьезное преимущество перед конкурентами.

Прошедший в феврале XV съезд показал, что «Единая Россия» идет на выборы как либеральная партия. Дмитрий Медведев выступил на форуме как либеральный реформатор, взяв под свою защиту курс экономического блока, «птенцов гнезда Егора Гайдара» — Улюкаева, Силуанова и Набиуллину. Вряд ли эта повестка добавит партии популярности. Такой поворот событий уже вызвал внутреннее недовольство в «ЕР» — некоторые сильные кандидаты-одномандатники заявляют, что «мы в либеральную партию не вступали», и рассматривают возможность идти на выборы не под брендом «Единой России», а как независимые кандидаты.

Ряд губернаторов также анализируют возможность поддержать по одномандатным округам кандидатов не от «ЕР», а от других парламентских партий. Логика такого решения понятна: продвинув единоросса, губернатор не получает полностью «своего» человека в Госдуме, так как одномандатник обязан не только руководителю региона, но и федеральному руководству партии и структурам администрации президента. Если же губернатору удастся провести в Госдуму кандидата от другой партии, то этот кандидат будет знать, кому он обязан мандатом и будет проявлять к своему патрону гораздо большую лояльность, чем единоросс. Насколько такая тенденция получит размах, будет зависеть как от хода самой избирательной кампании, так и от активности одномандатников оппозиционных партий.

Знаковая замена Владимира Чурова на Эллу Памфилову в качестве главы Центральной избирательной комиссии демонстрирует стремление центральной власти уйти от практики массовых фальсификаций выборов. К этому подталкивает логика противостояния со странами Запада в связи с Крымом и Украиной. В условиях давления со стороны США и ЕС Кремль хочет сделать выборы максимально прозрачными и «честными», не теряя при этом контроль над политическим процессом. Это означает, что парламентские оппозиционные партии, а также, возможно, такие партии, как «Яблоко», «Родина», «Патриоты России» получат максимальную свободу агитации и возможность защитить свои голоса в большинстве регионов страны.

Все эти федеральные тенденции пока не проявились достаточно ярко на пензенской земле, однако они, несомненно, зададут тон ходу выборов в регионе.

«Единая Россия» практически не начала еще вести кампанию. Их первый мощный агитационный «удар» будет связан с темой праймериз — предварительного голосования за кандидатов-одномандатников. Задумка этого технологического хода в том, что избирателю как бы самому предлагается определить, кого он хотел бы видеть кандидатом от партии власти по своему округу. Логика политтехнологов власти такова: отдав свой голос на праймериз, избиратель автоматически поддержит того же кандидата, голосуя 18 сентября. Также это заставляет кандидатов от партии власти начинать мобилизовывать избирателей за несколько месяцев до выборов, составляя списки лояльных граждан, выстраивая своеобразную сеть. Не следует забывать и о том, что праймериз проходят до официального объявления старта избирательной кампании, а это значит, что на них не распространяется запрет материального стимулирования избирателей. Прибегнут ли кандидаты от «ЕР» к такому общественно осуждаемому, но по-прежнему эффективному средству как подкуп, мы увидим уже в ближайшее время.

Активную кампанию в Пензе развернуло местное отделение КПРФ во главе с первым секретарем обкома Георгием Камневым, который, вероятнее всего, станет также кандидатом от партии по 147-му одномандатному избирательному округу. Активная медийная кампания позволила Камневу выйти на третье место по упоминаниям в СМИ региона после губернатора и мэра Пензы. Такие данные предоставил обком КПРФ со ссылкой на систему мониторинга «Медиалогия». Заметный PR-ход с открытием «Сталинского центра» в Пензе привлек внимание к партийной организации и ее руководителю, став ярким, но при этом весьма неоднозначным стартом раскрутки фигуры Камнева на областном политическом олимпе.

Полевая кампания КПРФ проявляется в массовой раздаче партийной газеты на выставленных в Пензе агитационных «кубах».

Борьба «Единой России» и КПРФ, похоже, станет основным мотивом избирательной кампании в области, что отражает общефедеральную тенденцию. Как отметил в ходе III конгресса Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), прошедшего недавно в Москве, президент Института региональных проектов и законодательства Борис Надеждин, «основные перетоки [избирателей] идут между «ЕР» и КПРФ — в головах людей есть всего две серьезные партии, остальных нет».

Чуть позже коммунистов включились в предвыборную гонку представители «Справедливой России». Они начали свою кампанию массовой разноской по почтовым ящикам и раздачей по городу федеральной газеты «Фронт ЖКХ». Тема ЖКХ, по-видимому, выбрана штабистами партии как главная для всей кампании. Однако в Пензе этот ход был перехвачен коммунистами. Распространив свою газету, эсеры «разогрели» коммунальную тему, но «сливки» с нее сняли представители КПРФ, которые провели общегородской форум ЖКХ. Мероприятие получилось весьма массовым неожиданно даже для его организаторов — зал не вместил всех желающих. Так что тема ЖКХ оказалась пока разделена между эсерами и коммунистами. Станут ли эсеры отвоевывать коммунальную тематику у КПРФ обратно? С одной стороны, им нужно это делать, так как федеральная кампания партии строится именно вокруг данной темы. С другой стороны, «накачка» темы ЖКХ может начать работать на рейтинг не «СР», а КПРФ с их форумом и общественной инспекцией ЖКХ. Таким образом, борьба за коммунальную тему станет серьезной головоломкой для штабистов эсеров.

Сильным ходом «Справедливой России» стало привлечение в свою кампанию популярной общественной активистки Людмилы Коломыцевой. Известная своей позицией общественница по задумке политтехнологов партии должна «вытянуть» «Справедливую Россию» в Пензе. Также Коломыцева возможно станет кандидатом-одномандатником по одному из округов области. Усилия штаба эсеров, однако, направлены вовсе не на продвижение в Госдуму пензенской активистки. Коломыцева должна подтянуть рейтинг партии, чтобы голосов отданных за «СР» хватило для прохождения лидера партийной региональной группы.

Интрига заключается в том, что сама Коломыцева, являясь экспертом Общероссийского народного фронта (ОНФ), может попробовать свои силы на праймериз «Единой России». И у нее есть серьезный шанс победить неярких и малоизвестных оппонентов-единороссов. Сделает ли Коломыцева такой смелый шаг или продолжит тянуть справедливороссовскую телегу, покажет время.

ЛДПР пока не ведет активной избирательной кампании, ограничившись развешиванием типовых баннеров «ЛДПР за Пензенскую область». Партия Жириновского вряд ли сможет выставить ярких кандидатов на одномандатные округа в области и сконцентрируется на агитации за общефедеральный список ЛДПР.

Партии либеральной оппозиции практически не имеют своего избирателя в Пензенской области, поэтому они вряд ли будут вести серьезную кампанию здесь, сконцентрировавшись на работе в городах-миллионниках и регионах, где федеральные выборы совмещены с выборами в Законодательные собрания.

Пойдет ли власть на использование партий-спойлеров, в частности, партии «Коммунисты России» против КПРФ и партии «За справедливость» против эсеров? Это будет зависеть от того, насколько сильным будет падение рейтинга «ЕР». В любом случае у политтехнологов партии власти всегда есть в запасе эта не совсем честная, но эффективная технология.

Пока избирательная кампания в Пензе демонстрирует те же тенденции, что мы наблюдаем и на общефедеральном уровне. Это «проседание» «Единой России», которое, видимо, будут пытаться компенсировать мощной и технологичной кампанией, начиная с апреля–мая. Это активная борьба КПРФ за голоса «пропрезидентского большинства», отходящего от безусловной поддержки «Единой России». Это борьба «СР» за прохождение пятипроцентного барьера с фокусировкой кампании на одной теме — ЖКХ. Это традиционная для ЛДПР кампания, ориентированная на сохранение традиционного избирателя.

Из «региональной специфики» можно назвать ранний и мощный старт кампании КПРФ. Скорее всего, лидеру пензенских коммунистов Георгию Камневу удалось включить свою область в число регионов, где федеральное руководство партии планирует сделать мощный рывок. Также, по-видимому, коммунисты хотят взять реванш за провал на губернаторских выборах, на которых кандидат от партии вел кампанию в фоновом режиме и набрал всего 7% голосов. И такие намерения небеспочвенны: в традиционно «красной» Пензенской области у КПРФ есть серьезные шансы получить хороший результат. Слабость КПРФ может заключаться в том, что партия по причинам недостаточного финансирования не потянет кампанию «от двери к двери» и не сможет дойти до каждого избирателя.

Интрига сохраняется в том, удастся ли «Справедливой России» серьезно побороться за голоса в Пензенской области, опираясь на популярную фигуру Коломыцевой, или ее результат так и останется на уровне 2–3%. При отсутствии разветвленной сети активистов-агитаторов, как у «Единой России» и КПРФ, серьезная кампания для «СР» встанет в круглую сумму. Специалисты-политтехнологи оценивают стоимость кампании по одномандатному округу от 25 млн. рублей (засветиться и получить ненулевой результат) до 50–70 млн. рублей (заявка на победу). Если ли у пензенских эсеров такие средства, неизвестно.

Виктор Шапинов специально для ИА «PenzaNews»

Актуальное