15:31:11 Пятница, 26 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

США под видом «борьбы с наркотиками» намерены прочно закрепиться в Средней Азии — эксперт

15:54 | 11.01.2012 | Аналитика

Печать

11 января 2012. PenzaNews. США под рефрен «борьбы с наркотиками» пытаются сформировать лояльные группы в силовых органах и подразделениях специального назначения в государствах Средней Азии, и одним из механизмов этого процесса служит Центральноазиатский региональный информационный координационный центр по борьбе с наркотиками (ЦАРИКЦ). Такое мнение высказал эксперт Института внешнеполитических исследований и инициатив Георгий Бородин (Georgy Borodin).

США под видом «борьбы с наркотиками» намерены прочно закрепиться в Средней Азии — эксперт

Фото с сайта Defense.gov

По его словам, подобный проект США уже реализовывали в Центральной Америке в 1970-90 годах, когда подготовка антинаркотических полицейских обернулась «эскадронами смерти» и десятилетиями гражданских войн, а производство наркотиков тем временем возрастало пропорционально американскому вмешательству.

«Сегодня процесс «афганизации» Средней Азии набирает обороты, и до точки невозврата остается совсем мало времени», — отмечает эксперт.

Георгий Бородин считает, что во внешнеполитической практике администрации Обамы закрепился определенный тактический подход: действовать руками других государств и проводить собственные инициативы как многосторонние через механизмы международных организаций.

«Так, война против Ливии была развязана Францией, а США обеспечивали только «поддерживающие» функции. Проект «Нового шелкового пути» инициирует Турция, а США в нем — «нейтральный» сподвижник. Лига арабских государств один за другим выпускает призывы к свержению легитимных, но неугодных США лидеров государств. Резолюцию Совета безопасности ООН против Сирии в октябре 2011 года выдвигают Франция, Великобритания, Германия и Португалия, а США ее всего лишь «поддерживают» в компании с Колумбией, Нигерией, Габоном и Боснией. Это, действительно, более умная и изощренная тактика, в сравнении с ковбойским наскоком предыдущей американской администрации: и расходы, и негативный резонанс достаются другим. ООН — главный международный механизм — США пытаются превратить в многостороннее расширение государственного департамента для придания международной легитимности своим единоличным инициативам. Вашингтон также пытается использовать отдельные структуры ООН по своему, американскому, назначению: МАГАТЭ в последнее время служит для давления на Иран, Управление по наркотикам и преступности ООН (УНП ООН) — инструментом проникновения в Среднюю Азию», — полагает представитель Института внешнеполитических исследований и инициатив.

По словам Георгия Бородина, еще один излюбленный американский маневр — создание «региональных» организаций за тысячи километров от своих границ, в которых США состоят членами или наблюдателями, при этом в качестве предлога используется тема «сотрудничества в сферах общих интересов», а наиболее правдоподобным и убедительным прикрытием служит «совместная борьба против наркотиков».

«Один из клонированных под прикрытием ООН в 2005 году проектов — ЦАРИКЦ. Расположенный в Алма-Ате, он создавался по модели Европола усилиями Алма-атинского офиса Регионального представительства УНП ООН в Центральной Азии (UNODC ROCA). Открытие Центра состоялось 9 декабря 2009 года, и сегодня его членами являются 7 государств: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Россия. Заявленная цель ЦАРИКЦ — способствовать сотрудничеству силовых органов государств-членов в борьбе против наркотиков и связанной с ними преступности, и служить главным в регионе центром для обмена и анализа информации и для координации совместных операций. Центр создавался на средства государств-членов НАТО: США (3,2 млн. долларов), Великобритании, Италии, Канады, Турции, Франции, Чехии, а также Финляндии и Люксембурга — в общей сложности 15 млн. 400 тыс. долларов. Эти же государства плюс Афганистан и Пакистан имеют статус наблюдателей при ЦАРИКЦ, в то время как Китай и Иран в списках не числятся. Государства-наблюдатели пользуются доступом ко всему объему информации, собираемой и анализируемой Центром», — отмечает эксперт.

По мнению Георгия Бородина, в качестве «наблюдателя» США принимают деятельное участие в работе Центра, а за его развитием лично следит госсекретарь Хилари Клинтон.

«В техническом обеспечении ЦАРИКЦ также участвует Управление по военному сотрудничеству министерства обороны США (Office of Military Cooperation, OMC), как сообщается в телеграмме посольства США в Астане, раскрытой «WikiLeaks». При этом США настаивают, чтобы многосторонние усилия по борьбе с наркотиками проходили через ЦАРИКЦ и Совет Россия-НАТО, а не через ОДКБ. Вашингтон также рассчитывал связать деятельность ЦАРИКЦ с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая теперь проводит подготовку полицейских и других специалистов, связанных с охраной правопорядка, но из-за возражений российских официальных лиц США пришлось от этих планов отказаться», — подчеркивает он.

Вместе с тем, при всей своей пользе, для США ЦАРИКЦ — всего лишь один из этапов проникновения в силовые структуры государств Средней Азии, полагает эксперт.

«В июне 2011 года заместитель госсекретаря и глава Управления по международной борьбе с наркотиками и охране правопорядка в Государственном департаменте США (Bureau of International Narcotics and Law Enforcement Affairs, INL) Уильям Браунфилд (William Brownfield) анонсировал некую «Центральноазиатскую инициативу по борьбе с наркотиками» (Central Asian Counternarcotics Initiative, CACI). В этом проекте, правовые и практические аспекты которого разрабатывает снова УНП ООН, речь идет уже непосредственно о создании антинаркотических «сил специального назначения» в пяти среднеазиатских государствах, которые были бы связаны с аналогичными структурами в Афганистане и России, и координировались бы по каналам УНП ООН и ЦАРИКЦ. В качестве модели Браунфилд приводит специально подобранные и проверенные подразделения, созданные внутри Антинаркотической полиции Афганистана Агентством по борьбе с наркотиками США (DEA). Вашингтон обеспечит финансирование боевой подготовки, приобретения оборудования и снаряжения для этих спецгрупп: 4,2 млн. долларов Госдеп на инициативу уже выделил. Браунфилд также отметил, что реализация инициативы не требует массивного военного присутствия ни США, ни Российской Федерации. Летом и осенью этого года он и его подчиненные циркулировали по среднеазиатским столицам, убеждая их руководство в необходимости такой модели сил специального назначения в регионе», — рассказывает Георгий Бородин.

Эксперт также выразил сомнение, что заместитель госсекретаря Уильям Браунфилд и Дэвид Костеланчик (David Kostelancik), директор по Европе и Евразии в Управлении по международной борьбе с наркотиками и охране правопорядка в Госдепе, имея мощный послужной список, «ставят целью сотрудничества спасение русских людей от героина».

«Что касается основного антинаркотического ведомства США — Агентства по борьбе с наркотиками США (DEA), части министерства юстиции, то его миссия состоит в предотвращении потока наркотиков на территорию США. Международная деятельность DEA управляется тем фактом, что в 2006 году оно было включено в разведывательное сообщество США, состоящее теперь из 16 структур. Возможно, в DEA найдутся порядочные офицеры, которые считают своей задачей истинную борьбу с наркотическим злом. Но они не задают курс Агентства, и когда на их оперативную работу накладываются разработки разведкадров, последние берут верх», — считает Георгий Бородин, отмечая при этом, что не только силовые дипломаты и DEA, но и Центральное командование Вооруженных сил США также «борется с наркотиками», причем уже в Средней Азии.

По мнению эксперта, центром военной активности США в Средней Азии, помимо Киргизии, стал Таджикистан, однако особая роль в американской конструкции отводится Казахстану как самому крупному, благополучному и близкому к России государству в регионе, без которого недействительна никакая евразийская интеграция.

«Разыгрывание казахским руководством России, США и Китая друг против друга уже в среднесрочной перспективе превратит Казахстан в арену острой борьбы трех держав, а позиция боевого полигона совсем незавидна», — подчеркивает Георгий Бородин.

«Действия США в Средней Азии во многом повторяют их политику в Центральной и Южной Америке: это касается и интеграционных процессов, и «борьбы против наркотиков», и противоповстанческой войны. Так, в 1993 году усилиями США была создана «Центральноамериканская интеграционная система» (Central American Integration System, SICA) — система экономической и политической интеграции. В 2000 году Вашингтон запустил «План Колумбия», который из антинаркотического быстро превратился в противоповстанческий и уже через год был дополнен укреплением способности колумбийской армии по охране нефтепроводов. Колумбия, как известно, стала военным плацдармом США в Центральной Америке. Признанный в мире историк-эксперт по роли ЦРУ в наркоторговле Питер Дейл Скотт (Peter Dale Scott) в результате десятилетий изучения антинаркотических усилий США пришел к выводу, что рост объемов наркотрафика происходит благодаря, а не вопреки усилиям американцев. Альфред Маккой (Alfred McCoy), еще один всемирно известный специалист по роли ЦРУ в наркоторговле, констатирует, что там, где США вели «войну с наркотиками», наркопроизводство обычно возрастало. Пропорционально наркопроизводству возрастал терроризм, жертвы среди населения и страдания нации, чью территорию США выбрали для «борьбы с наркотиками», — отмечает эксперт.

По его словам, в борьбе с наркотиками интересы России и США не являются «общими»: американский силовой аппарат использует наркотики как политическое оружие.

«США сначала создают кризис, затем используют его для проникновения в силовые структуры государств-мишеней, чтобы поставить их на службу своим интересам. Формула проста: вступить в альянс с наркоторгующими группировками — объявить войну наркотикам — установить военно-политическое присутствие в регионе, куда наркотики направляются. ЦАРИКЦ для США — это разведывательный и координационный ресурс в регионе и платформа для подготовки кадров силовых ведомств. Цена в 3,2 млн. долларов — мизерная плата за то, чтобы знать все, что знает Россия и другие государства. В случае с ЦАРИКЦ США предлагает государствам сыграть в чужую игру с краплеными картами. В эту игру выиграть невозможно», — резюмирует Георгий Бородин.

Актуальное