Эксперимент по созданию генномодифицированных близнецов требует более детального расследования
Печать
6 февраля 2019. PenzaNews. Американский биоинженер из университета Райса в Хьюстоне Майкл Дим (Michael Deem) играл важную роль в экспериментах китайского ученого Хэ Цзянькуя (He Jiankui) по созданию детей, защищенных от ВИЧ-инфекции путем генной модификации. Об этом сообщает научно-медицинский портал STAT News.
Фото: Flickr.com/nationalacademyofsciences
Как следует из размещенной на сайте публикации, ученый из США был научным руководителем Хэ Цзянькуя и соавтором множества его работ, посвященных исследуемой теме, включая статью «Рождение близнецов после редактирования генома на устойчивость к ВИЧ», в которой представлены результаты опытов.
По мнению ряда обозревателей, участие известного и уважаемого американского биоинженера в ГМО-экспериментах не только существенно повышало авторитет проекта, но и могло побудить родителей близнецов принять решение вступить в него.
Тем временем китайские власти официально подтвердили факт рождения детей с измененной ДНК в результате манипуляций Хэ Цзянькуя.
«Ученый организовал проектную группу, включающую иностранный персонал, который намеренно избегал надзора и использовал небезопасную технологию для выполнения редактирования генов эмбрионов человека с целью воспроизводства, что официально запрещено законом», — говорится в заявлении следователей.
Сотрудник отделения здравоохранения и безопасности Университета Хоккайдо, редактор журнала японской медицинской ассоциации (JMA-J) Тецуя Исии (Tetsuya Ishii), лично принимавший участие в саммите в Гонконге, в ходе которого Хэ Цзянькуй впервые представил свой эксперимент, отметил, что близнецов, если они действительно родились посредством редактирования генов, необходимо тщательно обследовать, «принимая во внимание все риски экспериментальной репродуктивной медицины».
«Ответственность за последующее наблюдение за детьми в равной степени лежит и на ученых, и на родителях близнецов», — сказал он в интервью ИА «PenzaNews».
При этом, по мнению эксперта, самому Хэ Цзянькую будет трудно осуществлять последующий мониторинг, поскольку власти Китая запретили ему проводить исследования.
«Кроме того, родители могут отозвать согласие на наблюдение за развитием детей, даже если ранее они приняли положительное решение по этому вопросу. В любом случае следует принять меры для обеспечения здоровья и соблюдения прав близнецов. Может быть, ответственность за это возьмет на себя университет или государство», — предположил японский ученый.
Комментируя информацию о том, что Хэ Цзянькую могут предъявить обвинение, за которое предусмотрено наказание в виде смертной казни, Тецуя Исии отметил, что сделать это только из-за проведенного опыта будет непросто.
«Если утверждения ученого об эксперименте верны и близнецы родились здоровыми, то совершенно очевидно, что его действия не имеют состава преступления, которое каралось бы смертной казнью, несмотря на весь риск эксперимента», — сказал Тецуя Исии.
По его словам, в настоящее время ВОЗ формирует группу экспертов для урегулирования проблем, связанных с редактированием генов человека.
«Это, вероятно, приведет к появлению определенных деклараций, требующих более строгих правил при использовании технологий по изменению генов. В действительности же глобально регулировать редактирование генов человека очень трудно, потому что взгляды на человеческую жизнь и репродукцию различаются в разных культурах, традициях и странах. Тем не менее усилия по созданию нормативно-правовой базы важны для будущих поколений всего мира», — пояснил собеседник агентства.
В свою очередь заместитель проректора по академическим вопросам университета Нового Южного Уэльса в Сиднее, профессор Мерлин Кроссли (Merlin Crossley) высказала уверенность в том, что эксперимент по редактированию генов человека был проведен преждевременно.
«Риски не были известны, равно как эффективность и результативность процедуры. При этом неясно, сработал ли метод на самом деле», — уточнила эксперт.
Между тем, на ее взгляд, в целом с появившимися на свет близнецами все в порядке.
«Возможно, они приобрели дополнительную мутацию, но мутации происходят каждое поколение из-за естественных процессов. CRISPR увеличил бы этот риск, но сам факт рождения детей уже указывает на то, что угрожающей жизни мутации не произошло», — отметила Мерлин Кроссли.
По ее мнению, детям вряд ли потребуется какое-то специальное дополнительное наблюдение, однако их стоило бы оградить от чрезмерного внимания.
«Психологические последствия того, что они являются первыми генномодифицированными детьми, а также пристальное внимание со стороны всего мирового сообщества могут иметь наиболее серьезные побочные эффекты», — пояснила свою позицию зампроректора университета Нового Южного Уэльса.
По ее словам, всю ответственность за этот эксперимент должен взять на себя исследователь.
«Я считаю, что наказание должно соответствовать преступлению. Если это нарушило закон КНР, а я не знаю китайских законов, то тогда к ученому следует применить положения этого закона. Я не могу дать более глубоких комментариев на этот счет, но могу сказать о том, что в моей стране наказание было бы суровым и могло бы предусматривать лишение свободы», — добавила Мерлин Кроссли.
Вместе с тем, по ее мнению, ученые вряд ли оставят идеи о генетическом улучшении людей, поэтому данное направление будет постепенно развиваться.
«Я думаю, что подобные эксперименты в течение нескольких поколений будут проводиться с животными, а затем, возможно, если будет доказано, что это безопасно, эта методика может стать приемлемой для людей, но в ограниченных пределах. Однако этого не должно произойти раньше, чем мы узнаем о рисках и позиции общества», — сказала австралийский ученый.
«Подобные эксперименты не будут распространяться по всему миру. Люди осторожны и медлительны с точки зрения размножения. У нас будет время, чтобы обсудить данный вопрос. Это не ядерный взрыв, не утечка нефти и даже не последствия изменения климата. Это может быть сдержано и сдерживается. Никто не намерен создавать «армии» генетически модифицированных детей. Кроме того, для этого требовалось бы желание и согласие такой же «армии» матерей. Я сомневаюсь, что женщины нашей планеты окажутся настолько глупы, чтобы когда-нибудь допустить подобное», — добавила она.
Между тем сотрудник Института Фрэнсиса Крика Кэти Ниакан (Kathy Niakan) назвала проведение опыта на данном этапе развития генной инженерии «безответственным, неэтичным и опасным».
«Презентация ученого никоим образом не смогла смягчить мою научную, моральную или этическую озабоченность этой проблемой. Особую тревогу вызывает отсутствие контроля и тщательного изучения клинических планов перед началом экспериментов над людьми, а также полное отсутствие прозрачности в течение всего процесса. Я очень обеспокоена тем, что [в ходе выступления] Хэ избегал вопросов о процессах одобрения эксперимента, при этом его ответы о согласии пациентов также не успокоили меня. По всей видимости, его команда была не готова к вопросам о проведении надлежащих процедур согласования [опыта], а предложение уязвимым пациентам бесплатной процедуры ЭКО представляет явный конфликт интересов», — отметила Кэти Ниакан.
«Хэ также не смог ответить на вопрос, почему он проводил эксперимент вопреки твердому международному консенсусу против таких опытов. Существует реальная опасность, что действия ученого-шарлатана могут подорвать доверие общественности к науке и отбросить на второй план результаты многих серьезных исследований», — подчеркнула ученый.
В свою очередь заслуженный профессор кафедры биохимии медицинского факультета Университета Юты в Солт-Лейк-Сити Дана Кэрролл (Dana Carroll) обратила внимание, что независимых доказательств проведения эксперимента в соответствии с тем, как его описал Хэ Цзянькуя, нет.
«Пока мы не проверим изменения последовательности гена CCR5 у этих детей, можно предполагать, что он сфальсифицировал результаты. Если редактирование будет подтверждено, то дети должны находиться под тщательным наблюдением, и я думаю, что китайские власти должны взять на себя ответственность за случившееся и использовать все свои возможности на этом этапе», — сказала профессор.
По ее словам, ученый заслуживает определенного наказания, поскольку «поставил детей под угрозу без медицинского на то основания».
«Есть две возможные реакции, которые, я надеюсь, не последуют за случившимся. Во-первых, другие люди могут посчитать, что «дверь» к редактированию зародышевой линии человека «открыта» и продолжат аналогичные эксперименты еще до того, как технология станет достаточно безопасной и эффективной. Во-вторых, власти в разных странах могут ввести запрет на любые эксперименты по редактированию зародышевой линии и, возможно, даже эксперименты, направленные на разработку соматической терапии», — отметила Дана Кэрролл.
Она также выразила надежду, что терапевтическое редактирование зародышевой линии будет разработано и предложено семьям в будущем.
«Чтобы сделать этот подход безопасным и эффективным, необходимо провести много тщательных исследований. В то же время некоторые соматические методы лечения постепенно подходят к этапу клинических испытаний с использованием редактирования генома с CRISPR, TALEN и нуклеазами белкового домена «цинковые пальцы». Эти направления имеют большие перспективы и не связаны с изменением человеческой зародышевой линии. Даже методы соматической терапии должны пройти тщательное тестирование до того, как их можно будет широко предлагать пациентам, а это займет несколько лет», — сказала ученый.
«Общественность стремится пользоваться преимуществами медицинского редактирования генома, но это возможно только в отдаленном будущем и будет применимо к ограниченному числу заболеваний и состояний», — резюмировала Дана Кэрролл.