Переговоры президентов Турции и РФ дали новый положительный импульс к нормализации отношений
Печать
16 августа 2016. PenzaNews. Международные эксперты продолжают активно обсуждать итоги переговоров президентов России и Турции Владимира Путина (Vladimir Putin) и Реджепа Тайипа Эрдогана (Recep Tayyip Erdogan), состоявшихся в Санкт-Петербурге во вторник, 9 августа.
Фото: Kremlin.ru
Встреча двух лидеров стала первой после того, как атака турецких ВВС на Су-24 ВКС РФ привела к разладу между государствами, и ознаменовала собой новый этап российско-турецких отношений.
«Эта встреча имеет очень большое значение для дальнейшей судьбы российско-турецких отношений. Состоялся предметный и, хотел бы подчеркнуть, конструктивный разговор по всему комплексу двусторонних связей, а также по международной повестке дня», ― сказал Владимир Путин в ходе пресс-конференции по итогам переговоров с турецким коллегой.
По его словам, стороны намерены уделять особое внимание наращиванию инвестиций, товарных потоков, реализации перспективных проектов.
«Ключевое место в торгово-экономическом сотрудничестве между Россией и Турцией давно занимает энергетика. В этой связи мы обсудили крупные совместные проекты в этой области, продолжение работы над которыми потребует и конкретных политических решений. Кстати, отмечу, что определенные решения, о которых мы говорили ранее, турецкой стороной уже приняты по ряду крупных проектов ― по таким, например, как строительство атомной электростанции «Аккую» и газопроводной системы «Турецкий поток», ― отметил российский лидер.
В свою очередь Реджеп Тайип Эрдоган выразил уверенность, что российско-турецкие отношения способны противостоять всевозможным кризисам.
«Как вы знаете, это были первые переговоры после известного события и спустя долгий период это наша первая встреча с глазу на глаз. Кроме того, после попытки государственного переворота 15 июля в Турции я свой первый визит за рубеж совершил именно в Россию. Мы хотим вывести, обе стороны решительно настроены на то, чтобы вывести наши отношения на докризисный уровень и даже на более высокий уровень. У нас есть политическая воля к этому. Думаю, что и общество наших стран ожидает от нас именно этого», ― сказал президент Турции.
Комментируя итоги переговоров, эксперт по энергетической политике Билкентского университета в Турции Некдет Памир (Necdet Pamir) подчеркнул, что во время своей встречи лидеры двух стран не заключали каких-либо конкретных соглашений, а лишь обозначили общую концепцию развития отношений.
«Стороны пытались заморозить кризис, начавшийся со сбитого российского самолета в ноябре 2015 года. Политические темы, в частности, сирийский вопрос, затронуты не были, поскольку сближение по этим направлениям представляется труднодостижимым. Разговор был сосредоточен на торговых и туристических темах, в частности, строительстве «Росатомом» АЭС в Турции и неоднозначном для ЕС «Турецком потоке». Проект АЭС «Аккую» стоимостью примерно 20 млрд. долларов в долгосрочной перспективе мог бы стать экономически выгодным для Москвы, хотя пока, на мой взгляд, он является губительным для Анкары, учитывая потенциальные эксплуатационные риски и до сих пор нерешенную проблему утилизации отходов», ― сказал аналитик в интервью ИА «PenzaNews».
По его словам, в ближайшей перспективе Россия снимет запрет на операции турецких компаний, а также возобновит чартерные полеты, что будет способствовать оживлению экономики страны, страдавшей от резкого падения числа российских туристов.
«Между тем основной причиной встречи двух лидеров стала политика, а не экономика. После попытки свержения Реджеп Тайип Эрдоган чувствует себя все более «одиноким» и разочарованным ― Евросоюз продемонстрировал свое равнодушие, возникли предположения, что за организацией переворота стоят Соединенные Штаты. В свою очередь Владимир Путин уже борется с продолжающимися санкциями ЕС и США, введенными в результате присоединения Крыма и его идущими вразрез с этими двумя игроками внешнеполитическими интересами на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. Лидеры Турции и РФ хотели продемонстрировать Брюсселю и Вашингтону, что они не одиноки, и у них есть другие варианты», ― отметил Некдет Памир, добавив, что увеличение объемов торговли станет наиболее важным аспектом восстановления двусторонних связей.
Однако политическое сближение по региональным и глобальным внешнеполитическим вопросам, на его взгляд, представляется почти невозможным, принимая во внимание разобщенность интересов двух лидеров.
«Нормализация отношений в краткосрочной перспективе может означать большее сотрудничество в борьбе с «Исламским государством» (ИГ, в арабском варианте — ДАИШ; группировка запрещена в РФ), однако, учитывая сильно расходящиеся политические взгляды Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана, это сотрудничество имеет мизерный шанс на то, чтобы в долгосрочной перспективе превратится в некий альянс», ― пояснил свою позицию аналитик, подчеркнув, что для обеспечения стабильности и благосостояния в регионе Турция и Россия должны более тесно сотрудничать в экономической и политической сферах.
Независимый эксперт по Ближнему Востоку, политолог Башдар Исмаил (Bashdar Ismaeel) разделил мнение о том, что восстановление двусторонних отношений напрямую связано с попыткой неудавшегося военного переворота в Турции.
«Президент, Партия справедливости и развития и вся страна в целом были потрясены и громогласно высказывали свое недовольство реакцией ЕС на произошедшее. Министр иностранных дел Турции даже пригрозил возможностью покинуть НАТО, ссылаясь на отсутствие поддержки, заявления о прекращении рассмотрения вопроса о членстве Турции в ЕС в случае возврата Анкары к смертной казни, а также отказ США выдать Турции [проповедника] Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gulen), обвиняемого в организации попытки госпереворота», ― напомнил эксперт.
По его словам, с экономической точки зрения Турция серьезно пострадала от введенных Россией санкций.
«Восстановление торговли и туризма является очевидным преимуществом связей с Москвой. При этом теплые отношения с Россией предоставят Турции естественные рычаги против НАТО и западных держав, демонстрируя, что Турция не нуждается в них так, как они нуждаются в Турции, а внешняя политика страны достаточно динамична для того, чтобы справиться с изменением общественно-политической картины на Ближнем Востоке», ― отметил Башдар Исмаил.
По его мнению, Москва также выиграет от экономической активности и добрососедских отношений с Анкарой, способных повысить стратегическую роль РФ на Ближнем Востоке и разбавить западное влияние в регионе.
«Экономические связи будут укрепляться, а потепление в отношениях России и Турции добавит интереса к и без того сложной ближневосточной картине. Тем не менее не следует ожидать, что после почти девяти месяцев ожесточенной риторики связи могут быть восстановлены за один день. Высокий уровень враждебности не может просто исчезнуть, как не изменится в одночасье и позиция стран по сирийскому вопросу. Турция вряд ли откажется от поддержки сирийских повстанцев, в то время как Россия является очевидным сторонником режима Башара Асада (Bashar Assad). Вместе с тем нормализация отношений может увеличить вероятность некоторого компромисса по данному вопросу», ― сказал политолог.
Между тем аналитик Центра политических исследований в Анкаре (Ankara Policy Center) Орхан Гафарлы (Orkhan Gafarli) также высказал мысль, что стремительного улучшения российско-турецких отношений не будет.
«Во время переговоров президенты Турции и России в большей степени обсуждали экономические вопросы и вопросы торговой сферы, а также проблемы туристического сектора. Как показала встреча двух лидеров, упор на сегодняшний день сделан на продолжение таких проектов, как «Турецкий поток», АЭС «Аккую», возможность снятия российского эмбарго с турецкой сельскохозяйственной продукции, запуск чартерных рейсов и отмену визового режима для турецких граждан», ― отметил эксперт.
При этом, на его взгляд, в геополитических вопросах стороны испытывают недоверие друг к другу.
«Но, несмотря на расхождение взглядов по ряду внешнеполитических проблем, в одном обе страны приходят к единому мнению — необходимо сохранить территориальную целостность Сирии. Этот важный пункт соединяет интересы России, Турции и Ирана в регионе. События ближайших месяцев продемонстрируют, насколько лидерам Турции и России удалось договориться на встрече в Санкт-Петербурге», ― добавил Орхан Гафарлы.
В свою очередь содиректор американского Института анализа глобальной безопасности Гал Люфт (Gal Luft) подчеркнул, что с точки зрения энергетической безопасности встреча способствовала восстановлению интереса к «Турецкому потоку».
«Данный проект застопорился в результате кризиса между Москвой и Анкарой, но с улучшением отношений он вновь может обрести импульс к развитию. Его реализация не будет легкой, поскольку он конкурирует, по крайней мере, с двумя крупными проектами по поставкам газа, которые в настоящее время обдумывает «Газпром», но, если «Турецкий поток» будет построен, он сделает Турцию ключевым проводником российских энергоносителей на европейский рынок, увеличив взаимную зависимость между двумя странами. Для США и Евросоюза проект является анафемой не только потому, что бросает вызов тем, кто стремится освободить Европу от «захвата» «Газпрома», но и потому, что будет подрывать стратегическую важность Украины в качестве основной транзитной страны для поставок газа в ЕС. Кроме того, «Турецкий поток» будет наносить урон газовой промышленности Соединенных Штатов, полагающейся на Европу, как на основного покупателя», ― сказал эксперт, добавив, что многое будет зависеть от ценовых переговоров между Турцией и Россией.
Кроме того, по его словам, от недавней встречи лидеров двух государств также выиграла турецкая пищевая промышленность.
«До кризиса Анкара была важным поставщиком продуктов питания в Москву. Впоследствии эта роль была передана Грузии и другим соседним странам в ущерб турецким фермерам и производителям продуктов питания. Теперь они могут почувствовать некоторое облегчение, так как российский импорт из Турции, скорее всего, возобновится», ― отметил Гал Люфт.
Тем не менее, по его мнению, Турция и РФ по-разному смотрят на многие внешнеполитические события.
«Хотя улучшение турецко-русских отношений и выгодно обоим государствам по целому ряду причин, у лидеров остаются разногласия по многим направлениям, включая Сирию, Курдистан, по будущему тюркских меньшинств на постсоветских территориях и Нагорному Карабаху. То, что мы наблюдали в Санкт-Петербурге, не стало началом «любовной истории», а было, скорее, восстановлением «брака по расчету» между двумя государствами, находящимися в сложной стратегической обстановке и пытающимися вырваться из изоляции», ― пояснил свою позицию американский аналитик.
По мнению руководителя клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгара Велизаде (Ilgar Velizade), переговоры имели чрезвычайно важное значение, поскольку состоялись после долгих месяцев конфронтации и противостояния практически во всех аспектах взаимоотношений.
«Особый интерес могут представлять заявления о формировании трехстороннего формата отношений с участием России, Турции и Азербайджана, открывающего широкие возможности для развития регионального экономического и политического сотрудничества между ними», ― сказал эксперт.
По его словам, в случае нормализации отношений страны смогут реализовать ранее намеченные планы всестороннего торгово-экономического сотрудничества.
«Что бы там ни говорили критики, за годы правления Реджепа Тайипа Эрдогана и Владимира Путина показатель товарооборота вырос в разы с неполных 5 млрд. долларов на рубеже 2000-х годов до без малого 33–35 млрд. на период до 2014 года. Турция являлась одним из основных внешнеторговых партнеров России и занимала шестое место среди внешнеторговых партнеров, в том числе пятое — по экспорту и 13-е — по импорту. Доля Турции во внешнеторговом обороте России составляла по итогам 2015 года около 4%. В миллиарды долларов оценивались и совместные инвестиционные проекты. Теперь стоит ожидать реанимации всех былых и наиболее значительных проектов и планов, что, несомненно, создаст и благоприятный фон для развития политического сотрудничества», ― отметил Ильгар Велизаде.
На его взгляд, укрепление взаимодействия между Турцией и Россией положительно скажется в целом на внешнеполитическом климате в Центральной Азии.
«В ближайшие месяцы следует ожидать некоторой разрядки напряженности в региональной политике — в таких зонах конфликтов, как Кавказ и Сирия. Возможно налаживание тесных форм взаимоотношений между Анкарой и ШОС, Анкарой и ЕАЭС, что станет дополнительным фоном для улучшения турецко-российских связей. По всей видимости, восстановления отношений в полном объеме следует ожидать до конца текущего года с перспективой выхода их на новый уровень уже в следующем году», ― подвел итог аналитик.