Урегулирование ситуации в Нагорном Карабахе требует сдержанности и политического диалога
Печать
22 апреля 2016. PenzaNews. Эскалация напряженности вокруг непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) стала одной из центральных тем встречи министров иностранных дел России и Армении Сергея Лаврова (Sergey Lavrov) и Эдварда Налбандяна (Edward Nalbandian), которая состоялась в Ереване 22 апреля.
Фото: Flickr.com/mfarussia
«Вместе с Россией, другими странами-сопредседателями минской группы ОБСЕ мы пытаемся вновь подтвердить и упрочить прекращение огня, закрепленное соглашениями 1994–1995 годов, обеспечить соответствующие условия для возвращения процесса урегулирования в нормальное русло», ― сказал Эдвард Налбандян.
«Мы едины во мнении, что применение силы неприемлемо и урегулирование посредством переговоров не имеет альтернативы», ― подчеркнул глава армянского МИД.
Ранее в ходе прямой линии президент России Владимир Путин (Vladimir Putin) пообещал, что Москва продолжит усилия по урегулированию ситуации в рамках международных структур и в двустороннем порядке.
«Россия, кто бы что ни говорил, заинтересована в решении этого вопроса, потому что мы хотим полноценно работать как с Азербайджаном, так и с Арменией», — сказал глава государства.
Между тем, несмотря на объявленное перемирие, Баку и Ереван продолжают обвинять друг друга в несоблюдении режима прекращения огня и сообщают о новых жертвах с обеих сторон.
Комментируя сложившуюся ситуацию, сотрудник миротворческой организации PAX (IKV Pax Christi) в Нидерландах Гвидо де Грааф Биербрауэр (Guido de Graaf Bierbrauwer) отметил, что объективно оценивать обстановку на линии соприкосновения довольно сложно.
«Ключевой проблемой в данном конфликте является, по сути, отсутствие каких-либо международных и нейтральных наблюдателей. Соглашение о перемирии, достигнутое в 1994 году, далеко от совершенства ― ежегодно десятки солдат продолжают гибнуть в результате нарушения режима прекращения огня», ― сказал он в интервью ИА «PenzaNews».
Однако, по мнению эксперта, несмотря на эскалацию напряженности, риск полномасштабной региональной войны на сегодняшний день не выше, чем был всегда.
«Армения выиграла войну в 1994 году, взяла под свой контроль Нагорный Карабах и территории вокруг него. Азербайджан никогда не соглашался с таким положением дел и, вероятно, никогда с этим не согласится. Это автоматически означает, что Баку не заинтересован в абсолютно спокойной обстановке вокруг Нагорного Карабаха», ― отметил собеседник агентства.
Он не исключил, что ситуация может выйти из-под контроля, однако близость российских сил, по его словам, может оказать сдерживающее влияние на непосредственных участников конфликта и предотвратить развертывание полномасштабных боевых действий.
«Основные шаги к мирному урегулированию конфликта были прописаны в Мадридских принципах, которые подразумевают присутствие международных миротворцев, возврат определенных азербайджанских районов, обеспечение безопасности людей в зоне конфликта, возвращение беженцев, наличие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом, установление промежуточного статуса территории, гарантирующего безопасность и самоуправление, а также дальнейшее определение его окончательного правового статуса», ― напомнил Гвидо де Грааф Биербрауэр.
При этом, по его словам, восстановление прежних доверительных взаимоотношений потребует серьезной совместной работы Баку и Еревана.
«Обе стороны подогревают конфликт пропагандой ненависти. Чтобы приблизится к примирению, необходима большая работа граждан и организаций, работающих с людьми, обучающих их диалогу и мирному сосуществованию, предпринимающих практические действия по преодолению разрыва между нациями. Это единственный способ достичь устойчивого мира», ― добавил европейский аналитик.
Научный сотрудник Аналитического центра в Институте международных исследований МГИМО МИД России, адвокат Шарбатулло Содиков (Sharbatullo Sodikov) разделил мнение о том, что Азербайджану и Армении необходимо уделять особое внимание идеологической сфере, в частности, возобновлению дружественных и доверительных взаимоотношений.
«Обе стороны конфликта могли бы сосредоточиться на пропаганде принципов мирного существования, борьбе с экстремизмом и национализмом на территории собственных государств, а также усилении контроля на границах. Эти шаги способны обеспечить длительный и полноправный диалог Еревана и Баку по проблеме нагорно-карабахского урегулирования», ― сказал эксперт.
Он также подчеркнул, что Российская Федерация может оказать значительное влияние на деэскалацию напряженности, являясь «региональным миротворцем» в зоне конфликта.
При этом, по его мнению, вероятность развертывания масштабных боевых действий между Азербайджаном и Арменией на данный момент невелика.
«Представляется, что в ближайшем будущем войны между конфликтующими сторонами не будет ― ни Баку, ни Ереван не готовы к такому развитию событий, а Россия выстраивает новые отношения с Западом в условиях санкций», ― отметил Шарбатулло Содиков.
Вместе с тем, по его словам, Азербайджан, являясь нефтяным государством, в последние годы существенно повысил свой рейтинг и в меньшей степени стремится к компромиссам на международной арене.
В свою очередь руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде (Ilgar Velizade) отметил, что в последние годы стороны конфликта активно готовились к фазе открытой вооруженной конфронтации, поскольку более 20 лет переговорного процесса не сдвинули ситуацию с мертвой точки, зафиксированной в 1994 году в Бишкеке.
«Несмотря на попытки Азербайджана ускорить процесс урегулирования, подвести его к реализации практических шагов, в частности, выводу армянских оккупационных сил с азербайджанской территории, возвращению азербайджанских внутренне перемещенных лиц в места их постоянного проживания и предметного обсуждения будущего статуса Нагорного Карабаха, армянская сторона всячески этому противилась», ― пояснил свою позицию аналитик.
Более того, по его словам, у руководства и граждан Армении сложилось впечатление, что Баку «не хватит силы воли предпринять действия, которые могут изменить ситуацию на фронте».
«Говорилось, что Азербайджан никогда не рискнет перейти линию обороны. Однако государство показало, что способно на решительные действия ради обеспечения безопасности собственного населения», ― подчеркнул политолог.
По его мнению, урегулирование конфликта требует конкретной повестки и четкого графика выполнения обязательств, включая «деоккупацию азербайджанских районов».
«Только в этом случае будет виден свет в конце тоннеля. Если же переговорный процесс опять будет касаться только режима прекращения огня, то смысла участвовать в нем нет. При этом будущий статус Нагорного Карабаха должен быть предметом договоренности между армянской и азербайджанской общинами региона ― именно они должны решить, как необходимо выстраивать управление, естественно, при международном посредничестве», ― сказал Ильгар Велизаде.
Между тем пресс-секретарь министерства иностранных дел Республики Армения Тигран Балаян (Tigran Balayan) подчеркнул, что Ереван разделяет точку зрения международного сообщества и не считает боевые действия способом решения проблемы.
«Альтернативы мирному урегулированию не существует, конфликт может быть разрешен лишь дипломатическим путем. Я не любитель делать прогнозы, но одно очевидно ― война не способна решить существующие вопросы. […] Поэтому, несмотря на то, что армия обороны НКР в любой момент может дать отпор противнику и защитить население республики, мы продолжаем говорить лишь о дипломатическом пути решения», ― заявил официальный представитель МИД Армении.
По его мнению, для урегулирования конфликта Азербайджан должен встать на конструктивный путь мирного диалога и вернуться за стол переговоров.
«Роль посредников [Минской группы ОБСЕ] не в оказании давления на одну из сторон, как это видится в Баку, а в налаживании диалога, сближении позиций сторон. Посредники не могут решить проблему вместо сторон, а нам на самом деле очень сложно пытаться вести переговоры и находить общий язык со стороной, позиция которой противоречит всем предложениям и заявлениям международного сообщества, в искаженном виде представляет все факты и сущность конфликта и не желает слышать никого, кроме себя», ― пояснил свое видение проблемы Тигран Балаян.
Он также подчеркнул, что Армения готова двигаться вперед на основе находящихся на столе переговоров предложений.
«Мы всегда подходили конструктивно и с уважением как к переговорному процессу, так и посредникам, и если вы проследите историю процесса, то увидите, что всегда, когда были возможности и шансы для реального прорыва, именно Баку делал шаг назад. Последний раз это было в Казани в 2011 году, когда в самый последний момент Азербайджан внес 10 поправок в почти готовый документ, сорвав все достигнутые ранее договоренности», ― добавил пресс-секретарь армянского МИД.
В свою очередь эксперт по России и Кавказскому региону, аналитик Центра политических исследований в Анкаре Орхан Гафаров (Orkhan Gafarov) отметил, что на сегодняшний день ситуация на линии соприкосновения сторон несколько успокоилась.
«Столкновение было ожидаемым, обоюдные провокации были всегда. В этом году Азербайджан решил оказать более сильное давление на Армению. Однако полномасштабной региональной войны в ближайшем будущем, на мой взгляд, не будет, потому что в этом не заинтересованы основные мировые державы, такие как Россия, Иран, Турция и другие страны региона. И в Ереване, и в Баку есть ощущение, что начнутся серьезные переговоры с участием Москвы. Я надеюсь, в ближайшем будущем этот вопрос можно будет решить дипломатическим путем», ― сказал политолог.
Он также подчеркнул, что Россия, являясь членом Минской группы ОБСЕ и близким соседом сторон конфликта, играет значимую роль в решение данной проблемы.
«При этом Азербайджан и Армения должны вести переговоры и стремиться к мирному урегулированию ― это единственно возможный путь решения вопроса без жертв и разрушений. Диалог между Баку и Ереваном должен продолжаться только в рамках дипломатического поля, в том числе на уровне президентов, министров иностранных дел, НКО и других представителей общественности», ― добавил Орхан Гафаров.
На его взгляд, Мадридские принципы представляют собой наиболее продуктивные и позитивные для обеих сторон шаги по выходу из сложившейся ситуации.
«В экспертных кругах региона существует мнение, что в этом году проблема может разрешиться. Это подтверждают и некоторые представители дипломатических кругов. Российское влияние может оказаться позитивным для региона и в дальнейшем способствовать определению статуса Нагорного Карабаха. Я думаю, в этом году странам представится шанс урегулировать конфликт и важно его не упустить», ― подвел итог аналитик.
Конфликт между Арменией и Азербайджаном начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР.
Нагорно-Карабахская Республика (НКР) была провозглашена 2 сентября 1991 года. 10 декабря 1991 года состоялся референдум о статусе НКР, 99,89% участников которого высказались за ее независимость, но итоги не были признаны международным сообществом. 6 января 1992 года парламент НКР первого созыва принял декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики».
В ходе последующего военного конфликта Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом.
Переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ ведутся с 1992 года. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.
Последнее обострение конфликта произошло в ночь на 2 апреля 2016 года. После ожесточенных столкновений стороны обвинили друг друга в нарушении перемирия.