08:59:22 Пятница, 29 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Гибель Сулеймани открыла новую главу в организации целенаправленных убийств — Энтони Дворкин

19:21 | 15.01.2020 | Аналитика

Печать

15 января 2020. PenzaNews. Гибель иранского генерала Касема Сулеймани [Qassem Soleimani] в результате авиаудара США стала новым этапом в организации целенаправленных убийств, опасным для всего мирового порядка. Об этом пишет старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям (ECFR), эксперт в области гуманитарного права Энтони Дворкин (Anthony Dworkin) в своей статье «Убийство Сулеймани: ослабление будущих ограничений на военные действия?», опубликованной в ряде зарубежных СМИ.

Гибель Сулеймани открыла новую главу в организации целенаправленных убийств — Энтони Дворкин

Фото: Fars News Agency, Wikipedia.org

«Это нападение знаменует собой значительную эскалацию напряженности вокруг применения американцами силы против внешних угроз безопасности, подтверждая насколько существенно изменилась ситуация с 11 сентября 2001 года. Решение президента Дональда Трампа [Donald Trump] об атаке на Сулеймани привносит в контекст международных отношений технику так называемой «войны с террором» — целенаправленного убийства людей, не являющихся участниками традиционных крупных боестолкновений. [...] Эта ситуация демонстрирует, как влияние бессрочной — ничем не ограниченной — военной кампании США против «Аль-Каиды» и «Исламского государства» [обе организации признаны в России террористическими, их деятельность запрещена] снова переходит в межгосударственную сферу, подвергая опасности хрупкую грань между войной и миром», — указывает автор публикации.

При этом он отмечает, что подобные атаки широко использовались США и ранее.

«После нападения «Аль-Каиды» на Соединенные Штаты президенты Джордж Буш [George W. Bush] и Барак Обама [Barack Obama] использовали технику целенаправленного убийства боевиков-террористов за рубежом, нанося удары по предполагаемым членам «Аль-Каиды» и других группировок в отдаленных местах в таких странах, как Пакистан, Сомали и Йемен. Так они внедрили «военную парадигму» в контртеррористические операции, претендуя на право атаковать террористов из-за их статуса членов вражеских сил как в вооруженном конфликте с другим государством», — поясняет аналитик.

На его взгляд, это существенно снизило барьеры для применения силы, поскольку отдельные лица могли быть убиты вне условий военных действий и без подтверждения того, что они действительно представляют собой «непосредственную смертельную угрозу американскому народу».

«Правомочия страны, находящейся в состоянии войны, были перенесены в контекст индивидуального выслеживания и атаки, что беспрецедентным образом расширило само понятие поля битвы», — подчеркивает Энтони Дворкин.

По его мнению, убийство Сулеймани представляет собой своего рода симметричное «обратное развитие».

«Своим решением Трамп трансформировал этот вид таргетированной атаки, который стал ассоциироваться с контртеррористическими операциями, в конфронтацию Соединенных Штатов с другим государством. Конечно, в случае, когда страна осуществляет целенаправленное убийство военного командира другого государства в военное время, не было бы ничего нового или примечательного. Примером, который обычно приводится в этом контексте, является операция США 1943 года, когда был сбит самолет с японским военно-морским командующим, адмиралом Исороку Ямамото [Isoroku Yamamoto] на борту, так как он был ответственен за нападение на Перл-Харбор. Но сравнение ударов по Ямамото и Сулеймани показывает, насколько они отличаются и какие новшества привнесли действия Трампа», — отмечает эксперт.

«Атака на Ямамото произошла в то время, когда США и Япония были вовлечены в тотальную войну, которая закончилась полной капитуляцией Японии. Нападение же на Сулеймани — самого влиятельного военного командующего Ирана — было совершено тогда, когда между США и Ираном не велось прямых военных действий. Трамп сказал, что удар по Сулеймани был предпринят для того, «чтобы остановить войну» (по-видимому, это означало «предотвратить начало войны»), и не являлся частью каких-либо боевых действий. Более того, сообщалось, что США нанесли удар, зная, что лидер иракского ополчения Абу Махди аль-Мухандис [Abu Mahdi al-Muhandis], который занимал официальную должность в вооруженных силах, также мог быть убит в ходе нападения», — уточняет автор публикации.

Таким образом, полагает он, удар по Сулеймани выглядит не как военная операция в период боестолкновений, а как убийство.

«Именно роль Сулеймани в финансировании и организации деятельности негосударственных группировок превратила его в мишень для Вашингтона — в частности, его роль в поддержке военизированной группировки «Катаиб Хезболла», которую правительство США считало ответственной за нападение на иракскую военную базу в конце декабря, в результате чего погиб американский контрактник. По сообщениям СМИ, при обсуждении решения убить Сулеймани представители администрации США сравнивали его с лидером ИГ Абу Бакром аль-Багдади [Abu Bakr al-Baghdadi]. Однако, нанеся удар по самому высокопоставленному чиновнику другого государства вне военного времени, Трамп сделал шаг, от которого ранее отказывались прежние администрации США», — пишет Энтони Дворкин.

По его словам, Буш и Обама также рассматривали возможность нападения на Сулеймани, но в итоге решили не совершать столь провокационные действия.

«Наиболее близкую аналогию в недавней истории можно провести с бомбардировкой Ливии в 1986 году по приказу президента Рональда Рейгана [Ronald Reagan] из-за взрыва бомбы на дискотеке в Западном Берлине, ответственность за который была возложена на ливийский режим. США напали на военную резиденцию, где базировался лидер страны Муаммар Каддафи [Muammar Qaddafi] — утверждалось, что главной целью ударов было его уничтожение. Однако даже если это была попытка целенаправленного убийства, она была представлена как нападение на военный объект», — отмечает аналитик, подчеркивая, что в нынешней ситуации Дональд Трамп позволил себе не только осуществить, но и открыто признать целенаправленное убийство Касема Сулеймани.

«Администрация США охарактеризовала убийство Сулеймани как «защитную акцию» против человека, который «активно разрабатывал планы нападения на американских дипломатов и военнослужащих в Ираке и во всем регионе». Этот язык используется официальными лицами США для оправдания атак против террористических целей в последние годы. Но, убивая иранского правительственного чиновника, США применили силу против Ирана, что в соответствии с уставом ООН допускается только в той степени, которая необходима и пропорциональна для защиты от вооруженного нападения. Независимо от того, достигли ли США этого порога, их действия, а также публичное признание и оправдание этих действий, создают значительный прецедент в ослаблении ограничений на военные действия, что может привести к существенной эскалации напряжения», — резюмирует эксперт.

Актуальное