04:23:38 Пятница, 26 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Памятник Суворову в Пензе должен отражать величие полководца — Олег Сидоренко

08:25 | 08.11.2016 | Интервью

Печать

Пенза, 8 ноября 2016. PenzaNews. Руководитель региональной общественной организации ветеранов внутренних войск и участников боевых действий «Беркут» Олег Сидоренко дал интервью корреспонденту ИА «PenzaNews» Людмиле Мизиной, в котором поделился планами по созданию сквера имени Александра Суворова, установке памятника в его честь и открытию суворовского училища, а также высказал предположение о том, что великий русский полководец мог родиться на территории Пензенской губернии.

Памятник Суворову в Пензе должен отражать величие полководца — Олег Сидоренко

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

— Олег Викторович, в августе 2016 года Вы представили общественности проект сквера имени Александра Суворова, который предлагается обустроить в центре Пензы — между улицами Плеханова, Октябрьской и Суворова. На каком этапе находится его реализация?

— Сейчас сквер официально называется «Октябрьский». Многие, конечно, этого не знают, думают, что он безымянный. О нем говорят: «Это где заброшенные сгоревшие дома стоят?» Поэтому у нас инициатива — придать этому скверу юридический статус, дать ему имя «Суворовский».

Вопрос решен. По устной договоренности 50% площади отведено нам. Это место, где стоит так называемое «светофорное дерево». Этот памятник неофициальный, поэтому, предполагается, что не будет проблем заменить его на монумент в честь Суворова.

Когда мы представили проект, глава города Валерий Савельев сказал: «Я вижу по вашему макету, что это уже не сквер, а парк». Нам бы тоже хотелось, чтобы это был парк, чтобы вся территория отошла под него. Со стороны мэрии Пензы и главы города поддержка в этом плане есть. От губернатора получен ответ, что он тоже поддерживает нас. Но есть нюансы. Какие? Это финансовые вопросы, которые рекомендуется решать на уровне федеральных ведомств.

Благодаря этой подсказке мы подали ряд обращений — президенту России Владимиру Путину, председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, в Совет Федерации Валентине Матвиенко. Также мы обратились в министерство культуры РФ к Владимиру Мединскому. Письма, конечно, мы написали большие, но, как ни крути, весь вопрос можно уложить в одну строчку: «Дайте денег».

Также подняли вопрос о восстановлении разрушенного храма в селе Суворово Лунинского района, обратились к патриарху Кириллу, уже начали переговоры с Московской патриархией. С нами начал работу владыка Тихон Шевкунов. Его помощники запросили не только фотографию храма в селе Суворово, но также и макет памятника Суворову. Мы отправили и его, и с разных ракурсов сфотографированный храм.

Получили ответ из отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Священного синода Русской православной церкви. Они сообщили, что православная церковь высоко чтит вклад Суворова в религиозное и нравственное воспитание российских солдат и молитвенно поддержит мероприятия, посвященные памяти этого выдающегося военного деятеля. Они поддерживают нас в этом вопросе, просьба находится на рассмотрении. Кроме того, в письме указано: «Православная церковь дает вам благословение Божие на все благие дела и начинания».

— Вы также предлагаете установить памятник Александру Суворову?

— Мы бы хотели, чтобы был именно памятник, хотя видим в Интернете мнения, что можно ограничиться бюстом. Считаю, что этого недостаточно для такого имени, как Суворов.

Мы связались с рядом скульпторов России — и московских, и пензенских, и из соседних регионов, чтобы памятник соответствовал чину и назначению. Он должен быть величественный, согласно рангу и статусу Суворова. Если будут заседания художественных советов, мы, конечно же, будем на них присутствовать и настаивать, чтобы памятник был достойным.

Тот проект, который мы предлагаем, требует большой территории. Мы бы хотели, чтобы это был самый большой конный памятник. Чтобы он был не меньше, а, может быть, даже и больше памятника Салавату Юлаеву в Уфе. Вот такой размах.

— Олег Викторович, насколько я знаю, часть сквера Вы не можете использовать, так как она находится в частной собственности. Если не получится найти взаимопонимание с собственниками, как будете действовать?

— Договориться и с властью, и с частными лицами — это только вопрос времени. О том, что он не будет разрешен, не может быть и речи. Мы думаем, что за ноябрь–декабрь решение будет принято окончательно.

— В ходе личного приема граждан, состоявшегося 31 октября, скульптор Виктор Уваров предложил губернатору Ивану Белозерцеву установить в Пензе памятники князю Владимиру, мученикам Борису и Глебу, святителю Иннокентию, а также полководцу Александру Суворову, маршалу Георгию Жукову и адмиралу Федору Ушакову. Это как-то связано с Вашей инициативой?

— Дошли такие сведения до нас. Связано это с нами потому, что эту всю тему начали именно мы. Нас это только радует. Чем больше будет заинтересованности у общественности, у власти, тем лучше. Мы поддержим любую инициативу, которая будет исходить от общественности, от научных работников и мастеров скульптурного жанра.

— Олег Викторович, а кто из скульпторов работает над макетом памятника в честь Суворова?

— Я пока не буду называть их имена. Единственное, что скажу: мы обратились к ряду скульпторов — это и пензенские скульпторы, им будет уделено самое большее внимание, и это правильно.

— Ранее Вы также выразили намерение заняться восстановлением имения Александра Суворова в селе, которое теперь носит имя полководца. Как продвигается реализация этого проекта?

— Мало какая область, какой региональный центр может похвастаться местами, где лично бывал Суворов, и где у него было имение. В Пензенской губернии насчитывается 4–5 имений Суворова. Есть достоверные данные об этом. Установить это нам помогали вузы — и исторический факультет Пензенского государственного университета, и Мордовский государственный университет. Мы также обращались в Москву в ряд университетов и получили от них письменные подтверждения, что у Суворова, действительно, здесь были имения.

Более того, мы начали подробно интересоваться местом рождения Суворова. И у нас есть предположение, что Суворов родился на территории Пензенской губернии. Может быть, даже в том имении, о котором идет речь.

Мы сейчас ведем работу в этом направлении, потому что четких данных о месте рождения полководца нет нигде. Москва говорит, что в Москве родился. Другие говорят, что в Финляндии родился. Мы же имеем основания утверждать, что он, может быть, родился здесь.

Есть точные сведения о том, что его мать, когда была беременна, выехала из Москвы, а вернулась уже с младенцем. Где она была, где произошло рождение — точных фактов нет. Если подтвердится, что где-то на территории Пензенской области, это сыграет большую историческую роль для нашего региона.

— Еще один Ваш проект предполагает открытие в Пензенской области суворовского училища. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее. Вы уже получили ответы на свои запросы о поддержке, направленные в федеральные ведомства?

— Мы обратились в приемную президента РФ, в Совет Федерации, в министерство обороны России. С их стороны категорического «нет» пока не услышали. Наоборот, увидели желание дать регионам возможность иметь такие суворовские училища.

Наша область интересна чем? Мы находимся по центру. Нас окружают Мордовия, Самара, Саратов, Тамбов, Нижний Новгород, Чувашия и Башкирия — те регионы, которые не имеют суворовских училищ. Мы обратились в эти области к главным федеральным инспекторам с просьбой поддержать нас в этом вопросе.

Мы считаем, что Пенза, помимо того, что она имеет центральное местоположение среди этих субъектов федерации, еще и место намоленное, так скажем.

Когда в Минобороны узнали, что Суворов приезжал в губернию неоднократно, что он закладывал церковь, что он ее строил на свои личные сбережения и даже первые пять служб в ней провел, что он, предположительно, родился в Пензе, то сказали: «Это сам бог велел, чтобы суворовское училище было открыто именно в Пензе».

В настоящее время по линии министерства обороны функционирует 27 довузовских учебных заведений. В соответствии с поручением главы государства ведется работа по открытию в 2017 году московского и петрозаводского президентских кадетских училищ, а также филиала нахимовского военно-морского училища в Мурманске. Интерес есть к нам, поддержка будет, но бюджет на 2017 год уже сверстан. Вместе с тем мы надеемся, что есть еще внебюджетные федеральные средства. Мы делаем упор на это.

Понятное дело, что все связано с финансами. Хотя, как говорится, для такого вопроса, как военно-патриотическое воспитание и культурное наследие, средства вполне могут быть найдены.

Недавно делегация общественной организации «Беркут» побывала в Москве в суворовском училище. Мы ознакомились с жизнью, бытом суворовцев. Разговаривали и с попечительским советом, и с родителями. Мы видели и интерес мальчишек учиться, и интерес родителей, что дети пристроены, и интерес государства. Мы еще раз убедились, что находимся на правильном пути.

— Олег Викторович, каковы Ваши дальнейшие шаги?

— Как я уже сказал, мы обратились к федеральным инспекторам регионов, в ближайшее время получим ответы. Надеемся на поддержку. Помимо этого, мы ждем ответы из приемной президента РФ, премьер-министра и от Совета Федерации. И самый главный вопрос — это Минобороны РФ, у них должна быть самая большая заинтересованность. Подростки — это еще и кадры, это будущие офицеры, защитники, это будущая элита нашей Родины. Мы уверены, что пензенские юноши не подведут.

Еще открою небольшую тайну. Мы сделали предложение главе Росгвардии Виктору Золотову, обратили внимание на то, что министерство обороны РФ имеет очень много суворовских училищ, а национальная гвардия — только один корпус, который находится в Москве. Мы сказали, что это неправильно, что национальная гвардия должна быть вровень с Минобороны.

Сейчас этот вопрос на рассмотрении у Виктора Золотова. Мы думали, что сразу получим отказ. К примеру, скажут, что сейчас не до этого — идет становление и не до кадетских корпусов, но с нами связался генерал-майор Андрей Мальченко, который сообщил, что у главного командования есть понимание важности проекта, необходимости уделять внимание патриотическому воспитанию молодежи.

— Если вдруг получится так, что и Минобороны РФ, и Росгвардия выразят готовность содействовать открытию суворовских училищ в Пензенской области, сможем ли мы заполнить оба учреждения курсантами?

— Потянем. Это будет только плюсом. Я сам учился в военном училище внутренних войск в Орджоникидзе — город Владикавказ. Там на 300 тыс. населения — это в два раза меньше Пензы — было три военных училища — внутренних войск, пехотное и зенитно-ракетное, а также одно суворовское. И это было только на пользу: все юноши были охвачены военным воспитанием.

— Олег Викторович, у Вас на примете уже есть площадки, где в перспективе можно было бы расположить суворовское училище?

— Куда бы мы ни обращались, задавался вопрос: «А есть ли база у вас?» Самая главная база — это пензенское население, которое целиком и полностью поддержит этот вопрос. Помимо прочего, у нас очень сильный научный комплекс, научные кадры в Пензе. Это очень большой плюс. Мы ссылались на то, что очень хорошо развито у нас военно-патриотическое воспитание.

Есть Пензенский артиллерийский инженерный институт. Кадры там есть — и воспитательские, и командные. Есть твердая поддержка со стороны командования. Более того, половина территории артучилища сейчас пустует после того, как оно было частично сокращено.

Ряд школ также готовы провести переориентацию в этом вопросе.

Еще у нас есть бывшая школа милиции в Ахунах. Там располагался еще и филиал саратовского госуниверситета МВД. И эта база на сегодняшний день достаточно укомплектована. По крайней мере, есть территория, помещения для занятий, спортзалы, тир, где можно вести военную подготовку — тактическую и строевую, территория уже огорожена.

Кроме того, в селе Суворово есть очень сильная школа, большая, которая не уступает пензенским. Она тоже оснащена всем. Мы высказали свое пожелание, что это нельзя оставлять без внимания. Может быть, даже будет рассматриваться вопрос о создании суворовского училища там, на территории села Суворово, с размещением его части на базе этой школы. Либо эту школу использовать как летний лагерь. Административный корпус, учебный, казарменные помещения, столовая, актовый зал и спортивный — все это в школе есть. Мы также имеем очень большую поддержку со стороны главы администрации Лунинского района Алексея Атясова. Мало того, мы получили ответ от управления культуры и архива Пензенской области, где они рекомендуют нам обратиться к главе на предмет начала оформления земельного участка под усадьбу Суворова.

— Сколько средств планируется потратить на реализацию всех озвученных Вами проектов?

— Если говорить о памятниках, это будет сумма 30–35 млн. рублей: кадет-суворовец и памятник Суворову. Если говорить о музее [планируется открыть на территории будущего сквера «Суворовский»], я не берусь сейчас назвать сумму, но тоже не один десяток миллионов. Усадьба Суворова — тоже не один десяток миллионов, потому что надо будет восстанавливать прообраз имения, дом Суворова. Опять-таки музей какой-то должен там быть. Основной момент — это должен быть памятник соответствующий. Там стоит бюст, который был установлен в середине XX века. Естественно, он требует замены. Может быть, это будет в 2–3 раза уменьшенный макет памятника, который будет стоять в сквере в Пензе. Плюс храм [должен быть]. Говорить о том, что патриарх, владыка возьмут на себя весь вопрос финансового обеспечения — мы на это особо не надеемся.

Мы увидели большую работу, которая ведется в Швейцарии. Будем связываться с посольством, с историческими обществами на предмет взаимодействия, поддержки, потому что у швейцарцев большой опыт — у них и памятники установлены, и музеи Суворову посвященные. Хотим с ними наладить контакт.

— Из каких источников Вы планируете привлекать финансирование?

— Говоря о суворовском училище, понятное дело, тут только должны быть федеральные средства — будь то по линии Минобороны РФ или Росгвардии. Если говорить о памятнике Суворову, музее и развитии усадьбы, то здесь, помимо того, что будут федеральные средства, губернатор, правительство, Законодательное собрание высказали заинтересованность. Также у нас были переговоры с бизнесом. Мы разговаривали с крупными промышленниками Пензы и получили поддержку.

Нельзя списывать со счетов и население. Разговаривали с людьми, пензенцами, они тоже сказали, что если будет обращение, поддержат. И большое спасибо ветеранам войны: они первыми откликнулись.

Мы надеемся на бизнес, на промышленников, на наших земляков.

— Олег Викторович, большое спасибо за интересное интервью. Желаю удачи в реализации всех намеченных планов!

Актуальное