23:28:08 Четверг, 28 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

При прокладке на Каспии трубопровода необходимо учитывать все факторы риска — Татьяна Бутылина

18:00 | 10.02.2012 | Аналитика

Печать

10 февраля 2012. PenzaNews. Сооружение магистральных морских трубопроводов ведет к нарушению экосистем Каспия, загрязнению углеводородами и деформациям среды обитания водных биоресурсов, а также к снижению биопродуктивности. Такое мнение выразила заместитель директора АНО «Центр международных проектов» (АНО «ЦМП»), руководитель направления по реализации Каспийской экологической программы Татьяна Бутылина в статье «К проблеме экологической безопасности магистральных транскаспийских трубопроводов», которую ИА «PenzaNews» приводит ниже без сокращений.

При прокладке на Каспии трубопровода необходимо учитывать все факторы риска — Татьяна Бутылина

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

В настоящее время морские трубопроводы небезосновательно считаются в России наиболее эффективным и экологически безопасным средством транспортировки природного газа через морские акватории, что подтверждается опытом (с учетом положений ОВОС) проектирования, прокладки и эксплуатации магистральных трубопроводов на Байдарацкой губе, Балтийском («Северный поток») и Черном («Голубой поток» и «Южный поток») морях. Вместе с тем, только подробный и всесторонний учет локальных особенностей участков конкретного водоема, по дну которого предполагается прокладка магистрального трубопровода, а также технологий строительства и обслуживания, включая рекультивацию затронутых им донных и прибрежных ландшафтов по окончании эксплуатации, может дать объективную информацию для учета рисков окружающей среды.

Несмотря на то, что прокладка и эксплуатация магистральных газопроводов на достаточно схожем с Каспием (по экологическим условиям) Черном море не привела к заметным негативным последствиям для морской среды, не следует переносить этот вывод на Каспийское море без достаточных оснований, предусматривающих не только экспертную оценку, но и проведение специальных инженернно-экологических изысканий в конкретных районах Южного Каспия (или Апшеронского порога — в зависимости от конкретного маршрута предполагаемого трубопровода) с обязательным участием специалистов всех государств региона.

Априори, при рассмотрении экологических рисков прокладки и эксплуатации транскаспийского магистрального газопровода следует, в первую очередь, учитывать следующие факторы:

— Экологические риски возникают в процессах строительства, эксплуатации и ремонта магистральных морских трубопроводов, а также в ходе рекультивации ландшафтов после прекращения их функционирования. В период эксплуатации они связаны, в большей степени, с токсичностью транспортируемого продукта. Известно, что абсолютные значения объемов поступления углеводородного сырья при аварийных разрывах морских трубопроводов, обычно, невелики. Однако этот источник загрязнения является одним из самых опасных в силу присущих ему особенностей. При аварийных выбросах причиняется значительный ущерб морским экосистемам, так как при этом концентрация загрязняющих веществ достигает наивысших значений. Токсичным воздействием обладает как метан, составляющий 97% природного газа, так и его гомологи (этан, пропан, бутан), которые поражают центральную нервную систему рыб при концентрации 1 мг/л. При аварийных выбросах такое воздействие наблюдается на расстоянии до 500 м от источника.

— В связи с высокой сейсмичностью этого региона, замкнутого характера водоема и единой системы течений на Каспии, в случае аварии, независимо от трассы трубопровода, ущерб будет нанесен всем без исключения прибрежным государствам и водоему в целом. К опасным природным явлениям, которые могут спровоцировать аварийные ситуации на магистральных трубопроводах в регионе, относят подводный грязевой вулканизм, землетрясения и цунами (либо так называемые нагонные волны), вероятность которых в Каспийском море достаточно велика, а также долговременные изменения уровня Каспийского моря.

— К числу природных явлений, увеличивающих экологические риски прокладки и эксплуатации магистральных трубопроводов по дну Каспия, относятся оползневые явления на подводных склонах Среднего Каспия и наличие транскаспийских разломов, сейсмическая или техногенная активизация которых может привести к «разгрузке» подземных резервуаров углеводородов в морскую среду Каспия. К недостаточно изученным опасным явлениям, которые могут вызвать тяжелые экологические последствия при прокладке и эксплуатации морских трубопроводных систем относятся флюидодинамический режим глубоких подземных слоев, оползневые гравитационные явления, наличие неоднородных напряженностей в слоистых донных отложениях, а также движения придонных вод и осадков, приводящие к возникновению подводных каньонов с глубиной вреза до 50 метров.

— При прокладке или ремонте трубопроводов происходит нарушение донных отложений, что вызывает опасное для жизнедеятельности гидробионтов замутнение вод и вынос накопленных в донных осадках загрязнений в водную толщу Каспийского моря, а также фрагментация целостности местообитаний донных организмов. При этом возникают временные барьеры на путях миграций различных придонных организмов.

— В ходе строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов возникает локальное шумовое и тепловое загрязнение морской среды, последствия которого для жизнедеятельности эндемичных каспийских гидробионтов изучены недостаточно.

— Развитие морской трубопроводной транспортной инфраструктуры является дополнительным стимулом расширения эксплуатации морских и прибрежных месторождений углеводородов, что чревато возникновением аварийных ситуаций при морской добыче углеводородов, а также увеличением сброса бурильных шламов и недостаточно очищенных сточных вод.

— Сооружение магистральных морских трубопроводов ведет к нарушению экосистем Каспия, загрязнению углеводородами и деформациям среды обитания водных биоресурсов и, как следствие, снижению биопродуктивности, в том числе запасов промысловых рыб, в особенности, ценных осетровых пород-бентофагов. Потенциальные рыбохозяйственные ущербы прокладки и эксплуатации морских магистральных трубопроводов (а также разработки морских нефтегазовых месторождений и строительства, деятельности и ликвидации промысловых платформ) связаны с помехами рыболовству, с нарушением качества среды обитания водных биоресурсов и гибелью донных организмов; с ухудшением кормовой базы, нарушениями миграций промысловых видов, с ухудшением условий для воспроизводства, а также с прямым сокращением площадей промысловых акваторий.

При этом следует учитывать, что для полноценного учета каспийской специфики в вопросах обеспечения экологической безопасности при начальном дизайне и проектировании прокладки морских магистральных газопроводов необходимы не только информационно-аналитические, но и конкретные «полевые» (морские) исследования. Данные разнородных работ, выполненных в рамках фундаментальных и прикладных морских геофизических, геологических, геоморфологических (включая литодинамические), экологических и рыбохозяйственных исследований Каспия научными национальными и транснациональными компаниями в регионе, нуждаются в общей сводке, анализе и интерпретации под поставленную проблему, что осложняется коммерческим, стратегическим и политическим характером ряда таких материалов.

Поскольку Туркменистан и Азербайджанская Республика заявили о приоритетности вопросов экологической безопасности проекта транскаспийского магистрального газопровода, представляется целесообразным предложить использовать пятисторонний формат соответствующих исследований и изысканий (с учетом обязательности выявления перечисленных и иных возможных аспектов каспийской специфики) по гарантированному обеспечению всех аспектов этой безопасности в рамках процедуры ОВОС.

Предлагаемый подход может выглядеть как инструмент затягивания сроков формирования и реализации проекта, однако в применении к Каспийскому региону только он соответствует заявленному президентами прикаспийских стран в ходе Бакинского саммита 2010 года лозунгу «Каспийское море — море мира, стабильности, дружбы и добрососедства», закрепленного в преамбуле «Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море», и отвечает фундаментальному принципу обеспечения региональной экологической безопасности «Семь раз отмерь, — один раз отрежь».

И наглядным примером проведения таких исследований является опыт сотрудничества Российской Федерации со странами Евросоюза при проведении аналогичных исследований в рамках проекта «Северный поток».

В отношении политических аспектов рассматриваемой проблематики важно учитывать, что Азербайджанская Республика, участвующая в подготовке проекта транскаспийского магистрального газопровода совместно с Туркменистаном (несмотря на наличие серьезных противоречий в подходах к разграничению дна Каспия для целей эксплуатации минеральных ресурсов), является стороной Конвенции Эспо и, тем самым, обязана соответствующим образом сотрудничать с другими странами, которые планируемая деятельность будет затрагивать, с точки зрения ОВОС данного проекта.

В настоящее время единственным действующим механизмом рассмотрения на региональном уровне вопросов обеспечения экологической безопасности, в том числе при реализации технологических проектов (к которым относится и планируемый проект транскаспийского магистрального трубопровода) является Тегеранская Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря. Учитывая, что очередная Конференция сторон Тегеранской конвенции намечена к проведению в конце 2012 года в Москве, еще имеется время для консультаций с другими Сторонами конвенции о включении этого вопроса в повестку дня Конференции.

P.S.: В отношении подписанного президентами государств региона на Бакинском саммите 2010 года и ратифицированного Российской Федерацией в декабре 2011 года «Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море» (Федеральный закон №367-ФЗ, подписан президентом Российской Федерации 3 декабря 2011 года), которое также можно рассматривать как возможный канал сотрудничества по проблемам обеспечения экологической безопасности проектов транскапийских магистральных газопроводов, приходится констатировать, что только Россия и Туркменистан не включили в число ведомств, ответственных за выполнение этого Соглашения, свои природоохранные и рыбохозяйственные министерства (ведомства).

На основании чего можно сделать предположение, что за указанную в пункте 1 статьи 2 этого Соглашения область сотрудничества [«борьба с незаконной добычей биологических ресурсов (браконьерством)», а также за обязательство Сторон осуществлять «сотрудничество и в других областях, соответствующих предмету настоящего Соглашения и представляющих взаимный интерес, за исключением военных аспектов безопасности» (пункт 2 указанной статьи), например — за экологическую безопасность], ни Минприроды России, ни Росрыболовство ответственности не несет. Тем не менее, механизмы сотрудничества, закрепленные Соглашением, и его основной принцип (статья 1), согласно которому «Обеспечение безопасности на Каспийском море является прерогативой прикаспийских государств», смогут стать дополнительным средством налаживания сотрудничества по рассматриваемой проблематике после его вступления в силу.

Каспийское море — крупнейший закрытый водоем в мире с уникальной экосистемой, населенной более чем 400 эндемическими биологическими видами, наиболее известными из которых являются каспийский осетр и редчайший каспийский тюлень.

Трансграничные воды Каспия омывают пять прикаспийских стран — Азербайджан, Казахстан, Иран, Россию и Туркменистан. Значимость Каспийского региона, прежде всего, обусловлена его обширными запасами полезных ископаемых. По оценкам Департамента энергетики США, общие ресурсы Каспийского региона составляют примерно 100–200 млрд. баррелей нефти (что превышает запасы нефти всего североамериканского континента в целом) и 7,9 трлн. куб. метров природного газа.

Согласно оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, доказанные запасы нефти Каспийского моря равны примерно 3% от мировых запасов углеводородов, а запасы природного газа около 5% от мировых объемов газа.

Лидером по объему добычи нефти и доказанным ее запасам является Казахстан. Второе и третье места занимают Азербайджан и Туркменистан соответственно. Иран добычу углеводородного сырья на Каспии пока не ведет.

Актуальное